Система работы над домашними заданиями по математике.
методическая разработка по алгебре на тему

Андреева Надежда Прокопьевна

Система работы над домашними заданиями по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nadezhda_prokopevna.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы

 над домашними заданиями

по математике

Автор разработки:  

учитель математики  Андреева Надежда Прокопьевна

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                    2

ГЛАВА 1. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ОДИН ИЗ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ                                                                     4

1.1. Организация домашней работы                                                                                            4

1.2. Проблемы и недостатки домашнего задания                                                                      5

1.3. Допустимые нагрузки и дозировка домашних заданий                                                     5

ГЛАВА 2. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ - НЕОТЪЕМЛИМАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ                                                                   7

2.1. Виды домашнего задания                                                                                                      7

2.2. Уровни домашнего задания                                                                                                 12

2.3. Приемы подачи домашнего задания                                                                                   14

2.4. Подготовка учащихся к домашнему заданию                                                                    15

2.5. Формы контроля выполнения домашней учебной работы                                               16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                            21

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                                             22

         

                                                                                                               


ВВЕДЕНИЕ.

Урок был и остается самой распространенной формой массового обучения математике в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Складывающаяся ситуация во многом обусловлена представлением общеобразовательным учреждениям правом самостоятельно выбирать как методы и средства, так и формы, ориентированные на развивающее личность обучение. А это стимулировало процесс поиска и других, отличных от урочной, способов организации обучения математике. Структурные элементы различных форм организации обучения все чаще используются учителем при конструировании урока. Поэтому современный урок математики, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариантная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Поэтому большое влияние на формирование интереса учащихся к предмету оказывают различные формы активизации учебной деятельности, одним из путей которых является постановка домашнего задания и подготовка учащегося к его выполнению.

    Домашняя работа учащихся успешно влияет на освоение учебного материала, если:

  • обеспечивается индивидуальность и посильность заданий;
  • осуществляется сугубо индивидуальная самостоятельная деятельность;
  • реализуется личностно-ориентированная направленность учебных заданий.

Теоретические и практические основы разработки современного урока математики, подготовки учителя к совершенствованию процессов обучения математике раскрыты в исследованиях: «Конструирования современного урока математики» (С.Г. Менвелова); «Приемы педагогической техники» (А. Гин); «Домашние задания» (Г.В. Древелов); «Уроки математики, подготовка и проведение» (Н.И. Зильберберг); «Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий» (Н.Н. Поспелов); «Технология обучения математике на основе деятельностного подхода» (Епишева О.Б.).

В то же время в массовой школе все еще преобладает традиционная модель ориентирования на усвоение знаний, умений и навыков учащихся в каждой области с ее неизменным атрибутом – классно-урочной технологией и ориентацией на деятельность учителя. Такое положение сохраняет в образовании основные противоречия: между ценностными ориентациями в семье и школе; между целями обучения и его реальными результатами; между необходимостью дифференциации образования и единообразия технологии обучения; между преобладающими в школе фронтальными формами обучения, объяснительно-иллюстративным характером преподавания умения и усвоения знаний; между неизбежными результатами обучения традиционными методами (доминирование памяти над мышлением, пассивностью в учебной работе, перегрузки учащихся) и стремлением достичь развития учащихся средствами учебного предмета.


ГЛАВА 1. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ОДИН ИЗ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

1.1. Организация домашней работы

Освоение программного материала невозможно без систематической домашней учебной работы учащегося. Она служит связующим звеном между прошедшим и предстоящим уроками, отличаются большей самостоятельностью учащегося, во многом предопределяемой отсутствием учителя при выполнении домашних заданий.

Епишева О.Б. предлагает следующую схему общей организации домашней работы. [5, с. 192]

  1. Осознать цели домашней работы и их важность.
  2. Приготовиться к работе так, чтобы соблюдать психологические и гигиенические правила учебной деятельности.
  3. Ознакомиться с заданиями, определить, в какой последовательности их лучше выполнять (чередуя устные и письменные, легкие и трудные).
  4. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
  5. Прочитать и усвоить материал учебника.
  6. Выполнить письменные задания.
  7. Составить план устного ответа.
  8. Проверить выполнение всей домашней работы в целом.

Выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе она носит характер индивидуальной самостоятельной деятельности. При этом каждый ученик может выполнять задания в привычном ему темпе, пользоваться более подходящими способами, не ограничивать себя в упражнениях по освоению изученного материала.

Тем самым домашнее задание служит и для «выравнивания» учащихся, выражающегося в готовности каждого из них к работе на предстоящем уроке. Кроме того, домашняя учебная работа крайне важна для формирования у учащихся навыков самообразования и воспитания ответственности за результаты своего труда.

К.Д. Ушинский в своих трудах сформировал ряд требований к домашнему заданию учащегося:

  • Домашнее задание должно быть посильным;
  • Домашнее задание не должно быть большим по объему;
  • Домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока ученик не научится работать самостоятельно.

1.2. Проблемы и недостатки домашнего задания

Проблемы организации домашней учебной работы связаны с преодолением присущих ей типичных недостатков:

  1. Перегрузок;
  2. Однообразия видов деятельности;
  3. Невыполнение домашних заданий.

При работе в классе еще удается расшевелить, и будут решать хотя бы простые задачи. Но только не дома - не привыкли... Если точнее, то привыкли домашнее задание не делать. На все старания учителя слышишь стандартное «А мы не понимаем!». И действительно, у доски, с оглядкой на учителя, медленно и неуверенно, но что-то получалось, а в возможность разобраться в чем-то самим они уже не верили.

Начинаем с того, что задаем на дом простую задачу, точную копию которой разбираем и закрепляем: в классе. На следующем уроке опять слышим «А я не понял». Очевидно, что ученик даже не заглянул в условие. Поэтому поиск путей их решения приводит к необходимости совершенствования методики разработки, постановки и проверки домашних заданий, подготовки учащихся к их выполнению.

1.3. Допустимые нагрузки и дозировка домашних заданий

Прежде всего по объему задания на дом не должны превышать допустимых нагрузок, определенных уставом общеобразовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. На выполнение образовательных домашних заданий по всем предметам учащиеся должны тратить в день: 5-6 классы - до 1,5 часа; 7-9 классы - до 2 часов; 10-11 классы - до 2-2,5 часа.

Общее время на работу в классе и дома не должна занимать у детей более 8 часов в день. Поэтому компоновку обязательного домашнего задания по математике следует осуществлять так, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали примерно 40% учебного времени в 5-6 классах, 50% - 7-9 классах и 60% - 9-11 классах. Не рекомендуется давать обязательные домашние задания на выходные и праздничные дни.


ГЛАВА 2. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ – НЕОТЪЕМЛИМАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

2.1. Виды домашнего задания

Разнообразие содержания программного материала обуславливает необходимость применять разные виды домашних заданий. Они могут быть:

  1. Устными и письменными;
  2. Обязательными (в том числе и по выбору) и по желанию;
  3. Общими, дифференцированными и индивидуальными;
  4. Связанными с усвоением, обобщением и систематизацией знаний и умений;
  5. Комбинированными;
  6. Интегрированными;
  7. Творческими и т.д.

Возьмем к примеру:

  • Устный вид домашнего задания - работа с книгой. Книга - неотъемлемый элемент обучения, она помогает учащимся самостоятельно мыслить, получать знания, воспитывает познавательный интерес к предмету. Для того, чтобы самостоятельно работать с книгой, учащиеся должны уметь читать, пересказывать текст, находить в нем ответы на вопросы, работать с рисунками, таблицами, составлять план прочитанного, пользоваться справочным материалом. В старших классах - работать с дополнительной литературой, готовить доклад для урока и т.д.

В своей работе Епишева О.Б. [5, с. 193] дает следующие рекомендации приема работы с учебником:

  1. Найти задание по оглавлению.
  2. Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: О чем пойдет речь? Что предстоит мне узнать? Что я уже знаю об этом?).
  3. Прочитать содержание пункта (параграфа).
  4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).
  5. Задать по ходу чтения вопросы (например такие: О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять? и т.д.)
  6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
  7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).
  8. Изучить определения понятий.
  9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, формулы).
  10. Разобрать и понять иллюстрации (чертеж, схему, рисунок).
  11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.
  12. Провести самостоятельно обоснование свойства понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).
  13. Составить схемы, чертежи, рисунок, таблицы и т.п., используя свои обозначения.
  14. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, мнемонические приемы).
  15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.
  16. Придумать и задать такие вопросы.
  17. Если не все понятно, отметить неясное и обратиться к учителю (родителям, товарищам).

На первых уроках математики в 5 классе, геометрии в 7 классе необходимо знакомить учащихся с учебниками, рассказать о его особенностях, авторах и построении, после чего учащиеся приобретают навыки работы с книгой. Для учеников, особенно в 5 классе, работа с теоретическим материалом учебника - дело тяжелое и утомительное. Но обойтись без нее нельзя. Поэтому полезно наряду с традиционными формами работы использовать и игровые формы. Например:

  1. «Вопросы - ответы». Ученики составляют серию вопросов к изученному на уроке материалу. Затем один ученик задает свои вопросы, другие по вызову спрашивающего одноклассника на них отвечают.
  2. «Угадай-ка». Учитель нумерует абзацы текста учебника. Ученики дома придумывают загадки по содержанию абзацев текста, начинающиеся словами: «В каком абзаце...»

Учителя и родители должны активнее приобщать учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний, помогать им вырабатывать самостоятельность мышления.

  • Обязательные (в том числе и по выбору) и по желанию

В своей работе мы используем упражнения для домашней работы из учебника. Предлагаем задания:

  1. Непосредственно связанные с изучаемой темой; они по трудности соответствуют основным задачам раздела классных упражнений.

           2.   Упражнения для систематического повторения ранее изученных разделов курса математики.

Если упражнения первого вида безусловно следует постараться прорешать все, то для задач второго типа такой необходимости нет. Возможен отбор задач из этой группы для конкретного класса или группы учащихся (домашние задания могут быть различными для детей, разных по уровню подготовки и степени заинтересованности).

Из банка заданий ГИА и ЕГЭ для проведения письменного экзамена по математике в девятых классах и в одиннадцатых классах общеобразовательных школ можно для работы дома задать задания массивом.

Давая задачи массивом, нужно следить, чтобы в нем были задачи явно посильные, так и довольно сложные. При задании массивом возникает соревновательность. Полезно вести ведомость, это таблица в которой отмечаются решенные задачи.

Ф.И.

Решенные задачи

1

35

2

2

45

35

55

1

3

1

15

10

Например: дается десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить заранее оговоренный минимальный объем задания.

Плюсы при задании массивом:

  1. Происходит самосогласование ученика и уровня задач, которые он решает;
  2. Дети решают разные задачи; у них появляется дополнительная возможность поговорить на тему, обменяться решениями;
  3. Выбирая задачи, ученик волей - неволей читает остальные. Таким образом, его учебный кругозор становится шире, а также ученик учится с первого взгляда оценивать сложность задач.
  • Индивидуальный вид домашнего задания - заключается не только в решении и составлении задач для различных уровней учащихся. Это может быть подготовка докладов, сочинений на заданную тему, создание презентаций, тестов и т.д. Например:

А) Подготовить доклады на тему:

  1. Математика в Древней Руси.
  2. Кто был первым математиком.
  3. Несколько слов об алгебре.
  4. Пифагор. Евклид. Архимед и т.д.

Подготовку учениками докладов (рефератов) нужно провести в несколько этапов.

  1. Продумать тему своей работы, в общих чертах определить ее содержание, составить предварительный план.
  2. Составить список литературы, которую следует прочитать.
  3. Читая литературу, отметить и выписать все, что должно быть включено в работу.
  4. Разработать более подробный окончательный план, возле всех его пунктов и подпунктов сделать ссылки на литературу.
  5. Во вступлении к работе раскрыть значение темы.
  6. Последовательно раскрывать все пункты плана, обосновывая основные положения и иллюстрируя примерами.
  7. Постараться отразить свое личное отношение к теме.
  8. Писать грамотно, точно, кратко, разделяя текст на абзацы, не допуская пустословия и повторений, ссылаясь на список литературы.
  9. Сделать вывод в конце работы.
  10. Самокритично прочитать свою работу, устранить все замеченные недостатки, переписать работу начисто.

Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией; что является жизненно полезным для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют особенности и трудности преподавательской работы. И когда во время доклада «штатный хулиган» издает мешающий звук (например: шуршит бумагой), нужно спокойно продолжать речь. После такого опыта ученики начинают понимать, каково работать в подобных условиях учителю.

Б) Найти или сочинить сказку, рассказ, стихотворение по теме «Треугольник. Виды треугольников».

Также могут быть предложены учащимся изготовить различные таблицы, поделки для кабинетов математики. Например:

  1. Правильные многогранники
  2. Шаблоны.

Педагогические технологии, подобные этим, нужны, когда мы хотим научить учеников любому сложному умению. А стимулирование при этом процессе самоуправления домашней учебной работой уменьшает возможность проявления отмеченных выше недостатков и благотворно сказываются на ее результативность.

  • Комбинированный вид домашнего задания.

Например:

  1. Приготовить тематическую таблицу (черновой вариант) по теме «Площади фигур».
  2. Разные виды треугольников соотнесите в схему. Объясните, почему этот треугольник вы определили в эту группу. (Можно составить схему по теме «Углы»).

В таких домашних работах присутствует и устный и письменный вид домашнего задания, и связанный с усвоением, обобщением и систематизацией знаний и умений.

  • В интегрированном домашнем задании присутствует связь математики с другими предметами. Например:
  1. В 7 классе в течение недели учащиеся наблюдают за изменением температуры воздуха в одно и то же время, фиксируют для себя, затем показывают графически. В этой работе дети учатся читать графики по своим наблюдениям (география - математика).
  2. В 5 классе ребята получают карточки с заданиями и по таблице ответов должны составить слово, например, зверь. Волка можно увидеть в наших лесах часто, но есть звери, которые встречаются редко, некоторые из них занесены в красную книгу. В результате домашней работы ребята узнают, какие это звери и птицы. Надо не только узнать название об этом животном, но и найти иллюстрацию с изображением этого животного, рассказать кратко о нем, сделать презентацию,  ответить почему занесен в красную книгу (биология - математика).

Такие задания с использованием нематематической информации способствуют расширению знаний об окружающем мире. Они направлены на развитие логического мышления, математической речи, умения объяснить Что? Почему? Как?

  • Диапазон творческих заданий широк, среди них можно выделить некоторые типовые группы, например:
  • Сказки, частушки, фантастические рассказы;
  • Кроссворды, ребусы, чайнворды;
  • Плакаты - опорные сигналы;
  • Тематические сборники интересных примеров и задач;
  • Стихи и т.д.

Например:

   Составить кроссворд, так чтобы в нем использовалось как можно больше слов из изученной темы. На следующий урок учащиеся меняются кроссвордами и решают их, кроссворды сдаются на проверку. Одним ученикам можно дать готовые кроссворды для решения, другие составляют свои. Зачем собирать эти ученические работы? Во-первых, ребятам интереснее работать с тем материалом, который составлен их же сверстниками. Ведь бывает, что работу выполнили знакомые, старшие братья и сестры. Во-вторых, и самим авторам - ученикам будет приятнее составлять эти работы, если они станут использоваться в живом деле. Каждая работа подписана автором, а это добрая память.

  • Кроме всех описанных видов домашних заданий большие возможности приобретения навыков в математике представляют домашние практические задания:
  1. Определить объем комнаты.
  2. Определить площадь поверхности стен в детской комнате и узнать сколько рулонов обоев потребуется для ремонта.
  3. Перенести на лист бумаги размеры своего дома в выбранном масштабе.

  1. Уровни домашнего задания

Специфика математики, как учебного предмета, выражена в широкой опоре на ранее изученный материал. Сложность логических рассуждений приводит к тому, что при изучении математики явно заметно расслоение учащихся. Одни ученики плохо усваивают фактический материал, с трудом воспроизводят выкладки по показанному образцу, не могут использовать новые знания в сочетании с ранее изученными. Другие легко оперируют изученными понятиями и свойствами, способны применить полученные знания в новых ситуациях, могут самостоятельно найти пути решения усложненных заданий. В связи с этим особое значение в обучении математике имеет уровневая дифференциация. Использование таких материалов позволяет организовать домашнюю работу по их возможностям. Задания различаются по содержанию, виду соответствующих умственных операций, по характеру.

Первый уровень - обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть понятным и посильным для любого ученика.

Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя, эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень - используется или нет, в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это - творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах, и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Различие в уровне сложности домашних работ позволяет учащимся успешно реализовать свои возможности. Учиться приятно, когда чувствуешь успех, и приятно поверить в свои способности.

  • Определенную роль в развитии познавательного интереса играют домашние самостоятельные и контрольные работы, домашние задания к учебным зачетам.

Они должны быть дифференцированы и разработаны по пройденной теме. Это позволяет расширить и углубить знания учащихся, помогают ликвидировать пробелы в знаниях, навыках отдельных учащихся.

  1. Для систематизации же методов решения задач по изученной теме, также как и теоретических сведений, полезны домашние самостоятельные контрольные работы. Чтобы выполнение этого задания не повлияло на ход учебных занятий, дается двухнедельный срок выполнения и сдачи задания. Такой срок позволяет слабым учащимся проработать учебник, посоветоваться с учащимися.
  2. Домашние самостоятельные задания по готовым чертежам.
  3. При организации уровневого контроля необходимо довести до сведения учащихся обязательные результаты обучения по заданной теме, примерный объем тематического зачета и предъявить требования в доступном для восприятия виде. Ученики будут видеть перед собой конкретную и реальную достижимую цель обучения. С этой целью учащимся могут быть предложены домашние задания к каждому зачету. Эти задания выдаются за несколько уроков до проведения зачета.
  • Работа по карточкам с уровнями для индивидуальных домашних заданий.

 Карточки принесут пользу при подборе индивидуальных домашних заданий. При выполнении упражнений, помещенных на карточках, преследуется цель обучения всех учащихся. Родители могут использовать карточки для организации помощи своим детям в домашних условиях. В каждой карточке предлагаются задания трех уровней сложности: задания, соответствующие обязательным результатам обучения; задания, решение которых предлагает умение применять знания в ситуациях, сходных с теми, что были разобраны в классе; предназначенные школьникам, проявляющим повышенный интерес к занятиям по математике, умеющим творчески применять полученные знания. (В каждой карточке имеется шрифт - 531. Первое число 5 - тема «Решение задач с помощью уравнения», второе 3 - порядковый номер в ее группе, третье 1 - уровень трудности. Можно уровни заданий не обозначать шрифтом, а карточки сделать разных цветов: 1-ый уровень - желтого цвета, 2-ой уровень - зеленого, 3-ий уровень - розового).

Такие задания приучают постоянно работать в полную меру своих сил и способностей. Эта привычка поможет им успешно выполнить свои обязанности в будущей практической деятельности. «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам» (К. Маркс).

  1. Приемы подачи домашнего задания

«Творческий характер должно иметь не только само домашнее задание, но и подача этого задания».

Творческий характер самого домашнего задания - это понятно. А вот подача? Обычно этому не придается особого значения. Учитель может продиктовать задание, может записать его на доске. А если записать как-то по-новому, необычно.

Например:

  1. Волка можно увидеть в наших лесах часто, но есть звери, которые встречаются редко, некоторые из них занесены в красную книгу.
  2. Е У Б Н Е Д т - домашнего задания не будет (первая буква - самая большая, последняя - самая маленькая), при изучении неравенств.
  3. Игра в почту. Задания в конвертах, дежурный- почтальон, раздает письма - задания.
  4. Индивидуальные задания, на обратной стороне разные рисунки. Учащийся подходит и выбирает задание по рисунку.
  5. Идеальное задание. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. Например, кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изученной теме.

Даже дача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнести в него некую тайну, загадку... Конечно, не каждый раз. И конечно, загадку посильную.

  1. Подготовка учащихся к домашнему заданию

Но особого внимания требует работа по подготовке учащихся к выполнению домашних заданий. Она не ограничивается лишь сообщением того, что задается на дом. Чаще всего подготовка ребят к выполнению домашних заданий осуществляется в явной или неявной форме на каждом этапе урока. Но даже в таких случаях задание должно быть сообщено до звонка с урока, а не по звонку или после звонка. Желательно записывать задание на дом в начале урока, поскольку при работе над новой темой, при выполнении упражнений всегда есть возможность прокомментировать и отдельные задачи из домашнего задания.

В свою очередь, учителю надо быть готовым к внесению корректив в содержание намеченного домашнего задания (прежде всего в его обязательную часть) с учетом складывающихся на уроке обстоятельств. Однако вне зависимости от них учащиеся должны иметь возможность зафиксировать задание на дом, ознакомиться с его содержанием, а при необходимости и уточнить: что, зачем и как выполнять.

При выполнении домашнего задания каждый ученик пользуется наиболее подходящими ему способами организации учебной работы. Но это вовсе не исключает необходимости оказания ребятам помощи в рационализации методов и приемов ее выполнения. В первую очередь это касается сроков выполнения, заданных не на завтрашний, а на последующие дни. При обучении математике подобные ситуации возникают начиная с 7 класса. Обычно ребята готовят уроки, заданные на следующий день. Но при этом с момента объяснения в классе может пройти несколько дней. Потому многое из того, что было понятно на уроке, забывается. Надо будет не только восстанавливать забытое, но и заново разбираться в изученном. Выход из этой ситуации основан на использовании закономерности забывания (оно протекает наиболее интенсивно в первые часы после восприятия нового): домашнюю работу желательно выполнять в тот же день, когда она была задана, а перед следующим уроком лишь повторить выполненное. Полезно попробовать делать уроки рано утром. Некоторым по психофизиологическим причинам это окажется очень удобно, и они повысят свою успеваемость. А некоторым ребятам окажется очень полезно читать параграф учебника до того, как его объяснит учитель.

Наряду с рекомендациями о сроках выполнения домашних заданий учащиеся должны владеть информацией организации рабочего места, режиме дня, а в целом их необходимо целенаправленно учить учиться математике.

Можно учащимся предложить приемы выполнения письменной домашней работы:

  1. Прочитать задания для письменной работы, понять их.
  2. Продумать, какие приемы их выполнения следует использовать (пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, образцами, памятками).
  3. Если нужно, предварительно выполнить задания полностью или частично на черновике.
  4. Проверить тем или иным способом правильность выполнения задания.
  5. Записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила введения тетради.

Также немаловажную роль в этом процессе отводится и родителям. Они должны не только создавать необходимые условия для домашней учебной работы детей, но и вместе с учителем определиться в вопросах оказания им помощи и организации контроля за выполнением домашних заданий.

  1. Формы контроля выполнения домашней учебной работы

Мотивирующая и мобилизирующая роль домашних заданий существенно ослабевает, если учителем не налажена система их проверки и оценки. Используемые при этом формы контроля могут быть самыми разными. Выделим из них формы проверки домашних заданий, получивших на практике наибольшее распространение.

  1. Фронтальная проверка домашних заданий. Учащиеся отвечают на вопросы учителя по заданному теоретическому материалу, устно воспроизводят, комментируют и проверяют промежуточные и конечные результаты решения каждой задачи.
  2. Класс выполняет самостоятельную работу, содержащую упражнения, аналогичные упражнениям из домашнего задания. Управляя этим процессом, учитель к тому же проверяет у каждого ученика наличие в тетради выполненного домашнего задания.
  3. Проверка домашнего задания начинается с вызова одного учащегося к доске. Ему дается время для подготовки к ответу по той части домашнего задания, которая предлагается учителем. Остальные в это время выполняют упражнения, аналогичные упражнениям из домашнего задания. После чего класс слушает и контролирует ответ вызванного ученика (исправление ошибок в тетради ученики производят пастой другого цвета и на полях ставят знаки «+» или «-»).
  4. «Уплотненный опрос». В ходе его вновь реализуется идея, рассмотренная в предыдущем случае. Но в отличие от него к доске вызываются одновременно несколько учеников, которые будут затем отвечать по очереди.
  5. Внеурочная проверка учителем тетрадей с домашними заданиями.
  6. Взаимоконтроль выполнения домашних заданий (парный взаимоконтроль, подключение наиболее подготовленных учеников к проверке домашних работ и т.д.).
  7. Самопроверка домашних заданий путем сверки с образцами (напечатанные на компьютере).
  8. В образцах оформления домашних заданий, заранее напечатанных, имеются пропуски. В процессе их заполнения осуществляется проверка выполнения заданного на дом.
  9. В образцах оформления домашних заданий, заранее напечатанных, преднамеренно допущены ошибки. В процессе их обнаружения и исправления осуществляется проверка заданного на дом.
  10. Косвенный контроль выполнения домашнего задания. Например, с помощью математических диктантов, тестов, самостоятельных работ, в содержании которых включен материал, аналогичный упражнениям из домашнего задания.
  11. Блиц-опрос, ответы изобразить на координатной плоскости.
  12. .Карточки для проверки формул. Начало формул записано красным цветом, продолжение зеленым. К началу подобрать конец формул.

Важное значение имеет общий самоконтроль домашнего задания.

  1. Проверять по ходу выполнения и сразу исправлять допущенные ошибки.
  2. Пересказывать изучаемый материал своими словами.
  3. Восстанавливать в памяти план изучения темы.
  4. Проверять усвоение теории ее применением.
  5. Использовать специальные приемы самоконтроля, связанные с особенностями изучаемого материала.
  6. Обращаться к справочникам, таблицам, словарям, энциклопедиям.
  7. Выполнять текстовые задания с выбором ответа.

В методике преподавания предметов рекомендуется соблюдать следующее:

ЭТАПЫ ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. Дидактическая задача этапа

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН

  1. Содержание этапа

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты

  1. Условия достижения положительных результатов

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся классов

  1. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знаний материала, полученного учащимися на дом

  1. Требования

Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий

  1. Способы активизации на уроке

Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся

  1. Ошибки, допускаемые при реализации

Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий

ЭТАП ИНФОРМИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ О ДOMAIIIHEM ЗАДАНИИ,

ИHCTPУKTAЖ IIO ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

  1. Дидактическая задача этапа

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

  1. Содержание этапа

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока

  1. Условия достижения положительных результатов

Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения

  1. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками

  1. Требования к ее реализации дидактической задачи урока

Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию

  1. Способы активизации на уроке

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)

  1. Ошибки, допускаемые при реализации

Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения

Несомненно, наиболее полную информацию о выполнении письменных работ учитель получает при проверке рабочих тетрадей учащихся. Отсутствие системы в ее организации является одной из причин невыполнения учащимися домашних заданий. Поэтому проверять тетради, в которых выполняются домашние и классные работы, нужно в 5, 6 классах после каждого урока, начиная с 7 класса их частота постепенно снижается до того уровня, чтобы тетради каждого ученика проверялись не реже двух раз в месяц.

При проверке классные и домашние письменные работы оцениваются, но в журнал могут быть выставлены отметки за наиболее значимые работы. По усмотрению учителя можно выставить средний балл (округленный до целых) по пройденной теме за несколько  домашних заданий, в дневники отметки желательно ставить (особенно в 5 классе). Учителю будет легче работать, если у него под рукой окажется таблица, где выставляются отметки за каждый номер выполненного задания учащегося.

Ф.И.

Тема

№ выполненного домашнего задания

1

2

В особых случаях (при проверке индивидуальных, творческих работ) выставляемую в тетради отметку желательно сопроводить рецензией, подчеркивающей достоинства выполненной работы. Могут быть следующие виды оценивания:

  1. Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика.
  2. Оценка «автомат» или зачет.
  3. Ученик сам ставит отметку.
  4. Отметки «в кредит».

В ходе проверки письменных работ учитель имеет возможность собрать информацию и проанализировать сведения о затруднениях и ошибках учащихся, причинах их появления, чтобы наметить пути их устранения. Своевременный сбор, систематизация и анализ подобных сведений о работе каждого ученика помогают определить не только состояние, но и динамику усвоения учащимися программного материала.

     Эффективность усвоения учебного материала зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации домашних работ, которая обеспечивается глубоким и всесторонним анализом возможностей каждого ученика.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Математика как общеобразовательный предмет оказывает большое влияние на умственное развитие учащихся. Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование самостоятельности мышления учащихся всегда было и остается одной из основных образовательных и воспитательных задач. Все вопросы подготовки и выполнения домашней работы должен помочь ученику решить учитель. Необходима целенаправленная и тщательная работа по организации овладения всеми учащимися навыков выполнения домашних заданий, что является основой перехода на более высокий уровень самостоятельности.

Сегодня педагогическая наука отказывается от представлений о человеке как средстве достижения результата и обращается к концепции человека как цели, к идее гуманизации образования. Это обусловлено и тем, что к началу XXI века человечество значительно расширило свои познания скрытых от внешнего взгляда механизмов функционирования человеческого организма, доказательно представило концепцию об огромных его резервах и возможностях каждой личности в совершенствовании, в овладении достижениями современной науки и технологии. В сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, адекватно изменять организацию своей деятельности, уметь владеть средствами коммуникаций, добывать информацию и пользоваться ею. Таким образом, модернизированная школа должна предоставить учащимся возможность самообучения и совершенствования в этих направлениях.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Гин А., Педагогическая техника. - Учительская газета, 1992 г.
  2. Гин А., Приемы педагогической техники. - М. Просвещение, 1999 г.
  3. Демидова С.И. , Денищева Л.О., Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. - М: Просвещение, 1985 г.
  4. Древелов Г.В., Домашние задания. - М. Просвещение, 1989 г.
  5. Епишева О.Б., Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. - М. Просвещение, 2003 г.
  6. Загородская Л.С., Домашняя контрольная работа. - Математика в школе, 1994 г.
  7. Зильберберг Н.И., Уроки математики. Подготовка и проведение. - М. Просвещение, 1996 г.
  8. Крупецкая В.А., Математика 6-8 классы. Серия доклады, рефераты, сообщения. - Санкт - Петербург. Издательский Дом «Литера», 2007 г.
  9. Манвелов С.Г., Конструирование современного урока математики. - М. Просвещение, 2002 г.
  10. Поспелов Н.Н., Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. - М. Просвещение, 1979 г.
  11. Рассудовская Н.Е., Домашние задания творческого характера для всего класса. – Математика в школе, 1984 г.
  12. Рыбникова М.Р., Геометрия: задачи на готовых чертежах 7-9 классы. – Луганск. Учебная книга, 2004 г.
  13. Третьяков П.И., Оперативное управление качеством образования в школе. – М. 2004 г.
  14. Худодатова Л.М., Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах 5-9 классы. - М. Школьная Пресса, 2002 г.
  15. Я иду на урок математики. - М. Первое сентября, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка: выполнение домашнего задания по математике.

Памятка: выполнение домашнего задания по математике....

Рекомендации по выполнению домашнего задания по математике

Рекомендации учащимся и родителям по выполнению домашнего задания по математике...

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ...

РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Зачем в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание? Ответ на этот вопрос следует искать в определении места и ц...

Памятка для учащихся "Как готовить домашнее задание по математике".

В памятке представлены рекомендации для успешного выполнения домашнего задания по математике....

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся...

Творческие домашние задания по математике 5-6 класса

Здесь представлены некоторые из творческих домашних заданий по математике учащихся 5-6 классов по темам: "Обыкновенные дроби", "Угол", "Круговые диаграммы", "Координ...