Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ.
по алгебре по теме

Бугаева Лидия Владимировна

Обобщение опытом работы по теме самообразования "Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.pptm2.14 МБ
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бугаева Лидия Владимировна учитель математики МОУ АСОШ №2 Понимать и любить тех, Кому преподаешь. И любить то, что преподаешь. "Учитель года 2010"

Слайд 2

Тема самообразования : Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ.

Слайд 3

В своей работе опираюсь на теорию проблемного обучения, используя труды ученых Матюшкина А.М, Махмутова М.И, теорию развивающего обучения Л.В Занкова, теорию познавательного интереса К.И Щукиной, систему опорных сигналов В.Ф Шаталова.

Слайд 4

Формирование познавательного интереса происходит за счет : - содержания учебного материала ; - организации познавательной деятельности школьников ; - общения ; - использование компьютерных технологий.

Слайд 5

Содержание учебного материала : - новизна содержания ( новые факты, новые формы подачи материала, новые формы деятельности) ; - практическая значимость содержания знаний ; - исторический аспект.

Слайд 6

Догадайтесь, какое число или слово нужно записать вместо вопросительного знака: кот ток 345 ? 543 746 нос ? 647 сон

Слайд 7

рот тор 2 5 ? 5 2 Найдите произведение дробей. = 1 31 6 6 31 = 1 a b = 1

Слайд 8

Тест 1.Найдите число, обратное числу 0) 7/15 1) 15/7 2) 1 5/7 2.Найдите число, обратное числу 12 . 0) 12 1) 1 2) 1 /12 3.Замените десятичную дробь 1,7 неправильной обыкновенной дробью 0 ) 17/10 1 ) 10 / 17 2 ) 1 7/10 4.Запишите число, на которое надо умножить 6/7 , чтобы произведение равнялось 1 0 ) 7 1 ) 6 2 ) 7/6 7 15

Слайд 9

Ответ к тесту : 1202

Слайд 10

Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель – снизу. А записывать дроби в точности, как сейчас стали арабы. История

Слайд 11

Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель – снизу. А записывать дроби в точности, как сейчас стали арабы. История

Слайд 12

Первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) в 1202 году

Слайд 13

Организация познавательной деятельности школьников : - проблемное обучение ; - практические работы исследовательского характера ; - творческие работы ; - специальные приемы учителя (наглядность, занимательность и т. д) ;

Слайд 14

Вместо квадратов поставьте такие числа, чтобы равенства были верными 31 5 = 6 1 7 5 5 = 1 5 2 6 6 

Слайд 15

Можно ли так сокращать? ??? 16 64 Что называют сокращением дроби ? = 1 4 49 98 = 1 2 2

Слайд 16

Найдите ошибку 1 5 3 5 · = 4 1 5 8 · = 2 5 2 ???

Слайд 17

Как решить уравнение, используя взаимно обратное число? 5 6 х 3 4 5 6 х = 3 4 6 5 · 5 6 x = 3 4 6 5 · 5 6 x = 3 4 · 6 5

Слайд 18

Общение : - педагогический оптимизм – стимул доверия познавательным возможностям ученика ; - взаимная поддержка учителя и учащихся ; - ласковый взгляд учителя ; - оценочное суждение учителя.

Слайд 19

Здравствуйте, ребята! Прошу занять свои места. Сегодня 2 декабря, День недели – среда. Сегодня проведу У вас урок такой, Который будет посвящён Интересной паре одной. Слушайте меня внимательно, На вопросы отвечайте, Всё, ребята, подмечайте, Ничего не забывайте, Меня, прошу, не подкачайте

Слайд 20

Ребята! Сегодня провела У вас урок такой, Который был посвящён Интересной паре одной. Слушали вы меня внимательно, На вопросы отвечали, Всё, ребята, подмечали, Ничего не забывали, Спасибо, что не подкачали! Спасибо за урок!

Слайд 21

ИКТ позволяют реализовать цели и задачи проблемного обучения.

Слайд 22

Данные технологи и способствуют: - а ктивизации познавательной деятельности учащихся ; - р азвитию вариативности мышления, математической логики; - н аправленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Слайд 23

Чтобы сделать учебный материал доступным и образным использую электронн ый носител ь “Живая математика” и презентаци и на уроках.

Слайд 24

С помощью презентации доступнее излагается материал: Например , в 5 классе формула объема прямоугольного параллелепипеда выводится с помощь ю презентации:

Слайд 25

Объём h b a V= a х b х h 4 x 5 = 2 0 ( см 3 ) 4 x 5 = 2 0 ( см 3 ) 1 слой : 4 x 5 = 20 ( см 3 ) 2 слой? 3 слой? Всего: 4 x 5 x 3 = 6 0 ( см 3 ) 1 см 3

Слайд 26

ПОВЕРХНОСТЬ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА СОСТОИТ ИЗ 6 ГРАНЕЙ 1 2 Задняя грань Передняя грань

Слайд 27

Скорость теплохода по течению реки 42 , 8 км / ч. Скорость течения 2 , 8 км / ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения.

Слайд 28

Сложите с помощью координатной прямой. -4 + 3 = -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 х А В +3 -1

Слайд 29

Задача. С одной станции в противоположных направлениях вышли два поезда в одно и то же время. Скорость одного поезда 50 км/ч, а другого – 70 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 2 часа? Подсказка

Слайд 30

s = v ∙ t ? 2 ч 70 км/ч 50 км/ч 2 ч ( 70 + 50) 2 = ... 240 км

Слайд 31

Эффективнее: - п роводить устный счет. - с оздавать проблемные ситуации. - и спользовать время на уроке.

Слайд 32

Восстановите цепочку вычислений : 2 2 ,8 2,3 3,3 4 3,9 6 +0 ,8 - 0,5 +1 + 0,7 - 0,1 + 2,1

Слайд 33

-0,3 -20 15 12 -10 6 40 500 Солнышко.

Слайд 34

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подрожать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н. Толстой

Основная образовательная задача школы – обеспечить активное, сознательное, прочное и систематическое усвоение школьниками  основ наук. Обладая знаниями, школьники не только усваивают их содержание, но и развивают свои познавательные возможности, интересы, склонности. Они учатся мыслить, искать, творить. Школа должна подготовить учащихся к самообразованию, сформировать у них постоянную потребность в пополнении и обновлении знаний, их активном использовании в учебной и трудовой практике, повседневной жизни.

Развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника.

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В тоже время познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника. Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для полноценного учения. Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность, и личность школьника многозначно. Учащимся очень импонирует то, что учитель помогает им принять активное участие в процессе приобретения знаний, как он «перекладывая» на них часть учебного процесса, постоянно включая их в анализ того, что происходит в классе, побуждая их быть внимательными, подмечать недостатки и принимать меры к их устранению, т.е. учащиеся начинают действенно помогать учителю в сложном процессе обучения. Отношение между учителем и учащимися проявляются на уроке в эмоциональном тонусе деятельности учащихся. Эмоциональный тонус зависит от взаимных отношений учителя и учащихся.

В создании эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся большую роль играет эмоциональность самого учителя.

Сильное влияние на познавательный интерес учащихся оказывает педагогический оптимизм, или стимул доверия познавательным возможностям ученика. Вера в ученика, в его познавательные силы – мощный побудитель интереса к учению. Это выражается в самой организации учебного процесса: в создании проблемных ситуаций выражено доверие к интеллектуальным возможностям учеников, в постоянном усложнении познавательных задач, в стимулировании творческого подхода и самостоятельной поисковой деятельности при расчете на оригинальность решения.

Мощным стимулом укрепления познавательного интереса является взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся. Доверие учителя всегда вызывает расположение к нему ученика.

       Главным условием успешной деятельности и достижения определенных целей при обучении является мотивация ,а в основе мотивации лежат потребности и интересы личности ,поэтому чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо обучение сделать желанным процессом. В своей работе я, в основном, опираюсь на теорию проблемного обучения, используя труды ученых Матюшкина А.М, Махмутова М.И, теорию развивающего обучения Л.В Занкова, теорию познавательного интереса К.И Щукиной.

   Основной задачей считаю не только научить математике, но и формировать у учащихся устойчивый познавательный интерес к предмету на основе активизации мыслительной деятельности в процессе обучения, развить творческие способности и познавательную самостоятельность детей.

   При изучении новой темы знания не даю учащимся в готовом виде, они приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности. При этом у учащихся происходит осознание и самостоятельное ( под руководством учителя) преодоление затруднений в познавательной деятельности, связанное с интересом и эмоциональным переживанием.

   Для реализации поставленных целей использую следующие пути:

     -активизация опорных знаний и сбор фактов для подготовки к изучению нового;

     -решение проблемных задач перед объяснением нового материала;

     -проведение эксперимента дома и в классе;        

     -создание проблемных ситуаций.

   Создание проблемных ситуаций имеет целью:

     -обеспечить на уроке условия для проявления познавательной активности учащихся, раскрыть их субъективный опыт, поощрить стремление находить свой способ работы, освоить более рациональный способ или решение

     -овладеть способами и приемами самоучения

     -развить мышление учащихся.

При проектировании урока для меня важным этапом является не просто выбор форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, а такой формы, которая способствовала взаимодействию учителя и учащихся в достижении запланированных целей и задач урока. Ученик должен стать субъектом процесса обучения, включиться в активную работу на уроке, способствующую взаимо- и самообучению, само- и взаимоконтролю, взаимодействию всех субъектов учебного процесса на разных ее уровнях, что в конечном счете приведет к максимальному развитию личности каждого. Поэтому в моей педагогической деятельности доминирующей формой организации познавательной деятельности является коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся.

Для развития способностей и умений учащихся самостоятельно получать знания, систематизировать и применять их на практике в своей педагогической практике считаю реализацию следующих принципов:

Принцип проблемности обучения -  каждый урок решение личностно – значимой проблемы.

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями  и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип психологической комфортности предполагает создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В целях улучшения  усвоения материала на своих уроках активно использую собственные презентации, которые помогают мне проводить уроки  с использованием ИКТ. В 2008-2009 учебном году мною проведено 34 урока с применением ИКТ.

В этом учебном году провела 8 уроков. Активно создаю базу данных по математике в виде тестов и разработок уроков на школьном образовательном ресурсе.

Комитет по образованию делам молодежи Алтайского района.

             

Тема:     Развитие познавательного интереса  учащихся  на основе проблемного обучения с использованием ИКТ.

             Автор:            Бугаева Лидия Владимировна

                                     учитель математики АСОШ №2                                                                                

                                    высшей квалификационной категории.

                                            2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики...

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...

Статья "Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса учащихся"

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельног...