Развитие логического мышления и познавательного интереса у учащихся к предмету через применение математических игр.
статья по алгебре на тему

Шабаян Элина Сергеевна

Влияние логического мышления и познавательного интереса, у учащихся к предмету математика ,через применение математических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления и познавательного интереса у учащихся к предмету через применение математических игр.

                                                      «Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случая

сделать его немного занимательным»

Б.Паскаль

        В педагогике и психологии проведено немало исследований, посвященных развитию различных видов мышления, в том числе и логического, познавательного интереса у учащихся .

В научно-педагогической литературе обращается внимание на роль межпредметных связей в формировании логического мышления.

       Объект исследования – личностно ориентированный учебный процесс в современной школе.

       Предмет исследования - процесс развития логического мышления и познавательного интереса учащихся при изучении математики.

       Цель исследования - разработка развития логического мышления и познавательного интереса учащихся к математике с помощью игр.

       Анализ действующих программ по математике показал, что развитие логического мышления учащихся является одной из основных задач этого учебного предмета. В действующих учебниках по математике крайне мало специальных логических задач и заданий. А ведь можно указать ряд задач, и особенно межпредметных, которые уже своим содержанием, конструкцией, требованием как бы предназначены к тому, чтобы развивать логическое мышление: например, задачи с неполным или избыточным условием, задачи с противоречивыми данными и т.п.

       Интерактивное обучение является  формой организации познавательной деятельности. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, творческие работы, рисунки и пр. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

-развивает коммуникативные умения и навыки,

-решает информационную задачу, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

-развивает общие учебные умения и навыки, то есть обеспечивает решение обучающих задач;

-обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде.

        В обучении математике очень велика роль текстовых задач. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления, прочному усвоению учащимися учебного материала, расширению кругозора, развитию воображения, фантазии, творческих способностей. Развитию логического мышления учащихся способствует решение нестандартных задач. Задачи такого рода вызывают у детей особый интерес. Но ведь почти каждую текстовую задачу можно сделать творческой.             Познавательный интерес к решению задач положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов -мышления, воображения, памяти, внимания.

              Успех учителя в процессе обучения зависит в первую очередь от того, насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом. Но интерес не может возникнуть сам по себе, учителю нужно принять в этом участие, поспособствовать. Как это сделать? Чтобы заинтересовать как можно больше учащихся математикой, учителю нужно использовать в обучении математике различные формы проведения урока. Например, проведение урока в форме математических игр: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и т.д.

       Занимательные игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к урокам математики, способствуют формированию познавательного интереса к предмету. Дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в словах и т.п. Для учета результатов может быть сформировано жюри .Команды выбирают себе название, девиз и эмблему.Задания для математических игр составляются так, чтобы, учащиеся продемонстрировали свои  умения  и знания по предмету. Использование компьютера, проектора и других инновационных новшеств, в настоящее время, помогают провести урок на высоком уровне. Учитель, хорошо владеющий техникой работы с компьютером, может сам составлять игровые конкурсы . При проведении мероприятия учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил, следит за ее ходом, контролирует последовательность действий ,оказывает необходимую помощь. Не менее важной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживленности, эмоциональности учащихся.

       Таким образом, среди форм проведения урока можно выделить математическую игру, как наиболее яркую и привлекательную для учащихся. Игры и игровые формы включаются во внеклассную работу не только для того чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам.

        Поэтому, основная цель применения математической игры на внеклассных занятиях и уроках по математике – это развитие устойчивого познавательного интереса и логического мышления у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.

Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности шко...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Особенности развития логического мышления на уроках математики у учащихся 5-6 классов.

В статье рассматривается одна из актуальных проблем педагогики - развитие логического мышления у учащихся 5-6 классов на уроках математики. В статье подробно рассматривается классификация видов мышлен...

Обобщение опыта "Развитие логического мышления у учащихся 6 класса через решение комбинаторных задач на уроках математики"

Данный материал представляет обобщение опыта  по решению комбинаторных задач в 6 классе. Также представлены разработки уроков по теме "Решение комбинаторных задач"...

Формирование математических способностей учащихся через развитие логического мышления.

Данный материал вызыает интерес у учащихся, развивает мышление и дети с удовольствием сами гнаходят задачи интересного содержания....