Из опыта работы "Реализация теории поэтапного формирования умственных действий"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Поцелуева Юлия Алексеевна

 

Особенности содержания и  методики

 I Вычленив, некоторую порцию материала, математическое содержание которого, дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.

   Основная цель этапа первоначального знакомства-подготовить ребят к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу ее организовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя    общеобразовательная школа № 2

    Реализация теории

поэтапного формирования

   умственных действий

                                                                          Выполнила:

                                                                          Поцелуева Ю.А.

                                                                           

Тайшет

                                                                   2004 г.

                                                Человечество за многие

                                                тысячелетия своего сущест-

                                                вования все еще не научи-

                                                лось учиться.

                                                                            И. Ефремов

Поэтапное формирование умственных действий происходит       в процессе следующих активных форм обучения.

- Целевые ориентации

- Эффективное усвоение программных знаний, умений

  и навыков:

  1. Особенности содержания и методики

  2. Деловая игра и ее возможности

  3. Один из подходов к реализации принципа  интегратив-

      ности в обучении

  4. Математический диктант как средство активизации

      учебной деятельности учащихся

  5. Различные формы организации устного счета

  6. Переход от учения к учебной деятельности

         

Особенности содержания и  методики

 I Вычленив, некоторую порцию материала, математическое содержание которого, дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.

   Основная цель этапа первоначального знакомства-подготовить ребят к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу ее организовать.

   С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети еще ничего не знают, а уже должны начинать работать с новыми знаниями. По теории Гальперина ситуация ординарная: надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи-конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.

    При традиционном   обучении учителя, закончив объяснение, закончив объяснение, просит задавать вопросы. Но их, как правило, не бывает: ученику трудно разобраться, все ли ему понятно. А в результате работы с конспектами ученик имеет возможность, убедится, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.

    Проверить правильность выполнения работы с конспектами помогают тетради с печатной основой.

    В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату (после того, как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения – один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

    В учебном процессе используется четырехурочный цикл:

          1.  Урок объяснения.

 Здесь важно создать у учеников определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий с новым материалом. Для этого применяются различные методы актуализации базовых опорных знаний: фронтальная беседа, сигнальные карточки, математические диктанты, работа в тетради с печатной основой.

           2. Урок решения задач.

 Предполагает дифференцированные и индивидуализиро-

ванные варианты: реши с помощью, реши вместе с товари-

щем, реши самостоятельно.

             3. Урок общения.

   В форме взаимопроверки, групповой работы, работы в парах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам.

             4. Самостоятельная работа

   Самостоятельная работа организуется с помощью дидактических материалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля. Ориентировочная основа действий  формируется в самостоятельной работе, совершается постепенный переход от контроля к самоконтролю.

II   Деловая игра и ее возможности

       

              Многие учителя ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Среди различных, активных методов, которые используются в учебной практике, хочу выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает творческие способности. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет, участнику возможность побывать в роли директора, судьи, банкира и т.д. Использование деловых игр значительно укрепляет связь учитель-ученик, раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. В процессе проведения деловой игры происходит интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

       Деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах: игра-обучение, игра-тренинг, игра-исследование. Однако следует отметить, что в чистом виде эти игры не используются; каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо в соответствии с определенными целями игры акцент может делаться на каком-то одном аспекте.

        Методика проведения деловых игр, включает следующие этапы:

  1. Составление плана игры.
  2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
  3. Подбор информации; средств обучения.
  4. Разработка способов оценки результатов игры.

   Деловые игры, несмотря на практическую значимость приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями.

Они, в основном, не предполагают выработку единственного, верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.  

   III Один из подходов к реализации принципа интегративности в обучении

         Один из таких приёмов это  «числовой диктант», который может использоваться на этапе проверки домашнего задания или  актуализации полученных знаний, как из области математики, так и по пройденным за последнее время дисциплинам.  Причем, данных вид работы занимает совсем немного времени  - около 5-7 минут. По мере ознакомления с таким видом работ учащиеся начинают выполнять и задания учителя по подготовке интегративных вопросов с использованием знаний из  других областей.

     Примеры данного вида заданий,   составленных для учащихся 7 класса.

                                   БЛОК №  1   математический

  1.    Сумму смежных  углов  разделите  на  количество  сторон    

квадрата.

  1. Возведите в квадрат количество букв в названии математического предложения, которое принимается без доказательства.
  2. Количество углов, образованных при пересечении двух прямых секущей, умножьте на градусную меру угла, смежного с углом 1200.
  3. К сумме углов треугольника прибавьте квадрат числа 4.
  4. От градусной меры прямого угла вычтите четвертую часть развернутого угла.
  5. Количество признаков равенства треугольников умножьте на 120 %  от 150.
  6. Показатель степени, в которую надо возвести 5, чтобы получилось 625, умножьте на количество букв в названии прямоугольного параллелепипеда, у которого все измерения равны.

                                 БЛОК № 2  интегративный

1.Количество букв в слове, обозначающем единицу работы, умножьте на 33.

2.Из даты последнего дня февраля в високосном году вычтите квадрат числа 5.

3.Количество букв в отчестве Сергея Есенина умножьте на вторую цифру в дате рождения А.С. Пушкина.

4.Число букв в названии самого большого колокола умножьте на число международного женского дня.

5.Номер вида склонения существительного «дочь» умножьте на количество букв в приставке слова «передел».

6.Количество материков умножьте на количество океанов.

       IV  Математический диктант как средство активизации учебной      деятельности     учащихся

Одним из важных фактов, обеспечивающих достижение обязательного уровня, является регулярная проверка понимания Содержания текста учебника, которая приучает    школьников к систематической, самостоятельной работой с книгой. Для этой цели служат математические диктанты.  При составлении математического диктанта целесообразно использовать 5 заданий - это дает возможность самооценки диктантов; оценка за работу равна числу верно выполненных заданий. В таких диктантах полезно использовать задания обязательно уровня.

Диктант по теме «Положительные и отрицательные числа»

    1.Какие числа называются противоположными?

    2.Какое число противоположно самому себе?

    3.На координатной прямой отметьте числа -3, 5, 0 и им проти-

       воположные.

  4.Какие целые числа заключены между -5 и 3,5?

  5.Для числа 4 записать противоположное, взаимно простое и    

     обратное число.

       На уроках геометрии необходимо использовать диктанты, позволяющие контролировать правильность понимания понятий и определений. Можно использовать следующие диктанты по теме «Окружность, вписанная в треугольник и описанная около него».

        Диктант № 1

    Выбери правильный ответ:

 1.окружность, которая касается всех сторон многоугольника,     называется (вписанной; описанной);

 2.в угол можно вписать (только одну окружность; бесконечно

    много окружностей);

 3.во всякий треугольник можно вписать (только одну окруж-

    ность; бесконечно много окружностей);

 4.чтобы в треугольник можно было вписать окружность,                              

     нужно, чтобы существовала точка, одинаково удаленная (от вершин треугольника; от сторон треугольника);

 5.центр вписанной окружности – это точка пересечения (биссектрис треугольника, медиан, высот треугольника).

        Диктант № 2

 1.точки, равноудаленные от сторон угла, лежат на …;

 2.точки, равноудаленные от концов отрезка, лежат на …;

 3.чтобы вписать в треугольник окружность, следует провести …;

 4. радиус вписанной окружности равен …;

 5.биссектрисы углов треугольника пересекаются …;

 

                Практика  показывает, что  устные занятия по математике – это одно из сильнейших средств повышения качества знаний учащихся. При небольшой затрате времени, таких занятия позволяют решить на уроке большое количество задач и упражнений по закреплению и углублению изучаемого материала, восстановлению в памяти учащихся ранее пройденного материала.

Эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развития   умственной деятельности, является систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала.

При изучении темы «Координатная плоскость» 6 класс можно использовать рисунки по координатам. Ребята сами с удовольствием составляют рисунки.

  V Некоторые формы организации устного счета

          Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, а затем постепенно брались за вычисления более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.

     Следует разделять два вида устного счета. Первый – это тот, при котором надо учитель не только называет числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким – либо образом (записывает на доске, указывает по таблице, проектирует на экран с помощью кодоскопа). Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает ненужным удерживание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений.

      Однако именно запоминание чисел, над которыми производят действия – важный момент устного счета. Тот, кто не может удержать чисел в памяти, в практической работе оказывается плохим вычислителем.

      Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга.

      Опишу кратко некоторые формы устного счета.

  1. Молчанка.

а) Выполнить действия:                       4,1

                                                    1,2          9,2

                                                               

                                                               4,5

б) Просчитать сумму чисел в строках и столбцах, а затем вычислить сумму чисел полученных от суммы чисел в строках и столбцах:     3  6  -3   8

                       -5  2   0    6

                        0  5   8   -3

                       10 8  -2    0

в) 5,9   6,3   3,6        

    2,3   2,7    0

    2,7   4,1   1,4

   Узнайте длину тела бобра (в дециметрах):

  1. Из первой строки выберите наименьшее число.
  2. Из второй наибольшее число.
  3. Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
  4. Найдите сумму выбранных трех чисел.
  1. Беглый счет.

Учитель показывает пример и громко читает его. Последующие задания предлагает не прочитывая.

Можно демонстрировать две карточки одновременно.

   Выполнив действия, ребята должны сообщить, на какой      карточке ответ больше.

 3.»Эстафета».

      Ребятам предлагается   карточки. У первого ученика в ряду задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит пустой квадратик. В такой игре все должны быть внимательны, поскольку ошибка одного участника зачеркивает работу всех остальных.

          42 : 3=

               *2=

               +4=

               - 8=

               : 12=

        _________

4.«Торопись, да не ошибись».

    Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут ответ.

  1. Устные упражнения, развивающие наблюдательность и внимательность, логическое мышление, творчество.

а) Какая из фигур лишняя в ряду?

б) Какая из фигур лишняя среди других?

в) Какая из фигур лишняя среди других?

г) Какая стрелка дополняет серию?

д) Дополните последовательность чисел:

     1  3  7  15  31  63  ?

     1) 78;  2) 123; 3) 127;  4) 128.

е) Какое число должно находиться в общей части групп

     чисел?

   

        

                       1) 14;  2) 1;   3) 2;   4) 16.

       ж) Какое слово не соответствует остальным:

                а) кот;                              а) кит;                 а) килограмм

                б) конь;                             б) дельфин;         б) сантиметр

            в) жираф;                         в) форель;           в) миллиметр

г) кальмар                        г) гиппопотам;     г) метр

       VI    Переход  от учения  к  учебной

                          деятельности

                В настоящее время учебная деятельность, как форма учения выступает в качестве специального объекта организации, управления, контроля. Она означает «воспроизводящую» деятельность, в процессе которой воспроизводятся не только накопленные человеком знания и умения, но и те исторические возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления – рефлексия, анализ, мыслительный эксперимент. Основной целью любой системы образования – развития личности обучающегося следует выделить одно из основных положений современной педагогической психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного обучения и развития.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая н...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КСО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ .

В статье представлен опыт многолетней работы по внедрению в учебный процесс двух важнейших технологий обучения – работы в парах сменного состава и теории поэтапного формирования умственных дейст...

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ...

Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий: теория и практика

Цель данной работы:-         изучить метод поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.-...

Поэтапное формирование умственных действий и усвоение знаний

Еще Л.С.Выготский говорил: "Чем меньше учитель говорит на уроке, тем больше знают его дети". Умственные действия - это действия человека, которые выполняются во внутреннем плане сознания, без опоры на...

Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемног...

Воспитание культуры умственного труда учащихся через освоение механизма поэтапного формирования умственных действий

Практика показывает, что знание правил и умение их применять в практической деятельности не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользовать...