Урок проектно-исследовательской деятельности на математике
план-конспект урока (алгебра, 7 класс) на тему

Ларионова Наталья Александровна

Раазработка урока в 7 класса. Описание, ход урока, список литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектно-исследователский урок109 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательский урок: «Метеопрогноз со школьной парты»

Ларионова Н.А. , учитель математики

МБОУ «Дыренская СОШ»

Тип урока

Урок-проект

Класс

7

Цели урока

Основная цель: рассмотреть возможность с помощью модели скользящего среднего вычислить, прогнозировать температуру воздуха.

Задачи урока

-  раскрыть понятие  «Модель скользящей средней»;

- развивать познавательную деятельность детей;

- учить  делать выводы и суждения.

Используемые педагогические технологии,  методы и на уроке

Технологии:

-проектно-исследовательская технология;

-технология  личностно-ориентированного образования;

-информационно-коммуникативные технологии;

-здоровьесберегающие технологии.

Методы:

-метод проблемного изложения в обучении;

-частично-поисковый метод обучения;

-исследовательский метод обучения

Планируемые результаты

(УУД)

Предметные умения:  знакомство и правильное употребление новых терминов и понятий, построение графика, таблицы, исследовательские проекты.

Личностные учебные действия: эмоциональное осознание самого себя как составляющей части природы.

Регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы; представлять продукт своего исследования;

Коммуникативные учебные действия: общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение урока

презентация «Метеопрогноз со школьной парты», дневники наблюдений.

Ход и содержание урока

Этап погружения в проект

  1. Подготовитель-ный этап

Ученики проводят наблюдение за температурой воздуха в течение 7 дней и фиксируют данные в дневниках наблюдения

  1. Актуализация знаний, мотивация

Мобилизация внимания учащихся. Создание рабочей и доброжелательной обстановки в классе.

Слайд 2  Слайд-шоу фото (природа, метеостанции, прогноз погоды, и т.д.)

Учитель: Ребята, что вы  видите на фотографиях?

Вы самостоятельно  проводили наблюдения  за погодой, зафиксировали свои результаты. Что именно вы фиксировали? (температуру)

Сможете ли вы самостоятельно прогнозировать температуру воздуха в своем селе? (нет) Хотелось бы вам научиться прогнозировать температуру воздуха?  (да).

Учитель: Назовем наш урок «Метеопрогноз со школьной парты»

  1.  Проверка знаний

Слайд 3 – «Проект – что это?»

Учитель: Что такое проект? (выслушиваются ответы детей)

Учитель: Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Учитель: Какие бывают проекты?

Объяснение понятия «проект», информационные проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, ролевые проекты и исследовательские проекты

Слайд 4 (исследовательские проекты)

Учитель: Исследование – это выдвижение  проблемы и проверка её с помощью методов  опроса, наблюдения, эксперимента. Это самый серьёзный и затяжной по времени проект. И мы с вами попробуем его сделать.

 Учитель: Зачем необходимы исследовательские  проекты? (узнать, исследовать интересующий вопрос).

Этап осуществления деятельности

  1. Обмен информацией, организация факта

Слайд 5 Пример таблицы.

Учитель: Для начала проверим домашнее задание, которое я давала на прошлой неделе.

Дети показывают таблицы с результатами наблюдения. При необходимости проверить данные у каждого ученика, обсудить.

  1. Исследование

Слайд 5 – Модель скользящей средней

Учитель  с помощью слайда  объясняет модель скользящей средней

Слайд 6 Формулы, примеры полигона

Учитель: А сейчас мы с помощью модели скользящей средней вычислим температуру воздуха на ближайшие 3 дня.

Затем необходимо построить график с помощью таблицы (полигон).

После того как каждый из учеников нарисовал график (полигон), необходимо сравнить все данные.

  1. Организация информации, обобщение

Слайд 7 – Прогноз погоды на ближайшие 3 дня по  метеоданным (интернет, ТВ).

Дети вводят все данные со слайда, затем выбирают самое оптимальное значение температуры в нашем селе.

  1. Подведение итогов

Все дети живут в разных окрестностях села. С помощью сравнения мы можем  определить ученика, у которого температура воздуха соответствует метеосводкам.

Таким образом, мы сможем прогнозировать температуру на любой день. Каждый из учеников сможет одеваться по погоде, знать когда будет холодно или когда тепло. Можно будет запланировать выходы на природу.

Домашнее задание

Продолжить исследование температуры в течении зимы 2013-2014. В период наблюдения оценивать, сравнивать температуру найденную с помощью модели скользящей средней, с температурой по метеосводкам.

Описание урока:

  1. Обоснование выбора области исследования

Село Алла расположено  в Курумканском районе Республики Бурятия, который   является районом приравненным к районам крайнего Севера. Мы живем в умеренно-континентальной зоне, зимой  морозы доходят до -400С,  а летом жара до 35-380С.

Начиная с конца ноября из – за понижения температуры  отменяются занятия в школе. С помощью метода скользящего среднего  нам  бы хотелось отследить температуру воздуха на улице и сделать прогнозы погоды на ближайшую зиму 2013-2014 года.

  1. Выбор метода и моделей

Скользящая средняя - инструмент для сглаживания данных (то есть для устранения случайных колебаний и выделения типичного значения величины). Представляет собой среднее арифметическое из N предшествующих по времени наблюдений. Основывается на предположении, что наилучшей оценкой является среднее арифметическое, но при этом матожидание величины не константа, а меняется со временем, хотя и медленно, так что, пытаясь повысить точность оценивания увеличением выборки, начинаем включать давние наблюдения, для которые матожидание уже сильно отличается.

Процесс скользящей средней - случайный процесс, который получается, если взять независимые случайные величины, и применить к ним сглаживание скользящей средней. В общем случае используется не простая скользящая средняя (с равными весами 1/N), а модель с разными весами при разновременных наблюдениях.

Модель скользящей средней - объяснение наблюдаемого процесса тем, что он порождён процессом скользящей средней (и, оценив параметры этого процесса, можно строить прогноз по наблюдённым значениям, оценив коэффициенты скользящего среднего).

  1. Построение модели

Все данные наблюдения вводятся в таблицу, которая показана ниже. Вся работа фиксируется в дневниках наблюдения  каждого ученика.

Дата

ноябрь

декабрь

27

28

29

30

1

2

3

4

5

6

7

8

Т0 воздуха реальная

Т0 воздуха по метеосводкам

  1. Графическое изображение модели

Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами – соответствующие им статистические данные.  В данном случае абсцисса – дата, а ордината – температура воздуха. Соединив последовательно эти точки отрезками, получают ломанную, которую называют полигоном. Пример полигона показан на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика изменения количества жителей эвенков за 2008-2012гг.

Полигон построен на основе таблицы 2.

Таблица 2 – Количество жителей эвенков  и общая численность населения за 2008-2012 гг.

Год

Эвенки

2008

118

2009

126

2010

129

2011

118

2012

119

  1. Оценка адекватности модели.

Для этого нам необходима информация о температуре в течении одной недели.

Всему классу дается задание понаблюдать за температурой  т.е. с утра, когда ученик выходит из дома в 8.00 часов фиксировать температуру и вводить данные в таблицу.

Далее мы с помощью модели скользящей средней найдем температуру воздуха за ближайшие 3 дня. Чтобы  оценить адекватность модели, нам необходимо сравнить все данные с настоящими, т.е. все данные которые мы нашли с помощью модели скользящей средней, сравнить с реальной температурой.  

Таким образом, каждый ученик будет оценивать свои данные, сделает выводы.

Допустим что, у нас имеется таблица данных с  27 ноября по 3 декабря.

Дата

ноябрь

декабрь

27

28

29

30

1

2

3

4

5

6

7

Т0 воздуха реальная

-12

-15

-21

-19

-16

-17

-14

-16,3

-15,8

-15,4

Необходимо найти температуру воздуха с помощью метода скользящей средней – прибавим, друг к другу значение температуры за последние 3 дня и эту сумму разделим на  3.

Температура за 4 декабря: (-16-17-14)/3 = -16,3

Температура за 5 декабря: (-17-14-16,3)/3 = -15,8

Температура за 4 декабря: (-15,8-16,3-14)/3=-15,4

Таким образом, мы можем прогнозировать температуру за зиму.

  1. Вывод

С помощью наших наблюдении мы сможем найти  ту окрестность нашего села, по которому мы можем ориентироваться, если начнутся морозы.  Если же температура воздуха будет неточной,  каждый из нас может позвонить, связаться с тем учеником, и спросить температуру воздуха. Тогда точно никто не сможет ошибиться. Продуктом исследовательской деятельности на уроке будет «Дневник наблюдения»  со всеми данными, графиками, таблицами, который будет находиться у каждого ученика. Эту работу могут продолжить весь год.

Каждый ученик будет участвовать в исследовательской деятельности. Ученики узнают как можно использовать математические данные, научатся делать выводы.   В процессе проектной деятельности создаются оптимальные условия для формирования  исследовательских навыков, бережного отношения к природе, к своему здоровью.


Список литературы:

  1. Айвазян С.А. Прикладная статистика. Основы эконометрики. Том 2. — М.: Юнити-Дана, 2001. — 432 с.
  2. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс. — М.: Дело, 2007. — 504 с.
  3. Эконометрика. Учебник / Под ред. Елисеевой И.И. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 576.
  4. Пахомова, Н.Ю, Метод учебного проекта  в образовательном  учреждении : пос. для учителей и студ.ред.вузов / Н.Ю. Пахомова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. –т 112 с.
  5. Старцева, Н.Н. Возможности  проектного метода для развития  творческой личности / Н.Н. Старцева // Начальная школа плюс До и После. 2010. - № 1. – С.25-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектно-исследовательских методов в обучении математике

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знани...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Проектно-исследовательская работа " Эта весёлая математика"

Целесообразность применения математического вечера как одной из форм внеклассной работы по математике...Дана методическая разработка вечера "Эта весёлая математика"...

Открытый урок Проектно-исследовательская деятельность на уроке Технологии

Тема урока: Вязание крючком «Пано в подарок»Цель урока: Выполнить творческий проект с элементами исследования.Задачи урока:Исследовать историю возникновения вязания крючкомИсследовать мате...