Разработка урока по теме "Логарифмическая функция и её свойства"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Филимонова Ольга Николаевна
Этот урок я проводила на втором курсе с целью проверки усвоения темы «Логарифмическая функция»  В начале урока детям даётся  устная работа, с целью логического мышления, далее учащиеся рассказывают историю открытия логарифмов. Затем дети вспоминают теорию, отвечают на теоретические вопросы. Урок проводила с презентацией, проводя уроки с компьютерной поддержкой, можно использовать уже имеющиеся материалы. Работа становится разнообразнее, красочней, эмоциональней. Но на таких уроках ученик остаётся в позиции объекта обучения. Современные технологии позволяют нам поставить ученика в позицию активно действующего и использующего свои знания и умения человека. Затем учащиеся показывают  применение знаний в различных конкретных ситуациях. После этого ребята выполняют тест с самопроверкой,( этот метод я очень часто использую в своей работе –это дает детям самостоятельно оценить свои способности,  воспитывает честность, вырабатывает самооценку личности) пока я выставляла оценки один из учащихся демонстрировал слайды презентации об использовании логарифмов в практической деятельности человека и в природе. В конце урока  на подведения  итогов дала кроссворд. На каждом из своих уроках  я создаю игровые ситуации, которые на мой взгляд повышают интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность. В самом конце я провожу рефлексию. С рядом примерных вопросах:
Что на ваш взгляд нам удалось сделать? 
Что получилось не очень хорошо? 
Что вам особенно понравилось и запомнилось?
Анализируя ответы на эти вопросы, я делаю вывод: что удалось, а что нет.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon logarifm.ppt2.04 МБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_logarifmich._funktsiya.doc308 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Логарифмическая функция и ее свойства" ГАОУ СПО «ККСД» Преподаватель Филимонова Ольга Николаевна г. Калуга

Слайд 2

Есть в математике тема одна, Логарифмической функцией называется она, Логарифм появился, чтобы легче считать, Логарифм – ПОКАЗАТЕЛЬ, Это надо знать! Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о свойствах логарифмической функции

Слайд 3

Выполнять преобразования выражений Находить значения выражений Решать алгебраические неравенства Строить графики логарифмических функций Выполнять логарифмирование и потенцирование выражений Сравнивать выражения Основные умения Использование свойств логарифмической функции для выполнения заданий с логарифмами Решать логарифмические уравнения Решать логарифмические неравенства

Слайд 4

«Я старался, насколько мог и умел, отделаться от трудности и скуки вычислений, докучность которых обычно отпугивает весьма многих от изучения математики» Джон Непер (Шотландия, 17 век)

Слайд 5

Из истории логарифмов Слово логарифм происходит от греческого λογοφ ( число ) и ρίνμοφ ( отношение ) и переводится, следовательно, как отношение чисел . Выбор изобретателем (1594 г.) логарифмов Джоном Непером такого названия объясняется тем, что логарифмы возникли при сопоставлении двух чисел, одно из которых является членом арифметической прогрессии, а другое – геометрической.

Слайд 6

Русский математик Аничков Д. С. о логарифмах «Ежели под геометрическою прогрессиею, начинающеюся с единицы, подписана будет арифметическая прогрессия, начинающаяся с нуля, то числа, внизу подписанные, называются для верхних – логарифмы. Положим, что даны прогрессии: геом. 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, арифм. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Тогда логарифм 1 будет 0; логарифм 4 будет 2; а логарифм 32 будет 5 и проч.»

Слайд 7

С Т Е П Е Н Ь Л О Г А Р И Ф М Определения: 1. а п = х (а > 0) 2. а 0 = 1 (а ≠ 0) 3. а 1 = а Свойства: 1. а х . а у = а х + у 2. а х : а у = а x - y 3. ( а х ) у = а х у при а > 0, a ≠ 1, x > 0, y > 0 Определения: 1. log a x = n <=> а п = х, т.е. a log a x = x 2. log a 1 = 0 3. log a a = 1 Свойства : 1. log a ( x . y ) = log a x + log a y 2. log a x / y = log a x – log a y 3. log a x n = n . log a x

Слайд 8

График логарифмической функции у= log a x , a > 0 , a ≠ 1 y = log 2 x y = log ½ x а = 2 , 2 > 1 a = ½ , 0 < ½ < 1 функция возрастает функция убывает

Слайд 9

Очевидно, что ¼ > 1/8 После приведения к основанию ½: ( ½ ) 2 > ( ½ ) 3 После логарифмирования по основанию 10: lg ( ½ ) 2 > lg ( ½ ) 3 По свойству логарифмов: 2 lg ( ½ ) > 3 lg ( ½ ) После сокращения на lg ( ½ ): 2 > 3 В чём ошибка? 2 > 3 ?!

Слайд 10

ЗАПОМНИ ! Сладкая парочка! Два в одном! Два берега у одной реки! Два сапога – пара! Близки и неразлучны! Нам не жить друг без друга! Логарифм и ОДЗ вместе трудятся везде! ОН - ЛОГАРИФМ ! ОНА - ОДЗ!

Слайд 11

Ответы к тесту 1 2 3 4 5 3 1 2 3 1 6 7 8 9 10 2 4 3 1 4

Слайд 12

Логарифмы в деятельности человека в животноводстве в астрономии в экономике в электротехнике в музыке в технике

Слайд 13

и в природе раковина галактика семечки подсолнуха паутина рога козла

Слайд 14

По горизонтали: Название члена при делении Прямая, имеющая единственную общую точку с окружностью Равенство двух отношений Знак, меняющий значение выражения на противоположное Член многочлена, имеющий только числовое значение По вертикали: Расстояние от начала отсчета до точки, изображающей число Ось координатной плоскости Множество точек (Х; f (Х) ) на плоскости Действие, определяющее сумму Тригонометрическая функция

Слайд 15

Значимость логарифмов «С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов по важности можно смело поставить рядом с другим, более древним великим изобретением индусов – нашей десятичной системой нумерации.» Успенский Я. В., русский математик



Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Логарифмическая функция и её свойства».

Автор: Филимонова Ольга Николаевна  

Должность -  преподаватель математики

Место работы: Государственное Автономное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования «Калужский колледж сервиса и дизайна» г. Калуга

Контакты:

Filimonova-2008@yandex.ru

Цели урока:

Обучающие:

  • Закрепить, проверить, оценить, откорректировать знания учащихся о свойствах логарифмической функции.
  • Активизирование работы учащихся за счет, разнообразных   приемов на уроке.
  • Повторить и запомнить свойства логарифмической функции.
  •  применять полученные знания при выполнении заданий с логарифмами.
  • проверять правильность полученных решений;

Развивающие:

  • Повысить интерес учащихся к предмету, через использование ИКТ.
  • Ознакомление учащихся с историческим материалом по теме.
  • Развитие мыслительной деятельности при использовании логарифмов в деятельности человека и в природе.

Воспитательные:

  • Воспитать дисциплину на уроке.
  • Развитие способности к восприятию прекрасного, в себе самом,  в другом человеке и в окружающем мире.

Тип урока:

 Урок закрепления, проверки, оценки, коррекции знаний, умений, навыков.

Вид урока:

Комбинированный.

Материально-техническое оснащение:

  • Компьютер
  • Экран
  • Проектор
  • Диск, с презентацией темы

Методы и приемы:

  • Использование презентации
  • Фронтальная беседа
  • Устная работа
  • Игровые моменты
  • Работа в парах
  • Работа у доски
  • Работа в тетрадях

План урока:

  • Сообщение темы, целей урока. Мотивация учебной деятельности.
  • Проверка знаний фактического материала (теории).
  • Применение знаний в различных конкретных ситуациях.
  • Самостоятельная работа (проверочный тест).
  • Проверка, анализ, оценка самостоятельно выполненных заданий.
  • Сообщение домашнего задания
  • Итог урока
  • Рефлексия.

Эпиграф урока:

«С точки зрения вычислительной практики,

изобретение логарифмов по важности

 можно смело поставить рядом с другим,

более древним великим изобретением индусов

– нашей десятичной системой нумерации».


Я. В. Успенский

 

Ход урока (2 часа)

1. Сообщение темы, целей урока. Мотивация учебной деятельности. 

1) С помощью таблицы «Степени некоторых чисел» решите устно примеры, записанные на доске, и сделайте вывод.

    Таблица.           Степени   некоторых   чисел

 

п

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

3

9

27

81

243

729

5

25

125

625

6

36

216

7

49

343

а) 16 *32 б) 243 : 27 в) 25² г)
(Ответы:
 512; 9; 625; 32).

2) Учитель:

Есть в математике тема одна,
Логарифмической функцией называется она.
Логарифм появился, чтобы легче считать,
Логарифм – п о к а з а т е л ь, это надо знать!

Демонстрация слайда № 2 из презентации

Об истории открытия логарифмов рассказывает учащийся c демонстрацией слайдов № 4-6 из презентации

3) Цели урока формулируют учащиеся:

- повторить и запомнить свойства логарифмической функции;
- применять полученные знания при выполнении заданий с логарифмами;
- проверять правильность полученных решений;
- познакомиться с историей логарифмов и их использованием в деятельности человека и в природе.

4) Учитель перечисляет умения, которые должны быть сформированы у учащихся, (слайд № 3) из презентации



2. Проверка знаний фактического материала (теории).

1) Учащийся формулирует определение логарифма положительного числа с положительным основанием, не равным единице.

2) С помощью таблицы «Степени и логарифмы» учащиеся сравнивают соответствующие определения и свойства.

Таблица.               Степени   и   логарифмы(слайд№7)

 С Т Е П Е Н Ь

Л О Г А Р И Ф М

 

                   

                    Определения:

               1.   а п  =  х       (а > 0)

               2.   а 0  =  1       (а ≠ 0)       

               3.   а 1  =  а

                       Свойства:

             1.      а х  .  а у   =   а х + у

                    2.      а х  : а у   =   а x  -  y

                    3.      ( а х ) у    =   а х у

     

         при   а > 0,    a ≠ 1,      x > 0,    y > 0

                       Определения:

 1.  log a x  =  n    <=>    а п =  х,   т.е.

                                  a log a x =  x

 2.  log a 1 = 0

 3.  log a a = 1

                          Свойства:

 1.   log a ( x  . y ) =  log a  x +  log a  y

 2.   log a   x / y    =  log a  x  –  log a  y

 3.   log a    x n          =  n . log a  x


3) Учащийся перечисляет свойства логарифмической функции, используя таблицу «График логарифмической функции»

     

Таблица.        График  логарифмической  функции(слайд№8)

       у        =  log a x ,         a > 0 ,      a ≠ 1

                              y = log 2 x                                                          y =  log ½ x    

                 

                 

                           а = 2 ,       2 > 1                             a = ½ ,       0 < ½ < 1

                     функция   возрастает                               функция    убывает

3. Применение знаний в различных конкретных ситуациях.

1) Устная фронтальная работа с заданиями, записанными на доске.

а) Назовите логарифмы следующих чисел по основанию 3:

(Ответ: a > 0; b < 0; c = 0; поэтому b < c < a).

г) Найдите область значений функции:

(Ответ: у – любое число; в двух последних примерах у ≥ 0).

д) Найдите ошибку в решении, где в результате получается 2 > 3.

Демонстрация слайда № 9 из презентации

2) Выполнение заданий на доске и в тетрадях.

C учетом монотонности функции решите совокупность двух систем неравенств).

г) Найдите область определения функции

(Ответ: Решите неравенство с учетом монотонности функции )

4. Самостоятельная работа (проверочный тест).

1) Перед выполнением работы демонстрируется слайд № 10 из презентации о связи логарифма и ОДЗ.
2) Проводится инструктаж о выполнении работы:

- задания выполняются в рабочих тетрадях (калькулятор не используется );
- условия заданий в решения не переписываются;
- номера верных ответов записываются рядом с номерами заданий на отдельном листке;
- за каждое верно выполненное задание выставляется 1 балл;
- продолжительность работы – 10 минут.

3) Критерии оценки: «5» - 9-10 баллов; «4» - 7- 8 баллов; «3» - 5- 6 баллов.

4) Выполнение заданий проверочного теста учащимися.

 1. Вычислите .

1) 28 2) 13 3) 75 4) 30

2. Вычислите

1) 0 2) 1 3) 4 4) 8

3. Вычислите .

1) 7 2) - 2 3) - 1 4) 1

4. Вычислите .

1) 45 2) 49 3) 47 4) 49 -

5. Найдите значение выражения .

1) 3,5 2) ln 32 3) ln 124 4) 32

6. Укажите значение выражения .

1)
2) 10 3) 100 4)

7. Решите уравнение
1) ± 7 2)
3) 4) Ø

8. Решите неравенство .

1) (1; 1,25) 2) (1; + ∞) 3) (1,25; + ∞) 4) (- ∞; 1,25)

9. Найдите область определения функции .

1) (0; 9); (9; + ∞) 2) 9 3) (0; + ∞) 4) (1; + ∞)

10. Укажите область значений функции

1) (0; + ∞) 2) (- ∞ 7) 3) (7; + ∞) 4) (- ∞ + ∞)

Ответы к тесту (слайд!!)

1

2

3

4

5

3

1

2

3

1

6

7

8

9

10

2

4

3

1

4

 

5. Проверка, анализ, оценка самостоятельно выполненных заданий.

Во время проверки и оценки учителем результатов тестирования учащийся рассказывает об использовании логарифмов в практической деятельности человека и в природе с демонстрацией слайдов №№12,13 из презентации. 

6. Сообщение домашнего задания.

 Из учебника «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы» А. Н. Колмагорова учитель предлагает учащимся выполнить дома задания:

№ 499(а) № 501, № 504(а,г)

7. Итог урока.

1) Учитель объявляет результаты тестирования.
2) Учитель предлагает разгадать кроссворд «Логарифмы изображение которого помещено на экран.(слайд№14)
3) Ученик зачитывает высказывание Успенского Я. В. о значимости логарифмов с демонстрацией слайда № 15 из презентации.

По горизонтали:

  1. Название члена при делении
  2. Прямая, имеющая единственную общую точку с окружностью
  3. Равенство двух отношений
  4. Знак, меняющий значение выражения на противоположное
  5. Член многочлена, имеющий только числовое значение

По вертикали: 

  1. Расстояние от начала отсчета до точки, изображающей число
  2. Ось координатной плоскости
  3. Множество точек (Х; f (Х) ) на плоскости
  4. Действие, определяющее сумму
  5. Тригонометрическая функция

7. Рефлексия.

Посмотрите внимательно на те цели которые мы с вами поставили для сегодняшнего урока:

  • Что на ваш взгляд нам удалось сделать?
  • Что получилось не очень хорошо?
  • Что вам особенно понравилось и запомнилось?

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Моё настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

лёгким / трудным

интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация. Тригонометрические функции и их свойства.

Данная презентация поможет закрепить свойства тригонометрических функций в решении сложных задач...

Разработка урока-семинара "Линейная функция"

Поэтапный ход  урока-семинара в 7 класса с применением презентации  по теме, созданной учителем...

Разработка урока с презентацией по теме "Химические свойства алканов"»

Представлена разработка трех урока из разработанного цикла уроков по теме «Предельные углеводороды». Уроки разработаны  для 11 класса по программе Н.С.Новошинской и И.И.Новошинского. Цикл у...

Разработка урока "Чтение графика функции"

ТЕМА «ЧТЕНИЕ ГРАФИКА ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ»  Цель урока: формирование умений и навыков по определению свойств производной по графику функции, свойств функции по графику производной, сопо...

Разработка урока по теме: "Функции у = хn (nєN), их свойства и графики".

План -конспект урока с применением ЭОР и ЦОР....

Учебно-методическая разработка по теме "Графики функций и их свойства"

Учебно-методическая разработка по теме "Графики функций и их свойства". Подбор заданий для закрепления материала в форме устного счёта вначале урока....