Элективный курс: Практикум по решению задач по математике". 11 класс.
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Жердевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению приказом МБОУ
методическим советом школы Жердевской СОШ №1
«____» ___________2013г. №___от «___» _________2013 г.
Протокол № _________
Рабочая программа
элективного курса
«Практикум по решению задач»
для 11-х классов
на 2013-2014 учебный год
г. Жердевка
Пояснительная записка
Рабочая программа профильного элективного курса «Практикум по решению задач» разработана на основе примерной программы по математике для 10 – 11 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике, а также на основе примерных учебных программ базового уровня авторов А.Г.Мордковича и Л.С Атанасяна. Программа рассчитана на 17 часов. Курс представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками.
Элективный курс «Практикум по решению задач» является предметно – ориентированным и предназначен для расширения творческих и практических знаний учащихся в старших классах образовательных учреждений. Курс направлен на выбор естественного – научного или экономического направления продолжения образования, так как содержит примеры и способы решения задач прикладного характера по указанным специальностям. В последнее время в связи с появлением новых форм аттестации обучающихся особенно важным становится творческое и осмысленное освоение идей функциональной зависимости. К 11 классу у обучающихся накапливается существенный арсенал различных математических функций и их свойств. Однако, нет обобщения и систематизации этих знаний, целостности функциональной линии в преподавании математики разных лет и прикладной направленности этих знаний.
Цель курса: на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
- Задачи курса:
- Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
- Формирование поисково-исследовательского метода.
- Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
- Осуществление работы с дополнительной литературой.
- Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
- Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
- Вооружить учащихся компетенциями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по выбранному направлению продолжения образования.
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Преобладающей формой текущего контроля выступают письменные самостоятельные работы.
Особенности курса:
- Краткость изучения материала.
- Практическая значимость для учащихся.
- Нетрадиционные формы изучения материала.
Элективный курс «Практикум по решению задач» предназначен для обучающихся – 15 - 16 лет, срок реализации –1 год. Программа состоит из блоков и рассчитана на 17 часов.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс, включающий:
- «Алгебра и начала анализа 10 – 11». Автор А.Г.Мордкович. Мнемозина, 2011 г.
- 2) «Геометрия 10 – 11». Автор Л. С. Атанасян. Москва «Просвещение», 2011 г.
- 3) Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах. Авторы: С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2004.
- 4) Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов. Авторы: М.И.Шабунин, М.В.Ткачева и другие. М: Мнемозина, 2006.
- Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно – методические материалы по математике. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
- 7) Колесникова С. И. Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- 8) Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2011. 10-11 классы/ Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
- 9) Тестовые контрольные задания по алгебре и началам анализа./ Под редакцией Е. А. Семенко. – Краснодар: «Просвещение – Юг», 2005.
- Крамор В.С., Лунгу К.Н.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.:АРКТИ, 2001.
- Крамор В.С., Лунгу К.Н., Лунгу А.К. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах - М.: АРКТИ, 2001.
- Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. «Школа решения задач с параметрами»-М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.
- Шахмейстер А.Х. «Задачи с параметрами в ЕГЭ»-СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
расширение и систематизация знаний учащихся, которые позволяют осмысленно понимать теоретический материал, решать практические задачи из разных предметных областей.
Предметные результаты:
овладение системой знаний о свойствах функций, позволяющей применять их в различных предметных областях;
овладение нестандартными способами решения уравнений и неравенств;
овладение навыками описания процессов с помощью математических моделей – уравнений или неравенств;
владение терминологией, описывающей функциональные зависимости.
После изучения данного элективного курса обучающиеся должны знать:
- Понятие синуса, косинуса, произвольного угла; радианную меру угла;
- Понятие тангенса, котангенса произвольного угла; радианную меру угла;
- Как вычислять значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса градусной и радианной меры угла, используя табличные значения;
- Как решать логарифмические, показательные, тригонометрические и иррациональные уравнения и неравенства;
- Как строить графики функций.
После изучения элективного курса обучающиеся должны уметь:
- Вычислять синус, косинус числа;
- Выводить некоторые свойства синуса, косинуса;
- Проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста, участвовать в диалоге, приводить примеры;
- Знать основные функции, их свойства и построение графиков;
- Решать логарифмические, показательные, тригонометрические и иррациональные уравнения и неравенства;
Планируемый результат.
Изучив данный курс, учащиеся смогут:
- Устранить пробелы в знаниях отдельных тем математики;
- Закрепить в памяти знания математических законов, теорий и важнейших понятий;
- Решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач на базе знаний выпускника основной школы
- Расширить кругозор обучающихся;
- Развить умение мыслить логически, воспитывать волю к преодолению трудностей;
- Осознать необходимость подготовки к сдаче ЕГЭ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Лекции | Практические работы | Самостоятельные работы |
Уравнения и неравенства. (Способы решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений. Способы решения линейных, квадратных неравенств. Метод интервалов. Способы решения систем уравнений и неравенств.) | 2 | 1 | 1 | ||
Текстовые задачи. (Способы решения систем уравнений и неравенств. Способы решения систем уравнений и неравенств. Решение комбинаторных задач.) | 2 | 1 | 1 «Исследование тригонометрических функции и решение тригонометрических уравнений» | ||
Формулы тригонометрии. (Основные тригонометрические формулы и их применение. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.) | 2 | 1 | 1 | ||
Тригонометрические функции и их графики. (Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений) | 1 | 1 | |||
Тригонометрические уравнения и неравенства. (Способы решения тригонометрических уравнений и неравенств) | 2 | 1 | 1 «Исследование тригонометрических функции и решение тригонометрических уравнений» | ||
Степенная функция. (Способы решения тригонометрических уравнений. Способы решения иррациональных уравнений) | 2 | 1 | 1 | ||
Показательная функция. (Показательная функция, ее свойства и график. Способы решения показательных уравнений и неравенств) | 2 | 1 | 1 | ||
Логарифмическая функция. (Способы решения показательных уравнений. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Способы решения логарифмических уравнений и неравенств.) | 2 | 1 | 1 «Логарифмическая функция». | ||
Задачи с геометрическим содержанием. (Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Простейшие стереометрические задачи на нахождение площадей поверхностей многогранников) | 2 | 1 | 1 | ||
Всего: | 17 | 7 | 7 | 3 |
Основное содержание курса
Тема 1. Уравнения. Неравенства.
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения.
Тема 2. Текстовые задачи.
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Тема 3. Формулы тригонометрии.
Формулы приведения, сложения, двойных углов и их применение. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
Тема 4. Тригонометрические функции и их графики.
Обобщить понятие тригонометрических функций; свойства функций и умение строить графики.
Тема 5. Тригонометрические уравнения.
Сформировать умения решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми нестандартными приемами решения тригонометрических уравнений.
Тема 6. Степенная функция.
Обобщить понятие степенной функцией с действительным показателем, ее свойства и умение строить ее график; знакомство с разными способами решения иррациональных уравнений; обобщение понятия степени числа и корня n-й степени.
Тема 7. Показательная функция.
Систематизировать понятие показательной функции; ее свойств и умение строить ее график; познакомиться со способами решения показательных уравнений и неравенств.
Тема 8. Логарифмическая функция.
Обобщить понятие логарифмической функции; ее свойства и умение строить ее график; знакомство с разными способами решения логарифмических уравнений и неравенств.
Тема 9. Задачи с геометрическим содержанием.
Действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
Учебно-методические средства обучения
Основная литература:
- «Алгебра и начала анализа 10 – 11». Автор А.Г.Мордкович. Мнемозина, 2011 г.
- 2) «Геометрия 10 – 11». Автор Л. С. Атанасян. Москва «Просвещение», 2011 г.
- 3) Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах. Авторы: С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2004.
- 4) Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов. Авторы: М.И.Шабунин, М.В.Ткачева и другие. М: Мнемозина, 2006.
- Крамор В.С., Лунгу К.Н.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.:АРКТИ, 2001.
Дополнительная литература:
- Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно – методические материалы по математике. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
- 7) Колесникова С. И. Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- 8) Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2011. 10-11 классы/ Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
- 9) Тестовые контрольные задания по алгебре и началам анализа./ Под редакцией Е. А. Семенко. – Краснодар: «Просвещение – Юг», 2005.
- Крамор В.С., Лунгу К.Н.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.:АРКТИ, 2001.
- Крамор В.С., Лунгу К.Н., Лунгу А.К. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах - М.: АРКТИ, 2001.
- Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. «Школа решения задач с параметрами»-М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.
- Шахмейстер А.Х. «Задачи с параметрами в ЕГЭ»-СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004.
Электронные учебные пособия:
1. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2008.
Интернет-ресурс:
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Тематическое планирование учебного материала (1 час)
Номер № | Название темы | Кол- во часов | Дата проведения |
1 | Уравнения и неравенства. | 2 |
|
2 | Текстовые задачи. | 2 | |
3 | Формулы тригонометрии. | 2 | |
4 | Тригонометрические функции и их графики. | 1 | |
5 | Тригонометрические уравнения и неравенства. | 2 | |
6 | Степенная функция. | 2 | |
7 | Показательная функция. | 2 | |
8 | Логарифмическая функция. | 2 | |
9 | Задачи с геометрическим содержанием. | 2 | |
17 |
Resource id #994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Практикум по решению задач"
Основная цель курса- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к новой системе государственной (итоговой) аттестации по алгебре в 9 классе....
Элективный курс "Практикум по решению задач"
Цель курса:на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование...
Программа элективного курса"практикум по решению задач" 11 класс, 35часов
Элективный курс по математике в 11 классе...
Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению задач» для 11 класса
Программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и Шарыгин И. Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике, материалов из ...
Элективный курс: " Практикум по решению задач по математике» .
Курс рассчитан на 9 класс....
Программа элективного курса "Практикум по решению задач по элементарной математике"
Программа расчитана на 34 часа для учащихся 11 классов, подготовка к ЕГЭ по избранным вопросам математики....
Элективные курсы"Практикум по решению задач по математике»
Рабочая программа, элективных курсов по математике 11 класс...