Главные вкладки

    урок по космосу
    план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

    Комкова Лариса Геннадьевна

    урок по математике разработан для обучающихся 5 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_kosmosu.doc63.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме.

    Задачи:

    • совершенствовать умения выполнять вычислительные навыки;
    • повторить способы нахождения площади геометрических фигур;
    • закрепить использование алгоритма письменного вычисления;
    • развивать память, внимание, мышление, математическую речь, умение пользоваться математической терминологией;
    • воспитывать гордость за свою страну, граждан России, уважительное отношение к партнерам;
    • углублять знания детей о космосе, космических полетах, планетах Солнечной системы;
    • воспитывать познавательный интерес к урокам математики.

    Оборудование и материалы для урока: ПК, медиапроектор, экран, презентация; звуковоспроизводящая аппаратура; карточки для индивидуальной работы;

    План проведения урока:

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы урока
    3. Устный счет
    4. Работа по теме урока
         4.1. Решение задачи
         4.2. Решение уравнений
         4.3. Площадь фигур. Решение задач
         4.4. Физкультминутка
         4.5. Перевод единиц измерения
         4.6. Решение примеров «Алгоритм письменных вычислений»
         4.7. Логическая задача. Магический квадрат 
    5. Подведение итогов. Рефлексия

    ХОД УРОКА

    1. Оргмомент

    Цель: обеспечить мотивацию и организацию внимания учащихся.

    Чтение стихотворения (хором): Сегодня мы скучать не будем,
    Про лень, тоску мы позабудем,
    Мы оторвёмся от Земли туда,
    Где бороздят просторы корабли,
    Где вечный мрак, спокойствие Вселенной,
    В то место, что зовётся Солнечной системой.

    (Музыкальное сопровождение)

    2. Сообщение темы урока

    Цель: постановка темы и цели урока

    Определение темы и цели урока. (Высказывания детей)

    «Космический калейдоскоп» (повторение пройденного материала)

    Ребята, сегодня мы с вами совершим космический полет к другим планетам.
    Как нам нужно действовать, чтобы полет прошел успешно?

     Дети: Работать сплоченно, проявлять организованность, взаимовыручку, умело применять знания.

    - Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Космические полеты тесно связаны с математическими точными  расчетами, миром чисел. Мы закрепим то, что знаем.

    - Открыть бортовые журналы. Записать дату полета. 12 апреля.

    – Сегодня 12 апреля. С каким событием связана эта дата? (День космонавтики) 
    – Кто был первым космонавтом? (Гагарин) 
    – Чему будет посвящён наш урок? 
    – Сегодня на уроке мы повторим всё, что изучили на уроках математики, ответим на некоторые космические вопросы      ПОЕХАЛИ!

    3. Устный счет

    Цель: совершенствование вычислительных навыков

    Космонавты, отправляющиеся в полет выполняют задания, проводят исследования, научные опыты. Сегодня мы постараемся выполнить все задания .

    - Запуск первого искусственного спутника Земли был произведен в 1957 году.
              1. Разложите число по разрядным единицам.?
               Назовите сколько единиц первого и второго класса?
    2.Через 4 года в космос отправился космический корабль с человеком на борту. Сколько лет назад произошло это событие? Посчитайте. Запишите в тетрадь решение.
                                            2012-(57+4)=51
                                             Ответ: 51 год назад

    - Кто был первым космонавтом?
    - Что обозначают эти числа?
    (12 апреля 1961 года человек полетел в космос; 108 минут длился первый полет; 51 лет тому назад)
    - Какие числа делятся без остатка на девять?
       Умножить каждое из чисел на 100? Прочитайте эти числа.

    - А теперь попробуйте представить, что творилось в стране и мире, когда 12 апреля 1961 года, около 51 года назад, гражданин нашей страны на корабле «Восток» преодолел земное притяжение. 108 минут Юрия Гагарина стали эпохой, потому что это был первый полет человека в космос. Этому свидетельству торжества человеческого разума над силами природы предшествовал труд миллионов людей. Наша страна - родина Космонавтики. Мы должны этим гордиться!

    4. Работа по теме урока

    – Отправляемся в путешествие по Солнечной системе.

    4.1. Решение задачи

    Цель: совершенствование  умений решать задачи, совершенствование математической речи

    – Сколько планет в Солнечной системе?
    – Какие ближайшие планеты к Земле?

    Анализ задачи

    По подсчётам учёных полёт от Земли к Венере и обратно составит 505 дней, а от Земли до Марса и обратно на 139 дней меньше, чем на Венеру и обратно. Сколько дней будет длиться полёт от Земли к Марсу и обратно?
    Анализ задачи, составление краткой записи, решение: (505 + 139) + 505 = 1149(дн.)

    4.2. Решение уравнений

    Цель: совершенствование умений решать уравнения, повторить названия компонентов и результатов действия

    – Многие планеты имеют спутники. Давайте узнаем, сколько спутников у каждой планеты? Для этого мы должны решить уравнения. Ответ уравнения – количество спутников планет Солнечной системы.

    Следующее задание -  математическое лото. Каждому ученику выдаётся карта, состоящая из шести уравнений. Нужно решить уравнения в тетради, и в карте накрыть их соответствующим ответом. После, первую цифру получившегося ответа каждого уравнения заменить буквой и разгадать зашифрованное слово.

    Карта:

    а) (x – 13) – 13 = 14

    б) (x – 31) – 11 = 9

    в) (125 – a) – 15 = 42

    г) (246 + x) – 42 = 643

    д) 318 – (y– 8) = 27

    е) 81 – (45 – z) = 48

    Ответы:

    40

    51

    68

    439

    299

    12

    Ключ к слову:

    1 – А             4 – З             7 – М
    2 – Д             5 – В             8 – Т
    3 – И             6 – Е             9 – О

    Слово: ЗВЕЗДА

    4.3. Площадь фигур. Решение задач

    Цель: повторить способы нахождения площади геометрических фигур

    – Во Вселенной огромное количество звёзд. Они находятся на различном расстоянии от Земли, имеют разную температуру. Сейчас мы узнаем, какого цвета самые горячие звезды 
    – Рассмотрите геометрические фигуры. 
    – Найдите площадь каждой фигуры.

    (У детей индивидуальные карточки с фигурами)

    Вычисление площади фигур:

    Желтая – 40 см2
    (5 х 8)
    Белая – 18 см2
    (5 – 2) х (8 – 2)
    Малиновая – 21 см2
    (6 х 7)/2
    Голубая – 32 см2
    4 х 10 – 2 х 4 или 
    4 х 6 + 2 х 4

    – Назовите фигуру меньшей площади.
    – Самые горячие звезды имеют белый цвет.

    4.4.Физкультминутка

    Цель: снятие  мышечного напряжения, повышение работоспособности

    Выполнение упражнений для глаз:

    Чтоб глаза твои зорче были,
    Чтоб очки тебе не носить, 
    Эти лёгкие движения
    Предлагаю повторить!

    Физкультурная пауза

    Мы писали, мы считали
    На уроке мы устали.
    А теперь мы отдыхаем
    Физминутку начинаем.

    Начинаем бег на месте,
    Финиш метров через двести.
    Раз-два, раз-два, раз-два.
    Хватит-хватит, прибежали
    Потянулись, подышали.

    Вот мы руки развели
    Словно удивились,
    И друг другу до земли
    В пояс поклонились.
    Наклонились, выпрямились
    Наклонились, выпрямились
    Ниже, дети, не ленитесь
    Поклонитесь, улыбнитесь.

    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо
    Оглядимся величаво
    И налево надо тоже
    Поглядеть из-под ладошек.
    И направо и ещё
    Через левое плечо.

    Вот здоровья в чём секрет
    Всем друзьям физкульт-привет!

     (Музыкальное сопровождение)

    4.5. Перевод единиц измерения длины

    Цель: совершенствование  умения перевода единиц измерения длины, развитие математической речи

    – Люди всегда стремились узнать, что находится во Вселенной. В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли. 
    – Выполнив задание, мы узнаем, как назывался первый спутник.

    Выполнение упражнения по переводу единиц измерения длины (индивидуальные карточки).

    Образец карточки:

    6 дм = … см
    12 см = … мм
    5 м 1 см = … см
    12 дм 8 см = … см
    4 м 50 см = … см
    21 см = … мм
    6 м 4 дм 8 см = … см

    – Расположите получившиеся числа в порядке возрастания. 
    – Назовите первый спутник Земли. («Спутник»)

    4.6. Решение примеров «Алгоритм письменных вычислений»

    Цель: совершенствование вычислительных навыков, повторение алгоритма письменных вычислений

    – Первым совершил полет космонавт из нашей страны.
    – Назовите его имя.
    – Что вы знаете о нём, его полете?
    – Решите примеры, используя алгоритм письменных вычислений.

    Выполнение арифметических действий

    – Найдите ответ первого примера. (2, 3, 4, 5, 6)
    – Какой букве соответствует ответ? 
    – Как назывался космический корабль, на котором Ю.Гагарин совершил кругосветное путешествие по орбите?

    Ученики рассказывают об известных им фактах из жизни и подвиге Ю.А.Гагарина

    4.7. Логическая задача. Магический квадрат

    Цель: совершенствование вычислительных навыков, развитие логического мышления

    – Отряд космонавтов увеличивался с каждым днём. Интерес к космосу рос не по дням, а по часам. Требования к кандидатам жесткие: высшее образование, отменное здоровье.
    – Испытание для вас: магический квадрат. 
    – Разгадайте магический квадрат. Расставьте недостающие числа (кто быстрее).
    – Проверим числа.

    Разгадывание магического квадрата.

    5. Подведение итогов. Рефлексия.

    Цель: дать оценку работе класса и отдельных учеников. Контроль и самоконтроль

    - Завершаем наш полет и готовим звездолет к возвращению на Землю.
     Чем мы сегодня занимались на уроке?
    Много фактов узнали о космосе.
    Решали примеры и задачи, сравнивали величины.


    - Внимание, наша красавица Земля!
    - Гагарин, вернувшись из полета, сказал: «Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее

    - Давайте будем выполнять завет первого летчика- космонавта.

    – Что нового мы узнали о космосе?
    – Какие задания вам было выполнять легко? Почему?
    – Какие задания оказались трудными для вас? Почему?
    – Оцените свою работу.

     Домашнее задание

    Найти интересные факты про космос.

    Самооценка с использованием сигнальных карточек


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Космос" для 7-8 классов к 12 апреля

    Использованы  методы технологии критического мышления с целью вызвать интерес у учащихся по данной теме, активизировать их мыслительную деятельность....

    Урок по теме "Космос" для 7-8 классов к 12 апреля

    Использованы  методы технологии критического мышления с целью вызвать интерес у учащихся по данной теме, активизировать их мыслительную деятельность....

    План урока по теме "Космос" 8 класс

    Разработка к уроку в 8 классе по теме "Известные люди" по УМК  М.З.Биболетовой....

    Конспект урока по английскому языку в 9 классе с применением информационно – коммуникационных технологий «Исследование космоса: Планеты Солнечной Системы»

    Урок «Исследование космоса: Планеты Солнечной Системы» по теме «Наука и Техника»(УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой « Новый курс английского языка для российских школ, 5й год обучения», 9 класс...

    Конспект сюжетно-ролевого урока по физической культуре в 4 классе "Полёт в космос".

    Урок носит познавательный характер, где учащиеся знакомятся с названиями планет, с их краткой характеристикой, знакомятся с именами космонавтов. Кроме этого урок способствует развитию физических качес...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОСМОСА»

    Урок «История исследования космоса» построен на основе блочно-модульного принципа. Каждый модуль может стать отдельным уроком в 9 или 11 классе с определенными добавлениями в курсе «История России. ХХ...