Рабочие программы по математике и информатике
рабочая программа по алгебре по теме

Круглова Ольга Николаевна

Данный материал содержит рабочие программы по алгебре, геометрии и информатике 7-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_po_matematike_i_informatike.zip783.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Уршельская средняя общеобразовательная школа

«Принята»

на МО учителей  математики

«    »                    2013 г.

Руководитель:___________  Грачёва В.В.

«Утверждена»

Приказом директора школы №_____________

От                          .2013 г.

Директор школы:___________Мудрецов Ю.А.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                  ПО АЛГЕБРЕ

                          9  класс

  (преподавание по учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г.               Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского.)

                              КРУГЛОВОЙ ОЛЬГИ  НИКОЛАЕВНЫ

                                     2013-2014 уч.год.


Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Алгебра» для 9 класса II ступени образования МБОУ «Уршельская средняя общеобразовательная школа Гусь - Хрустального района Владимирской области» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» и авторской программы по алгебре Ю. Н. Макарычева входящей в сборник программ «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7-9 классы», составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра , 7-9 классы».- М. Просвещение, 2008. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании математики 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Рабочая  программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам об-разовательного процесса получить представление о целях, содержании, об-щей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами дан-ного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение эта-пов обучения, структурирование учебного материала, определение его коли-чественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9 классе отводится 3 ч в неделю.  Планирование учебного материала по алгебре  рассчитано на 102 учебных часа, количество контрольных работ: 10. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:

 Добавлены две контрольные работы: входная контрольная работа (за курс алгебры 8 класса) и административная контрольная работа, также запланировано на 4 часа пробный экзамен, за курс основной школы. В связи с этим, изменено соотношение часов на раздел «Повторение», и вместо предложенных в авторской программе 21-го часа, в рабочей программе 15 часов.

Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования    направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в  школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Задачи учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи: 

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул;
  • совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни;
  • формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений;    
  •  развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
  • важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равно-ускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры;
  • формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, пони-мать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Учебно-методический комплект

  1. Алгебра: Учеб. Для 9 кл. общеобразовательных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под. ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2011. 
  2. Программы общеобразовательных учреждений: «Алгебра, 7-9 классы». Составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна - М. Просвещение, 2008.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов; как используются математические формулы, уравнения и неравенства;
  • примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
  • приводить примеры такого описания;
  •  как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем.
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки.
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений; округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений.
  •  пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости,   площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;  устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов; интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
  •  выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; при-менять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Элементы логики,  комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге; распознавания логически некорректных рассуждений; записи математических утверждений, доказательств; анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости; решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией; понимания статистических утверждений.

Календарно-тематическое планирование.  

№ п\п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

1.

Глава I. Квадратичная функция.

22+1

1.

Функции и их свойства. Функция. Область определения и область значений функции.

1

2.

Функция. Область определения и область значений функции.

1

3.

Свойства функций.

1

4.

Свойства функций.

1

5.

Свойства функций.

Самостоятельная работа №1.

1

6.

Квадратный трехчлен.

Квадратный трехчлен и его корни.

1

7.

Квадратный трехчлен и его корни.

1

8

Входная контрольная работа № 1 за курс 8 класса.

1

9.

Разложение квадратного трехчлена на множители.

1

10.

Разложение квадратного трехчлена на множители.

1

11.

Контрольная работа №2

«Квадратный трехчлен».

1

12.

Квадратичная функция и ее график.

Функция

ее график и свойства.

1

13.

Функция

ее график и свойства.

1

14.

Графики функций

 у

1

15.

Графики функций

 у

1

16.

Построение графика квадратичной функции.

1

17.

Построение графика квадратичной функции.

1

18.

Построение графика квадратичной функции.

1

19.

Построение графика квадратичной функции. Самостоятельная работа №2.

1

20.

Степенная функция. корень n-ой степени. Функция у= хп. 

Корень n-ой  степени.

1

21.

Дробно-линейная функция и ее график.

1

22.

Степень с рациональным показателем.

1

23.

Контрольная работа №3

«Квадратичная функция и ее график».

1

2.

Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной.

14+4

24.

Уравнения с одной переменной.  Целое уравнение и его корни.

1

25.

Целое уравнение и его корни.

1

26.

Целое уравнение и его корни.

1

27.

Целое уравнение и его корни.

1

28-31

Пробный экзамен за курс  основной школы

4

32.

Дробные рациональные уравнения.

1

33.

Дробные рациональные уравнения. Самостоятельная работа №3.

1

34.

Дробные рациональные уравнения.

1

35.

Дробные рациональные уравнения.

1

36.

Неравенства с одной переменной. Решение неравенств второй степени с одной переменной.

1

37.

Решение неравенств второй степени с одной переменной.

1

38.

Решение неравенств методом интервалов.

1

39.

Решение неравенств методом интервалов.

1

40.

Решение неравенств методом интервалов.

1

41.

 Контрольная работа №4 «Уравнения и неравенства с одной переменной».

1

3.

Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными.

17+1

42.

Уравнения с двумя переменными и их системы. Уравнение с двумя переменными и его график.

1

43.

Уравнение с двумя переменными и его график.

1

44.

Графический способ решения систем уравнений.

1

45.

Графический способ решения систем уравнений.

1

46.

Графический способ решения систем уравнений.

1

47.

Графический способ решения систем уравнений. Самостоятельная работа №4.

1

48.

Решение систем уравнений второй степени.

1

49.

Решение систем уравнений второй степени.

1

50.

Решение систем уравнений второй степени.

1

51.

Решение систем уравнений второй степени.

1

52.

Решение задач с помощью уравнений второй степени.

1

53.

Решение задач с помощью уравнений второй степени.

1

54.

Административная  контрольная работа №5.

1

55.

Неравенства с двумя переменными и их системы. Неравенства с двумя переменными.

1

56.

Неравенства с двумя переменными.

1

57.

Системы неравенств с двумя переменными.

1

58.

Системы неравенств с двумя переменными.

1

59.

Контрольная работа №6 «Уравнения и неравенства с двумя переменными».

1

4.

Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии.

15

60.

Арифметическая прогрессия. Последовательности.

1

61.

Последовательности.

1

62.

Определение   арифметической   прогрессии Формула n-го члена арифметической прогрессии.

1

63.

Определение   арифметической   прогрессии Формула n-го члена арифметической прогрессии.

1

64.

Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии.

1

65.

Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии.

1

66.

Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии.

1

67.

Контрольная работа №7 «Арифметическая прогрессия».

1

68.

Геометрическая прогрессия. Определение   геометрической   прогрессии. Формула n-го  члена  геометрической  прогрессии.

1

69.

Определение   геометрической   прогрессии. Формула n-го  члена  геометрической  прогрессии.

1

70.

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии.

1

71.

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии.

1

72.

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии.

1

73.

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии.

1

74.

Контрольная работа №8 «Геометрическая прогрессия».

1

5.

ГлаваV. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

13

75.

Элементы комбинаторики.

Примеры комбинаторных задач.

1

76.

Примеры комбинаторных задач.

1

77.

Перестановки.

1

78.

Перестановки.

1

79.

Размещения.

1

80.

Размещения.

1

81.

Сочетания.

1

82.

Сочетания.

1

83.

Сочетания.

1

84.

Начальные сведенья из теории вероятностей. Относительная частота случайного события.

1

85.

Вероятность равновозможных событий.

1

86.

Вероятность равновозможных событий.

1

87.

Контрольная работа №9 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».

1

5.

Повторение.

11

88.

Квадратичная функция.

1

89.

Квадратичная функция.

1

90.

Уравнения и неравенства с одной переменной.

1

91.

Уравнения и неравенства с одной переменной.

1

92.

Уравнения с двумя переменными и их системы.

1

93.

Уравнения с двумя переменными и их системы.

1

94.

Арифметическая прогрессия.

1

95.

Геометрическая прогрессия.

1

96.

Геометрическая прогрессия.

1

97.

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

1

98.

Системы уравнений.

1

99.

Итоговая контрольная работа№10.

1

100.

Функции. Решение задач.

1

101.

Прогрессии. Решение упражнений.

1

102.

Обобщающий урок за курс 9-го класса.

1

Итого

102 ч

Содержание программы учебного курса

Свойства функций. Квадратичная функция 

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция , её свойства и график. Степенная функция.

Основная цель –  расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции.

В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции , её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции  . Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида.   Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции  может быть получен из графика функции  с помощью двух параллельных  переносов. Приёмы построения графика функции

 отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

Учащиеся  знакомятся со свойствами степенной функции  при четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится  понятие корня  n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

Уравнения и неравенства с одной переменной

Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства,, ,

  где а0.

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального  уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.

Формирование  умение решать неравенства,, ,  где а0, осуществляется с опорой на сведенья о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).

Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

Уравнения и неравенства с двумя переменными

 

Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.

Основная цель — выработать умение решать простейшие системы содержащие уравнение второй степени с двумя переменными , и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение.

Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.

Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно пока учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач решаемых с помощью систем уравнений.

Изучение темы завершается введением понятий неравенств с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменив, используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.

Прогрессии

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Основная цель –  дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

 Степенная функция. Корень n -й степени

Четная и нечетная функция. Функция . Определение корня n-й степени. Вычисление корней n -й степени.

Основная цель –   ввести понятие корня n -й степени.

В данной теме продолжается изучение свойств функций: вводятся понятия четной и нечетной функции, рассматриваются свойства степенной функции с натуральным показателем. Изучение корней ограничивается введением понятия корня n-й степени и выполнением несложных заданий на вычисление корней n-й степени, в частности кубических корней.

Свойства корней n-й степени, понятие степени с рациональным показателем и ее свойства не изучаются. Этот материал будет рассмотрен в старшей школе.

 Элементы комбинаторики и теории вероятностей

 

Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Основная цель –   ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.

В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.

Повторение

Основная цель –  повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.

                                    Формы и средства контроля.

Контрольные работы, самостоятельные и проверочные работы по изучаемым темам взяты из дидактических материалов: Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса / Ершова А. П., Голобородько В. В. – М.: Илекса – 2009

Можно использовать и следующие контрольные, самостоятельные, проверочные работы.

Входная контрольная работа№1

В а р и а н т  1

1. Решите систему неравенств:

2. Упростите выражение: .

3. Упростите выражение: .

4. Два автомобиля выезжают одновременно из одного города в другой, находящийся на расстоянии 560 км. Скорость первого на 10 км/ч больше скорости второго, и поэтому первый приезжает на место на 1 ч раньше второго. Определите скорость каждого автомобиля.

5. При каких значениях х функция y =  + 1 принимает положительные значения?

В а р и а н т  2

1. Решите систему неравенств:

2. Упростите выражение: .

3. Упростите выражение: .

4. Пассажирский поезд был задержан в пути на 16 мин и нагнал опоздание на перегоне в 80 км, идя со скоростью, на 10 км/ч большей, чем полагалось по расписанию. Какова была скорость поезда по расписанию?

5. При каких значениях х функция y =  – 2 принимает отрицательные значения?

В а р и а н т  3

1. Решите неравенство: 4(2х – 1) – 3(3х + 2) > 1.

2. Упростите выражение: .

3. Упростите выражение: .

4. «Ракета» на подводных крыльях имеет скорость на 50 км/ч большую, чем скорость теплохода, и поэтому путь в 210 км она прошла на 7 ч 30 мин скорее, чем теплоход. Найдите скорость «Ракеты».

5. При каких значениях х функция y =  + 4 принимает отрицательные значения?

В а р и а н т  4

1. Решите неравенство: 9(х – 2) – 3(2х + 1) > 5х.

2. Упростите выражение: .

3. Упростите выражение: .

4. Из пункта А отправили по течению реки плот. Через 5 ч 20 мин вслед за ним вышла из пункта А моторная лодка, которая догнала плот на расстоянии 20 км от А. С какой скоростью двигался плот, если известно, что моторная лодка шла быстрее его на 12 км/ч?

5. При каких значениях х функция y =  + 1 принимает положительные значения?

Контрольная работа № 2«Квадратный трехчлен». 

Контрольная работа № 3
«Квадратичная функция и ее график».
В а р и а н т  1

1. Разложите на множители квадратный трехчлен:

а) х2 – 14х + 45;                б) 3у2 + 7у – 6.

2. Постройте  график  функции  у = х2 – 2х – 8.  Найдите  с  помощью графика:

а) значение у при х = –1,5;

б) значения х, при которых у = 3;

в) нули функции;

г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;

д) промежуток, в котором функция возрастает.

3. Сравните:

а)  и ;                в) (–4,1)11 и (–3,9)11;

б) (–1,3)6 и (–2,1)6;                г)  и 0,0114.

4. Вычислите:

а) ;         б) ;         в) .

5. Сократите дробь .

6. Найдите наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 6х + 11.

В а р и а н т  2

1. Разложите на множители квадратный трехчлен:

а) х2 – 10х + 21;                б) 5у2 + 9у – 2.

2. Постройте  график  функции  у = х2 – 4х – 5.  Найдите  с  помощью графика:

а) значение у при х = 0,5;

б) значения х, при которых у = 3;

в) нули функции;

г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;

д) промежуток, в котором функция убывает.

3. Сравните:

а) (–1,7)5 и (–2,1)5;                в) 4,79 и ;

б)  и ;                г) 5,712 и (–6,3)12.

4. Вычислите:

а) ;         б) ;         в) .

5. Сократите дробь .

6. Найдите наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 4х + 3.

В а р и а н т  3

1. Разложите на множители квадратный трехчлен:

а) х2 – 12х + 35;                б) 7у2 + 19у – 6.

2. Постройте  график  функции  у = х2 – 6х + 5.  Найдите  с  помощью графика:

а) значение у при х = 0,5;

б) значения х, при которых у = –1;

в) нули функции;

г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;

д) промежуток, в котором функция возрастает.

3. Сравните:

а)  и ;                в) (–2,3)6 и (–4,1)6;

б) (–1,7)3 и (0,4)3;                г)  и (–1,4)10.

4. Вычислите:

а) ;         б) ;         в) .

5. Сократите дробь .

6. Найдите наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 8х + 7.

В а р и а н т  4

1. Разложите на множители квадратный трехчлен:

а) х2 – 18х + 45;                б) 9х2 + 25х – 6.

2. Постройте график функции у = х2 – 8х + 13. Найдите с помощью графика:

а) значение у при х = 1,5;

б) значения х, при которых у = 2;

в) нули функции;

г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;

д) промежуток, в котором функция возрастает.

3. Сравните:

а) 3,411 и 4,211;                        в)  и (–0,7)9;

б)  и (–1,2)8;                г) (–2,4)4 и 1,24.

4. Вычислите:

а) ;         б) ;         в) .

5. Сократите дробь .

6. Найдите наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 6х – 4.


Контрольная работа № 4

«Уравнения и неравенства с одной переменной».

В а р и а н т  1

1. Решите уравнение:

а) х3 – 81х = 0;                        б)  = 2.

2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 19х2 + 48 = 0.

3. Решите неравенство:

а) 2х2 – 13х + 6 < 0;                б) х2 – 9 > 0;           в) 3х2 – 6х + 32 > 0.

4. Решите неравенство, используя метод интервалов:

а) (х + 8) (х – 4) > 0;                б)  < 0.

5. При каких значениях t уравнение 3х2 +  + 3 = 0 имеет два корня?

6.* Решите уравнение:

 + 4 = 0.

В а р и а н т  2

1. Решите уравнение:

а) х3 – 25х = 0;                        б)  = 1.

2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 4х2 – 45 = 0.

3. Решите неравенство:

а) 2х2 – х – 15 > 0;                б) х2 – 16 < 0;            в) х2 + 12х + 80 < 0.

4. Решите неравенство, используя метод интервалов:

а) (х + 11) (х –9) < 0;                б)  > 0.

5. При каких значениях t уравнение 2х2 +  + 8 = 0 не имеет корней?

6.* Решите уравнение:

 = 3.

В а р и а н т  3

1. Решите уравнение:

а) х3 – 36х = 0;                        б)  = 1.

2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 13х2 + 36 = 0.

3. Решите неравенство:

а) 2х2 + 5х – 7 < 0;                б) х2 – 25 > 0;           в) 5х2 – 4х + 21 > 0.

4. Решите неравенство, используя метод интервалов:

а) (х + 9) (х – 5) > 0;                б)  < 0.

5. При каких значениях t уравнение 2х2 +  + 2 = 0 имеет два корня?

6.* Решите уравнение:

 = 2.

В а р и а н т  4

1. Решите уравнение:

а) х3 – 49х = 0;                        б)  = 2.

2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 17х2 + 16 = 0.

3. Решите неравенство:

а) 5х2 + 3х – 8 > 0;                б) х2 – 49 < 0;            в) 4х2 – 2х + 13 < 0.

4. Решите неравенство, используя метод интервалов:

а) (х + 12) (х –7) < 0;                б)  > 0.

5. При каких значениях t уравнение 25х2 +  + 1 = 0 не имеет корней?

6.* Решите уравнение:

 = –1.


АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5

        


Контрольная работа № 6

«Уравнения и неравенства с двумя переменными».

В а р и а н т  1

1. Решите систему уравнений:

2. Периметр прямоугольника равен 28 м, а его площадь равна 40 м2. Найдите стороны прямоугольника.

3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения параболы у = х2 + 4 и прямой х + у = 6.

4. Решите систему уравнений:

5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:

В а р и а н т  2

1. Решите систему уравнений:

2. Одна из сторон прямоугольника на 2 см больше другой стороны. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 120 см2.

3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности х2 + у2 = 10 и прямой х + 2у = 5.

4. Решите систему уравнений:

5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:

В а р и а н т  3

1. Решите систему уравнений:

2. Периметр прямоугольника равен 26 см, а его площадь равна 42 см2. Найдите стороны прямоугольника.

3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения параболы у = х2 – 8 и прямой х + у = 4.

4. Решите систему уравнений:

5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:

В а р и а н т  4

1. Решите систему уравнений:

2. Одна из сторон прямоугольника на 4 м больше другой стороны. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 45 м2.

3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности х2 + у2 = 17 и прямой 5х – 3у = 17.

4. Решите систему уравнений:

5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:

Контрольная работа №7

«Арифметическая прогрессия».

В а р и а н т  1

1. Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии (ап), если а1 = –15 и d = 3.

2. Найдите сумму шестнадцати первых членов арифметической прогрессии: 8; 4; 0; …

3. Найдите сумму шестидесяти первых членов последовательности (bп), заданной формулой bп = 3п – 1.

4. Является ли число 54,5 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = 25,5 и а9 = 5,5?

5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 3 и не превосходящих 100.

В а р и а н т  2

1. Найдите восемнадцатый член арифметической прогрессии (ап), если а1 = 70 и d = –3.

2. Найдите сумму двадцати первых членов арифметической прогрессии: –21; –18; –15; …

3. Найдите сумму сорока первых членов последовательности (bп), заданной формулой bп = 4п – 2.

4. Является ли число 30,4 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = 11,6 и а15 = 17,2?

5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 7 и не превосходящих 150.

В а р и а н т  3

1. Найдите тридцать второй член арифметической прогрессии (ап), если а1 = 65 и d = –2.

2. Найдите сумму двадцати четырех первых членов арифметической прогрессии: 42; 34; 26; …

3. Найдите  сумму  восьмидесяти  первых  членов  последовательности (bп), заданной формулой bп = 2п – 5.

4. Является ли число 6,5 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = –2,25 и а11 = 10,25?

5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 9 и не превосходящих 80.

В а р и а н т  4

1. Найдите  сорок  третий  член  арифметической прогрессии (ап), если а1 = –9 и d = 4.

2. Найдите сумму четырнадцати первых членов арифметической прогрессии: –63; –58; –53; …

3. Найдите сумму ста двадцати первых членов последовательности (bп), заданной формулой bп = 3п – 2.

4. Является ли число 35,8 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = –23,6 и а22 = 11?

5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 6 и не превосходящих 150.

В контрольной работе задания 1 и 2 обязательного уровня

Контрольная работа № 8

«Геометрическая прогрессия».

В а р и а н т  1

1. Найдите седьмой член геометрической прогрессии (bп), если b1 = –32 и q = .

2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 2, а знаменатель равен 3. Найдите сумму шести первых членов этой прогрессии.

3. Между числами  и 3 вставьте три числа, которые вместе с данными числами образуют геометрическую прогрессию.

4. Найдите  сумму  девяти  первых  членов  геометрической  прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b2 = 0,04 и b4 = 0,16.

5. Найдите  первый  член  геометрической  прогрессии  (ап),  в  которой q = 3, S4 = 560.

В а р и а н т  2

1. Найдите шестой член геометрической прогрессии (bп), если b1 = 0,81 и q = .

2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 6, а знаменатель равен 2. Найдите сумму семи первых членов этой прогрессии.

3. Между числами  и 196 вставьте три числа так, чтобы они вместе с данными числами составили геометрическую прогрессию.

4. Найдите  сумму  восьми  первых  членов  геометрической  прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b2 = 1,2 и b4 = 4,8.

5. Найдите  первый  член  геометрической  прогрессии  (ап),  в  которой q = –2, S5 = 330.

В а р и а н т  3

1. Найдите пятый член геометрической прогрессии (bп), если b1 = –125 и q = .

2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 4, а знаменатель равен 2. Найдите сумму восьми первых членов этой прогрессии.

3. Между числами 48 и  вставьте три числа так, чтобы вместе с данными они составили геометрическую прогрессию.

4. Найдите  сумму  восьми  первых  членов  геометрической  прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b3 = 0,05 и b5 = 0,45.

5. Найдите  первый  член  геометрической  прогрессии  (ап),  в  которой q = –3, S4 = 400.

В а р и а н т  4

1. Найдите  девятый  член  геометрической  прогрессии  (bп),  если
b1 = 100000 и q = .

2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 6, а знаменатель равен 4. Найдите сумму пяти первых членов этой прогрессии.

3. Между числами 35 и  вставьте три числа так, чтобы вместе с данными они образовывали геометрическую прогрессию.

4. Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b3 = 3,6 и b5 = 32,4.

5. Найдите  первый  член  геометрической  прогрессии  (ап),  в  которой q = 2, S5 = 403.


Контрольная работа №9

«Элементы комбинаторики и теории вероятностей».

В а р и а н т  1

1. На стол бросают два игральных тетраэдра (серый и белый), на гранях каждого из которых точками обозначены числа от 1 до 4. Сколько различных пар чисел может появиться на гранях этих тетраэдров, соприкасающихся с поверхностью стола?

2. Сколько существует шестизначных чисел (без повторения цифр), у которых цифра 5 является последней?

3. В бригаде 4 женщины и 3 мужчины. Среди членов бригады разыгрываются 4 билета в театр. Какова вероятность того, что среди обладателей билетов окажется 2 женщины и 2 мужчины?

4. На каждой карточке написана одна из букв к, л, м, н, о, п. Четыре карточки наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что при выкладывании получится слово «клоп»?

5. Найдите вероятность того, что случайным образом выбранное двузначное число при делении на 11 дает в остатке 10.

В а р и а н т  2

1. Из коробки, содержащей 8 мелков различных цветов, Гена и Таня берут по одному мелку. Сколько существует различных вариантов такого выбора двух мелков?

2. Сколько существует пятизначных чисел (без повторения цифр), у которых вторая цифра в записи 4?

3. В урне 6 белых и 4 черных шара. Из этой урны наудачу извлекли 5 шаров. Какова вероятность того, что 2 из них белые, а 3 черные?

4. На каждой карточке написана одна из букв р, с, т, у, ф, х. Четыре карточки наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что при выкладывании получится слово «хруст»?

5. Найдите вероятность того, что случайным образом выбранное двузначное число при делении на 13 дает в остатке 5.


Итоговая контрольная работа №10

В а р и а н т  I

1. Упростите выражение: .

2. Решите систему уравнений:

3. Решите неравенство 5х – 1,5 (2х + 3) < 4х + 1,5.

4. Найдите значение выражения  при p = .

5. Постройте график функции у = х2 – 4. Укажите, при каких значениях х функция принимает положительные значения.

В а р и а н т  II

1. Упростите выражение: .

2. Решите систему уравнений:

3. Решите неравенство: 2х – 4,5 > 6х – 0,5 (4х – 3).

4. Найдите значение выражения  при m = .

5. Постройте график функции у = –х2 + 1. Укажите, при каких значениях х функция принимает отрицательные значения.

В а р и а н т  III

1. Упростите выражение: .

2. Решите систему уравнений:

3. Решите неравенство: 5х – 3 (х – 1,5) < 4х + 1,5.

4. Найдите значение выражения  при n = .

5. Постройте график функции у = х2 – 2х. Укажите, при каких значениях х функция принимает отрицательные значения.

В а р и а н т  IV

1. Упростите выражение: .

2. Решите систему уравнений:

3. Решите неравенство: х – 2,5 (2х – 1) > х – 1,5.

4. Найдите значение выражения  при с = .

5. Постройте график функции у = х2 + 2х. Укажите, при каких значениях х функция принимает положительные значения.

Самостоятельные работы:

Тема: Свойства функций.

Самостоятельная работа №1.

 

 

Самостоятельная работа № 2. 

Тема: Квадратный трехчлен.

 

Самостоятельная работа № 3. 

Тема: Уравнения приводимые к квадратным.

 

Самостоятельная работа № 4

Тема: Решение систем уравнений.

 

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная литература

  1. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова;  Под. ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2011.

  1. Программы общеобразовательных учреждений: «Алгебра, 7-9 классы». Составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна - М. Просвещение, 2008.

Дополнительная литература

  1. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктисов;   – М.: Просвещение, 2010.
  2. Контрольно-измерительные материалы . «Алгебра, 9 класс». Составитель: Л. И. Мартышова.- М.:  ВАКО, 2010.

          3.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для     9 класса / Ершова А. П., Голобородько В. В. – М.: Илекса – 2009

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике и информатике.

Рабочие программы по Информатике и ИКТ предназначены для обучающихся 8-11 классов....