Тема 7. НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме

Петрунина Светлана Николаевна

Уважаемые коллеги!

Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.

Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.

Тема 7. " Неравенства с модулем. Иррациональные алгебраические неравенства" содержит теоретические сведения,  систематизированный набор ключевых методов решения типовых задач, сопровождающихся подробным разбором решений. По каждому методу приводятся упражнения с ответами для закрепления изучаемого материала.

Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 7. Неравенства с модулем. Иррациональные алгебраические неравенства.

IV. Неравенства с модулем.

При решении неравенств с неизвестным под знаком модуля пользуемся определением

Решение неравенств, содержащих модули, в большинстве случаев строится аналогично решению соответствующих уравнений. Основное отличие состоит в том, что после освобождения от модулей требуется решить, естественно, не уравнение, а неравенство. Есть еще одно отличие. Если при решении уравнений можно широко пользоваться проверкой полученных решений, то для случая неравенств отбросить посторонние решения проверкой может быть затруднительно. Это означает, что при решении неравенств стараются использовать в основном, равносильные переходы.

Пример. Решить неравенство +  < 7.

Решение. Нули подмодульных выражений разделяют числовую ось на три промежутка

x < -1, -1  x < 4, x  4.

                      -1                      4                      x    

На левом промежутке оба модуля раскрываются со знаком "-"; на среднем - первый модуль раскрывается со знаком "-", а второй - со знаком "+"; на правом - оба раскрываются со знаком "+". В результате получаем, что исходное неравенство равносильно совокупности трех систем неравенств

Решите эти системы самостоятельно и объедините полученные ответы:

x(-2; -1)  [-1; 4)  [4; 5) x(-2; 5).

Ответ: x(-2; 5).

Неравенство вида  можно решать, исходя из определения модуля, но во многих случаях удобнее перейти к системе неравенств

Пример. Решить неравенство .

Решение. В соответствии с приведенной схемой запишем систему неравенств, равносильную исходному неравенству:

Решением первого неравенства является отрезок x, а решением второго - объединение двух лучей

Пересечение полученных множеств решений неравенств является решением системы и служит ответом в данной задаче.

Ответ: x.

Неравенство вида удобнее решать, переходя к совокупности неравенств

Пример. Решить неравенство 2.

Решение. Запишем совокупность неравенств, равносильную исходному неравенству

Решением первого неравенства является объединение интервалов , а решением второго интервал . Объединяя полученные множества решений неравенств, находим решение совокупности.

Ответ: .

Решить неравенства.

  1. .                                               Ответ:
  2. .                                             Ответ:
  3. .                                                        Ответ:
  4. .                                                       Ответ:
  5. .                                        Ответ:

V. Иррациональные неравенства.

При решении иррациональных неравенств необходимо помнить, что корни нечетной степени рассматриваются при всех действительных значениях подкоренных выражений, а корни четной степени - только арифметические.

Избавляясь от иррациональности, помните, что неравенство нельзя возводить в четную степень, если хотя бы одна из его частей отрицательна, поскольку при этом знак неравенства может измениться!

Иррациональные неравенства, предлагаемые на вступительных экзаменах, часто сводятся к простейшим следующих видов.

Схемы решения иррациональных неравенств.

  1. .

Пример.

1) Решить неравенство

Решение.

Ответ:

  1. Решить неравенство  

Решение.

Ответ: .

  1. Решить неравенство  

Решение.

Неравенство решим по правилу решения дробно-рациональных неравенств (см. III).

Найдем нули числителя и знаменателя дроби. Это х=2, х=. Нанесем эти точки на числовую ось и определим знак дроби

           -                     +                          -

                                            2                         х

в каждом промежутке.

Ответ: .

  1. Решить неравенство    

Решение.

       

Ответ:

Решить неравенства

  1.                                   Ответ:
  2. .                                                Ответ:
  3.          Ответ:
  4.                                          Ответ:
  5.            Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 2. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 6. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА. КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ. ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Темы 10,11. ПОКАЗАТЕЛЬНО-СТЕПЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ.ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 12. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ. Теория.Ключевые методы решения задач.Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 14. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория.Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 16. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ. Теория.Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 20. ДЕЙСТВИЯ С ОБРАТНЫМИ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИМИ ФУНКЦИЯМИ.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...