Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить".
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Зинченко Галина Николаевна

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4urok_na_primenenie_znaniy_po_matematike.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – практическая работа «Что нам стоит дом построить!?» или «Задачи практического содержания на ЕГЭ».

Цели урока:

Дидактические:

*Повторение знаний по темам: «Числа и вычисления», «Приближенные значения величин», «Площади и объемы», «Части и проценты», «Единицы измерения величин», «Вычисления величин по формулам», «Отношения и пропорции», «Теорема Пифагора».

*Формирование вычислительных навыков.

*Формирование умений, навыков и способов вычисления площадей и объемов.

*Формирование навыков округления чисел с избытком.

Развивающие и воспитывающие:

*Развитие  основных типов и форм человеческого мышления: алгоритмического, аналитического, логического,  пространственного, и мыслительных операций – анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, обобщения.

*Развитие памяти, трудолюбия, усидчивости, ответственности за результат работы, настойчивости в достижении поставленной цели.

*Воспитание интереса к математике, как к предмету школьного курса, который находит широкое практическое применение в повседневной жизни.

*Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

*Подготовка выпускников к успешной сдаче ЕГЭ.

Материальное обеспечение урока.

*Лист «Справочный материал к уроку» - 8 шт.

*Модели  изображений фигур для вычисления площадей –  8 шт.

*Карточки ответов «Площадь фигуры» - 8 шт.

*Листы заданий «Выбираем здоровый образ жизни» –  8 шт.

*Лист с планом комнаты,  ценами на стройматериалы и картой ответов –  8 шт.

*Лист заданий «Выбираем поставщика» - 8 шт.

Алгоритм урока:

1) Организация работы класса.

2) Интеллектуальная разминка.

3) Составление сметы на ремонт комнаты. «Покупка» стройматериалов.

4) Вычисление объема «коробки» дома. Расчет количества пеноблоков для строительства коробки дома. Выбор поставщика пеноблоков.

5) Итог урока и домашнее задание.

Конкретизация алгоритма урока.

I. Организация работы класса.  Актуализация опорных знаний.

     Вступительное слово учителя.

««Математику затем только надо учить, чтобы знания, полученные на уроке уметь применять на практике». Эти слова выдающегося математика и педагога Лобачевского могут стать девизом сегодняшнего урока. Все задачи, которые мы будем решать на уроке, отвечают одной цели – научиться применять знания в реальных жизненных обстоятельствах. Это тем более актуально, что контрольно – измерительные материалы ЕГЭ содержат такие задачи. Урок мы построим в виде практического занятия, в ходе которого повторим знания по темам «Числа и вычисления», «Приближенные значения величин», «Площади и объемы», «Части и проценты», «Единицы измерения величин», «Вычисления величин по формулам», «Отношения и пропорции». Продемонстрируем свои умения и навыки выполнения вычислительных операций, вычисления площадей и объемов, округления чисел с избытком,  нахождения отношений величин и выражения их в процентах и т.п. А главное, убедимся, что все знания, умения и навыки, полученные на уроках, нам обязательно понадобятся в повседневной жизни»

     Далее идет ознакомление с планом урока и материальным обеспечением урока, повторение теоретического материала в фронтальной беседе с обращением к справочному материалу к уроку.

II. Интеллектуальная разминка.

     Учитель: «Начинаем урок с интеллектуальной разминки.

Задача 1. Каждый  получил набор карточек с изображением геометрических фигур на листах в клетку, размерами 1 см на 1 см. Карточки пронумерованы. Анализируя данные,  найти приемы вычисления площади фигуры. Вычислить площадь  фигуры. Заполнить карту ответов. Ответ дать в .

Разминка. Задача 1.Измерение площадей фигур.  

ФИ             ________________________

Номер фигуры

Площадь фигуры

Задача 2. Учитель: «Дурные привычки не только губят наше здоровье, вызывая смертельные болезни и сокращая жизнь человека на 10 – 15 лет, превращая жизнь в постоянную борьбу с плохим самочувствием, болезнями сердца, печени, почек, легких, но и значительно облегчают наш кошелек. Ведь пачка сигарет стоит 20 – 25 рублей, а  курильщик выкуривает не менее 1 пачки в день, бутылка пива стоит в среднем 25 рублей, а любитель пива  выпивает в день в среднем 4 бутылки пива!

     Вы заботитесь о своем здоровье и, конечно же, не станете отдавать свои деньги на обогащение компаний по производству сигарет, алкогольных напитков – обидно ведь – за ваш счет владельцы этих компаний смогут жить во дворцах, отдыхать на лучших курортах мира, строить свои собственные спорткомплексы, чтобы сохранять свое здоровье, жить долго и счастливо. Их дети тоже не будут курить и пьянствовать – они знают цену здорового образа жизни и наслаждаются жизнью за счет тех, кто курит и пьет! Если вы им отдадите свои деньги взамен на сигареты, пиво, вино, водку!

     А вы не отдадите!

      Решите задачу: Сколько денег сэкономит семья из четырех некурящих и непьющих людей за 10 лет, если пачка сигарет стоит 25 р, бутылка пива 25 рублей и такая же семья с вредными привычками покупает в день 4 пачки сигарет и 10 бутылок пива? Дополнительная задача: Сколько процентов семейного бюджета ежемесячно тратится на вредные привычки, если работают только два члена семьи и совокупный доход составляет 30000 р? Будем считать, что месяц составляет в среднем 30 дней.

     

Решение:

1) р - траты семьи на вредные привычки за 1 день.

р – траты семьи на вредные привычки за 1 год.

р – траты семьи на вредные привычки за 10 лет.

Дополнительная задача.  .

Учитель: «Итак, 1 277 500 рублей! 35% семейного бюджета! Так вот почему так богаты производители спиртных напитков и табака! Ведь это почти в 3 раза больше, чем налоги, которые мы платим в бюджет государства! Что можно купить на эти деньги?

*3 автомобиля ВАЗ;

*2-х комнатную квартиру в Малом Василево;

*2 автомобиля «Соболь»;

*Мебель и бытовую технику для 6-ти 2-х комнатных квартир;

*Построить свой собственный дом!»

III. Составление сметы на ремонт комнаты.

     Учитель: «Но пока строить дом мы не будем. Задача сегодняшнего урока проще - попробуем составить смету для ремонта своей комнаты. Для этого нужно провести необходимые измерения и расчеты - посчитать, сколько вам потребуется денег на покупку стройматериалов. А ремонт вы сделаете сами! Приступаем к работе.

     На вашем столе есть все необходимое: план комнаты с указанием ее размеров; есть размеры окна и двери – их вы не будете оклеивать обоями. Есть таблица с ценами на стройматериалы и дополнительными условиями покупки. Есть таблица ответов, которую вы должны заполнить. Приступаем к работе!»

     Учащиеся выполняют необходимые измерения и вычисления, используя план комнаты, лист с ценами на стройматериалы. В листе ответов указывают стоимость стройматериалов.

  План комнаты.

                                                                                                                           

Тебе предстоит косметический ремонт твоей комнаты:

  1. замена полового покрытия;
  2. наклеивание потолочных обоев;
  3. окрашивание потолка;
  4. замена обоев на стенах;
  5. замена потолочного и полового плинтуса.

Задача: составить смету на ремонт комнаты.

Примечание: Дверь имеет высоту 2,1 м, окно  высота 2,3 м. Высота комнаты 2,8 м.

Если в магазине «Строительные материалы» вы делаете покупку на сумму, свыше 3000 рублей, вы получаете скидку 5%!

Стоимость стройматериалов

Название

Единица товара

Стоимость единицы товара

Примечание

Обои потолочные

Рулон

10,5м х1,5 м

680 р

Обои настенные

Рулон

10,5м х1,5 м

850 р

Ламинит для полового покрытия

1

250 р

Краска для окрашивания потолков

Банка 1 кг

 

90 р

(на одно окрашивание

1  требуется 80 г краски)

Плинтус для пола

1 м

25 р

Плинтус для потолка

1 м

18 р

Если в магазине «Строительные материалы» вы делаете покупку на сумму, свыше 3000 рублей, вы получаете скидку 5%!

Решение задачи:

Название

Единица товара

Стоимость единицы товара

Стоимость покупки

Обои потолочные

Рулон

10,5м х1,5 м

180 р

2 рулона – 360 р

Обои настенные

Рулон

10,5м х1,5 м

850 р

3 рулона – 2040 р

Ламинит для полового покрытия

1

250 р

20 -  5000 р

Краска для окрашивания потолков

1 кг

 

90 р

2 кг – 180 р

Плинтус для пола

1 м

25 р

18 м – 450 р

Плинтус для потолка

1 м

18 р

18 м – 324 р

Итого:

8354 р

С учетом скидки:

7936,3 р

IV. Выбор поставщика пеноблоков.

     Задача. Найти объем пеноблоков для кладки «коробки» дома. Выбрать поставщика пеноблоков.

                                                                                                Толщина стен 80 см

Поставщик

Стоимость пеноблоков

(руб. за

Стоимость доставки

(руб.)

Дополнительные условия

А

2850

4600

Б

3200

4300

При заказе на сумму более 150000 руб. доставка бесплатно

В

2900

4500

При заказе на сумму более 200000 руб. доставка бесплатно

Решение задачи.

Вычислим объем пеноблоков, необходимых для кладки «коробки» дома.

. Внутренние размеры отличаются от внешних на толщину стен. а = 10,4 м, b = 12,4 м.

.

Выбираем поставщика:

А.. С доставкой – 360 850 р.

Б.  За доставку не платим, значит 400 000 р.

В.  За доставку не платим, значит 362 500 р.

ОТВЕТ: А.

V. Итог урока и домашнее задание.

Самопроверка по готовому решению. Самоанализ допущенных ошибок. Самооценка. Учащиеся сдают работы. Оценить по 10-ти балльной системе.

Домашнее задание:

КИМы для ЕГЭ – 2010. Издательство «Экзамен». Москва. 2010. Задачи практического содержания: В1, В2, В5, В6, варианты 1 – 10. ЕГЭ – 2010. авт. В.В.Кочагин. С. 132. В1 – В14.

Самоанализ урока.

    Урок соответствует программе подготовки к экзамену за курс средней общеобразовательной школы. Преследует как дидактические, так и развивающие цели.

    Выбор формы урока продиктован разнообразием поставленных целей и задач.

    Материально – техническое обеспечение урока стало возможным благодаря наличию в кабинете современных технических средств.

    Урок разделен на части:

* Организация работы класса настраивает учащихся на работу по выполнению плана урока. Актуализируются знания, необходимые для решения задач урока.

* Интеллектуальная разминка.

    В этой части учащиеся воспроизводят умения вычислять площади фигур, используя известные знания формул для вычисления площадей, теоремы Пифагора. Присутствует элемент поиска – каждая фигура предполагает предварительный анализ формы с выбором рационального способа решения задачи.

 * Вторая задача ставит учащихся в реальные условия вычисления стоимости товара, необходимо воспроизведение знаний по теме «Проценты». В непринужденно – шутливой форме сформулированная задача опосредованно приводит учащихся к размышлению о вреде вредных привычек, как для здоровья, так и для материального и духовного благополучия семьи.

* Третья часть плана урока – основная задача. Она несет очень значительную дидактическую нагрузку. Учащимся приходится воспроизводить навыки вычисления площади и периметра прямоугольника, округлять числа с избытком, решать задачу на проценты, вычислять стоимость товара. Учитывая, что на экзамене нельзя использовать МК, учащиеся выполнят большую по объему работу по воспроизведению навыков выполнения арифметических действий. Задача ставит в условия реальной жизни и несет большую воспитывающую и развивающую нагрузку.

* Четвертый пункт урока – вычисление объема пеноблоков – задача повышенного уровня сложности. Учащиеся узнали, что коробка дома – прямоугольный параллелепипед, внутри которого еще один прямоугольный параллелепипед. Разность между объемами большого и малого параллелепипедов и есть искомый объем. Учащиеся должны округлить полученный результат с избытком, т.к. недопустима покупка меньшего количества пеноблоков.

* Логичное завершение урока – его итог. Учащиеся узнают результат своей работы, анализируют ошибки и получают домашнее задание.

    Надеюсь, урок выполнил свои задачи по обучению, развитию и воспитанию учащихся.

    Проверка качества выполнения заданий показала, что _______  % учащихся справляются с дидактической частью урока.

Учитель _____________ (Зинченко Г.Н.)

Лист оценки качества выполнения задач

Уч

задача

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 1

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 2

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 3

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 3

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 4

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 5

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Программа смены «Реальный лагерь. Первое в галактике шоу реальной реальности» для детского оздоровительного лагеря

Данная программа направлена на создание необходимых условий для формирования активной гражданской позиции воспитанников, их социализации, выявления и развития их индивидуальных способностей, а также н...