Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов
статья по алгебре по теме

Сундуй Сайлык Адиковна

Статья к научно-исследовательской работе "Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

Сундуй Сайлык Адиковна физико-математический факультет 5 курс 1 группа

Научный руководитель – Троякова Г.А., кандидат физико-математических наук, доцент

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача учителя состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому учитель математики не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных знаний, решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради решения задачи, но и ради поисков истины.

Мною был организован и проведен спецкурс «Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов по математике» в гимназии №9 города Кызыла. Данный спецкурс предназначен для учащихся  классов,  проявляющих интерес к занятиям  исследовательской деятельностью.

Цель спецкурса: оказать методическую поддержку учащимся при написании исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Спецкурс рассчитан на 9 часов. Содержание спецкурса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на пять частей.

Я начинала приобщение к исследовательской работе на обычном уроке. Учитель на уроке видит успехи и неудачи своих учеников, видит, есть ли у того или иного ученика стремление к самостоятельной работе, или он удовлетворен тем, что дали ему на уроке. Именно на уроке начинается подготовительный этап организации исследовательской деятельности. Я  обращала внимание на специальные особенности ученика: умение четко выражать свои мысли, делать обобщение или выводы, умение работать с литературой, обладать способностями выше среднего, желание выяснить причины и смысл любого события.

Исследовательская работа эффективна и возможна только на добровольной основе. Поэтому на первом этапе я сформировала группу учащихся, желающих заниматься творческой деятельностью.  После того как был объявлен спецкурс, изначально стали посещать шестеро учащихся из 9 «Б» и 9 «В» классов.

Но прошли полный курс спецкурса только двое. Остальные по разным причинам не стали посещать. В результате  ученик 9 «б» класса Бады-Суур Монге не смог закончить свой доклад на тему «Квадратное уравнение с параметром в среде  MathCAD». Он дошел до пятого этапа. Этот этап был очень важным, так как именно здесь начинается индивидуальная работа каждого ученика. Я не предвидела, что мой подопечный не справится.  Но надеюсь, что Монге доделает свой доклад и обязательно примет участие в конференции в следующем учебном году.

Ученица 9 «в» класса Чульдум Дамырак под моим руководством написала доклад на тему: «Решение систем уравнений с региональным содержанием» и участвовала в школьной конференции. Среди пяти докладов, ее доклад стал четвертым. Это наш с ней первый опыт, она в первый раз участвовала в научной конференции и этот опыт стал для нее толчком в мир исследований. К сожалению, в конференцию городского уровня она не попала, но надеемся, что в следующем году доработает свой доклад и будет снова участвовать.

Из тех учеников, которые посещали мой спецкурс, двое написали доклад по другим предметам. Кошкендей Айгор, Амыртак Илона участвовали в школьной конференции на секции тувинского языка и литературы. Я думаю, что для них первые занятия по-моему спецкурсу не прошли даром, так как они написали доклады. Это свидетельствует о том, что дети заинтересовались написанием научной работы.

Работа над проблемой организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной учебной работе в перспективе должна быть продолжена, так как существует ряд нерешенных аспектов данной проблемы, в том числе такие как:

·  формирование у учащихся стойкого интереса к исследовательской деятельности;

·  создание преемственной системы подготовки к научно- исследовательской деятельности специалиста-исследователя в профильной, общеобразовательной и высшей школе, которая позволила бы выявлять одаренных учащихся  и развивать их способности.

Список использованной литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст. – М., 2006. – С. 44–50.
  2. Газета "  Математика  13, 2008г.,№15 2008г. Издательский дом " Первое сентября". http://festival.1september.ru/articles/581619/
  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001. – 48 с.

  4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.

5.  Кон И.С. Психология юношеского возраста. / И.С. Кон. – М., 1979. – С. 298.

6. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех АНОО НОУ, 1999. – 567 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности для учащихся с ограниченными возможностями.

             «Если Вы все перепробовали и у Вас ничего не      получается- прочтите, наконец, инструкцию.»...

Организация исследовательской деятельности одаренных учащихся в рамках работы НОУ "Росток" МАОУ СОШ "Земля родная"

В статье рассмотрены вопросы организации работы научного общества учащихся школы...

Спецкурс «Организация исследовательской деятельности для учащихся 9-11 классов»

Предлагаемая  программа представляет собой вариант спецкурса по формированию и совершенствованию умений и навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Спецкурс предназначен для учащихс...

«Организация проектной деятельности с учащимися 9-11 классов в процессе обучения географии».

Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, те...

Методическая разработка по теме «Микромир растительных тканей» для организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5-7 классов с применением фолдскопов.

Использование фолдскопа со смартфоном дает возможность получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата), рассмотреть его на экране монитора (при работе в группе или в классах с мал...

Project Based Learning. Пример организации проектной деятельности с учащимися 8, 10 классов по теме “Taking Care of Our Environment”

В данной статье представлено описание поэтапного планирования работы над проектом по теме "Taking Care of Our Environment" с учащимися 8,10 классов....