доли и обыкновенные дроби
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

Д

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_5_kl_._doli_i_obyknovennye_drobi.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Доли. Обыкновенные дроби. (СЛАЙД 1)

Цель: Знакомство с понятиями  доли, обыкновенные дроби. Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей. Выявить уровень знания детей по данной теме. (СЛАЙД 2)

Задачи:

  •  ввести понятие доли и обыкновенной дроби;
  • сформировать умение читать и записывать дробь;
  • познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой;

  • способствовать развитию у учащихся познавательного интереса посредством использования наглядных пособий (картинки, презентация);
  • способствовать развитию  творческих способностей через использование загадок и занимательных задачек;
  • развивать умение работать в группах

  • воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы);
  • создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах;
  • способствовать воспитанию чувств взаимоподдержки и взаимовыручки.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- знать понятие доли и обыкновенной дроби;

- уметь читать и записывать дробь.

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ:

Доля, обыкновенные дроби, числитель знаменатель, половина, треть, четверть.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- беседа;

- практические упражнения;

- работа в парах.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-учебник «Математика» 5 класс, автор Н.Я.Виленкин и другие; рабочая тетрадь;

-презентация;

-мультимедийное оборудование;

-разноуровневые карточки;

-цветы для выполнения самооценки.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

  1. Тема урока.
  2.  Эпиграф.
  3. План  урока.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Сообщение темы и цели урока.
  4. Мотивация. Объяснение нового материала.
  5. Физминутка.
  6. Первичное закрепление пройденного материала.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент.

Цель, которая должна быть

 достигнута обучающимися:

подготовиться к продуктивной работе.

Цель, которую учитель хочет  достичь на данном этапе:

-способствовать подготовке

обучающихся к продуктивной работе.

Задачи:

- проверить готовность обучающихся к уроку;

-создать положительный

эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.

Учитель проверяет готовность класса к уроку.

СЛАЙД  3

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять.

Улыбка, радостное выражение лица делает наше общение с собеседником более тёплым и доброжелательным. Я думаю, что наше общение на уроке будет именно таким. Я хочу вас видеть жизнерадостными и весёлыми. Пусть ваши лица озаряет добрая улыбка. Подарите её друг другу. Улыбнитесь! У нас прекрасное настроение, а, значит, пора начинать урок!

Девиз нашего урока:

 «Тем, кто любит математику
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может полюбить математику
Наш урок посвящается!»
СЛАЙД 4

Если возникнут на уроке затруднения, мы будем друг другу помогать.  

Запишем дату урока, отступив от  предыдущей работы 4 клетки. Выполняем запись «классная работа».

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

Повторить арифметические действия с натуральными числами для выполнения практических заданий.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

организовать работу по

повторению выполнения арифметический действий с натуральными числами.

Методы организации работы: словесные.

Методы стимулирования: похвала.

Ребята! Прежде чем перейти к новой теме нашего урока проведем небольшую разминку. СЛАЙД 5

52:2         72:24       95:5         96:3               84:28

+24         ∙12              +56         +28                ∙18

:25          +34               :3                      :4                +46

∙36         :5               -8                      ∙5                : 20

:18         +56                ∙3                     :25                ∙3

Дети называют результаты выполнения действий.

Сообщение темы и цели урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

обсудить  и сформулировать цель урока.

Цель, которую учитель хочет достичь:

озвучить тему, уточнить цель урока, обеспечить понимание обучающимися целей урока.

А теперь, чтобы узнать чем мы сегодня займемся на уроке нам помогут следующие выражения. СЛАЙД 6.

0 ∙5648                  И

3350:10+65           О

237+65+163+55   Д

1000 :125              Л

Если вы ответы расположите в порядке убывания то прочитаете эту тему.

И так это тема «Доли». 

Запишем тему нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби». СЛАЙД 7.

Дети предполагают тему урока.

Дети записывают тему урока.

Мотивация. Объяснение нового материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

восприятия, осмысления и первичного закрепление детьми изученной темы.

Цель, которую учитель хочет достичь:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы; организация познавательной деятельности; добиться усвоения и сформировать представления о теме урока.

Самый первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа. Ребята! Помогите мне! Скажите, какие числа называются натуральными?

А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры.

Вот теперь попробуйте мне ответить на такой вопрос:

- Как можно 1 шоколадку на 10 человек? (ребятам предлагается это продемонстрировать)

- Что получит каждый человек при этом?

- Ребята, скажите, какой праздник скоро будет?

- А с чем ассоциируется этот праздник, Новый год?

Мы делили мандарин

Много нас, а он один

Это долька…

- Скажите, сколько долек досталось каждому, а какая это часть от целого?

- Что такое доля?

Доля – каждая из равных частей единицы. СЛАЙД 8.

- Посмотрим, как записывают доли. СЛАЙД 9.

Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут: .

- Что показывает число под чертой? СЛАЙД 10.

- Число под чертой показывает, на сколько равных частей (долей) разделили единицу. - целое разделили на 5 равных частей (долей).

-  Так как же образуются доли? СЛАЙД 11. (Когда один предмет или единица измерения делятся на равные части и берется одна часть).

-  Самая известная из долей – это, конечно - половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю  называют «половина». СЛАЙД 12.

-  Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долюназывают “треть”. СЛАЙД 13.

- Посмотрите, на сколько равных частей разделён квадрат? (квадрат разделён на 3 равные части).  

- Сколько частей закрашено? (Закрашена 1 часть или одна третья часть).

- Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят «четверть». Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа). СЛАЙД 14.

-  А как же называются другие доли, как будет называться доля, если целое разделить на пять равных частей неужели «пятерть», на шесть «шестерть»?

- Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая». СЛАЙД 15.

- А сейчас поучимся читать доли. Прочитайте доли ; ;; ; . (демонстрация долей с помощью мультимедийного проектора). СЛАЙД 16.

- Как по-другому можно назвать доли (четверть), (треть), (половина).

- Разгадайте ребус и узнаете, с чем мы сейчас познакомимся. СЛАЙД 17.

- «Дроби». Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием обыкновенная дробь.

- Попробуйте 2 рулета поделить на 9 одинаковых частей.

- Как это можно сделать?

- Записи вида  называют обыкновенными дробями… 5 - числитель дроби, 8 - знаменатель дроби. СЛАЙД 18.

- Чтобы лучше запомнить, что такое числитель и что такое знаменатель прочитайте стихотворение.

Обыкновенные дроби.

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой –
числитель, знайте,
Под чертою –
знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать
обыкновенной. СЛАЙД 19.

Назовите числитель и знаменатель каждой дроби: ,  ,  ,  ,  . СЛАЙД 19.

- При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.).

Например: - одна пятая; - две шестых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых. СЛАЙД 20.

-  Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято. СЛАЙД 21.

Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби? СЛАЙД 21.

- Натуральные числа используются для счета предметов.

Дети предлагают свои варианты ответа на вопрос.

- Новый Год!

Дети предлагают свои варианты.

Дети предлагают свои варианты определения доли.

Записывают в тетрадь обозначение доли.

Дети предлагают свои варианты ответа.

- Квадрат разделён на 3 равные части

- Закрашена 1 часть.

Учебная четверть, четверть часа.

Дети предлагают варианты.

1 – ая дробь – четверть,

2 – ая дробь – треть,

3 – ья дробь – половина.

- Дроби.

Дети предлагают свои варианты ответа.

Дети называют числитель и знаменатель каждой из дробей:

(числитель 3, знаменатель 5), (числитель 5, знаменатель 9), (числитель 4, знаменатель 7), (числитель 7, знаменатель 12), (числитель 1, знаменатель 8).

( двенадцать тринадцатых показывает, что целое разделили на 13 долей и взяли 12),

 ( шесть десятых показывает, что целое разделили на 10 долей и взяли 6),

 (пять восьмых показывает, что целое раздели на 8 долей и взяли 5),

(девять двадцать пятых показывает, что целое разделили на 25 долей и взяли 9),

 (семь двадцать пятых показывает, что целое разделили на 18 долей и взяли 7).

Физминутка.

Цель - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

- А сейчас немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Первичное закрепление пройденного материала.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-Научиться записывать и читать дроби.  

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-создать условия для формирования умения обучающихся  записывать и читать обыкновенные дроби;

- развивать способность давать адекватную самооценку.

Методы учебной работы по применению знаний: учебный диалог, упражнения.

Методы проверки знаний, умений и навыков: индивидуальный, фронтальный опрос.

Методы стимулирования: похвала.

Метод оценивания: самооценка.

- А сейчас я буду называть дроби, а вы их будете записывать в тетради. Две седьмых. Четыре девятых. Одна сотая. Шесть восьмых. Три двадцать пятых. Половина. Проверьте, правильно вы записали дроби или нет. СЛАЙД 22.

- Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена.

                     

               (1)                                            (2)

                     

                  (3)                                                         (4)

       

                 (5)                                                    (6)

(Самопроверка по слайду). СЛАЙД 23.

-Ребята у вас на парте имеется карточки с заданиями. Ваша задача внимательно прочитать задание, рассмотреть рисунок и поставить в кружочек точку, напротив которого находится правильный ответ.

- Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

- Оценка «5» - за 5 правильно выполненных задания;

- Оценка «4» - за 4 правильно выполненных задания;

- Оценка «3» - за 3 правильно выполненных задания.

- Поставьте оценку своему товарищу по парте.

- Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями.

- Молодцы!

- А теперь поработаем над задачей № 889. 

-Прочитайте задачу.

- Сколько ткани купили?

- Какую часть ткани израсходовали на платье?

- Как вы это понимаете?

- Где здесь целое?

- Что нужно сделать перед решением задачи?

(Лучше сразу приучать учащихся к такой записи решения, чтобы в дальнейшем они не забывали про числитель)

  1. 250: 5∙1=50 (см).

Ответ: 50 см.

Взаимопроверка по слайду , , ,, , ).

  1. – 2/3,   (2) – 5/6,   (3) – 7/8,

 (4) – 1/3,   (5) – 1/2,    (6) – 2/5.

(Самопроверка по слайду).

Дети выполняют индивидуальное задание.

- 2 м. 50 см.

- 1/5 часть.

- Целое разделили на 5 равных частей и взяли одну.

- Кусок размером 2 м. 50 см.

- Перевести метры в сантиметры.

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

осознание обучающимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать осознанию обучающимися своей УД, самооценки результатов деятельности.

СЛАЙД 24.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какое задание понравилось?

- Какое задание было самым трудным?

-Что помогло достижению успеха?

Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране.  

На уроке я узнал…

Мне было легко…

Я пока затрудняюсь…

Я узнал новое…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…    

- Урок закончим стихотворением (автор О.Севастьянова)

Дроби всякие нужны,

Дроби всякие важны.

Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.

Если будешь дроби знать,

Точно смысл их понимать,

Станет легкой даже трудная задача. СЛАЙД 25.     

Вера в свои силы, внимание, знания предыдущего материала, взаимопомощь

Выполняют самооценку

Домашнее задание.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

дать комментарии по выполнению домашнего задания,

способствовать закреплению умения записывать обыкновенные дроби.

Учитель даёт объяснение по выполнению домашнего задания.

  1. стр. 138 – 139 читать,
  2.  № 885, 925,927
  3. Составить кроссворд или ребусы по данной теме.

-Сегодня вы хорошо поработали. Спасибо за урок! СЛАЙД 26.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией:"Доли.Обыкновенные дроби."

Урок принимал участие в семинаре РМО "Школа молодого учителя" На уроке был также использован алгоритм "Дроби"...

Доли.Обыкновенные дроби

на сладе дане понятие доли и дроби...

Доли. Обыкновенные дроби.

Первый урок в 5 классе, в третьей четверти, учебник Виленкин Н. Я.  математика 5 класс...

Конспект урока математики в 5 классе на тему: «Доли. Обыкновенные дроби»

Конспект урока математики в 5 классе на тему: «Доли. Обыкновенные дроби» (MS Word)...

Презентация урока математики в 5 классе на тему: «Доли. Обыкновенные дроби»

Презентация урока математики в 5 классе на тему: «Доли. Обыкновенные дроби» (MS PowerPoint)...

материалы к уроку по теме "Доли и обыкновенные дроби"

Урок  математики по теме "Доли и обыкновенные дроби". Материал содержит  план-конспект урока с подробной детализацией каждого момента урока, презентацию к уроку, а так же самоанализ, п...

Доли и обыкновенные дроби.

Фрагмент урока по теме "Доли и обыкновенные дроби" в 5 классе. Можно использовать и на уроке-объяснения или на мастер-классе для дня открытых дверей....