Использование ИКТ при реализации учебной программы по предмету.
статья по алгебре на тему

Современные образовательные стандарты призывают нас формировать у учащихся различные компетенции, в том числе и информационную компетентность.  Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учиться. Учитель при помощи средств информатизации должен научиться трем основным задачам – знать, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc760 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование ИКТ при реализации учебной программы по  предмету.

Дементьева О.В. учитель математики

МБОУ «СОШ №2 им. Д.Х. Скрябина»

Содержание:

1. Введение

2. Использование информационных технологий на уроках математики.

3. Использование ИКТ как фактор, влияющий на повышение эффективности обучения.

4. Установленные здоровьесберегающих правила при внедрении информационных технологий.

5. Заключение.

Введение:

Актуальность:

Современные образовательные стандарты призывают нас формировать у учащихся различные компетенции, в том числе и информационную компетентность.  Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учиться. Учитель при помощи средств информатизации должен научиться трем основным задачам – знать, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности профессиональной деятельности.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность.

Гипотеза: применение ИКТ на уроках математики способствует более эффективному формированию у школьников основных комптентностей, позволяющих быть востребованным в современном, развивающемся обществе.

Цель: развитие ключевых компетенций учащихся и повышение уровня знаний через внедрение ИКТ на уроках математики.

Задачи:  

  • Рассмотреть ИКТ как фактор, влияющий на повышение эффективности обучения
  • Изучить вопрос внедрения ИКТ на уроках
  • Организовать учебный процесс с применением ИКТ

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения. В век информационных технологий приоритетную роль играет умение найти нужную информацию, передать её содержание и выбрать знаковую систему адекватно познавательной и коммуникативной цели.

Большинство из предложенных стандартом компетенций невозможно без ИКТ-компетенций, которые формируются в определённых информационно-методических условиях. 

Это:

•    активное внедрение ИКТ в образовательной деятельности

•    наличие ИКТ – поддержки учебных курсов

•    для учителя обязательным условием является формирование профессиональной ИКТкомпетентности, то есть умения, способности и готовности решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства информационно-коммуникационные технологии.

Для учащегося необходима учебная ИКТкомпетентность как умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ. Основная задача такого системного подхода -  перейти в средней школе от информационной грамотности, которая на данный момент в большей или меньшей степени может быть диагностирована у большинства учащихся, к ИКТ-компетентности.

ИКТ превращают ученика в процессе обучения в активного участника, оставляя учителю координирующую и консультирующую функцию. ИКТ формируют у учащихся метапредметные универсальные учебные умения, составляющие основу умения учиться.

Математика в курсе средней школы является довольно сложным предметом. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий.

Все педагогические технологии по существу являются информационными, так как учебный процесс невозможен без обмена информацией. Сегодня под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.

К.Г. Кречетников, И.В. Роберт, Н.В. Софронова, исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ, выделяют такие дидактические принципы обучения, как:

  • принцип адаптивности;
  • принцип интерактивности;
  • принцип индивидуальности.

Так, принцип адаптивности возможен для реализации на различных уровнях (базовом и профильном) со средствами наглядности, дифференциацией учебного материала по сложности, объему и содержанию.

Принцип интерактивности выражается в активном взаимодействии пользователя с компьютером в форме диалога педагогической направленности и предполагает сознательную активность обучаемого, подкрепляемую управляющей деятельностью компьютера и реализуемую на различных уровнях.

Принцип же индивидуальности предполагает создание условий для самостоятельной работы обучаемых за счет снабжения их индивидуальными заданиями и проверки результатов их выполнения, способствуя активизации учебной деятельности и повышая прочность усвоения учебного материала.

Так же информационные технологии характеризуются средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые они содержат:

  • техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
  • программная среда (набор программных средств);
  • предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
  • методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

Использование информационных технологий на уроках математики.

Использование информационных технологий на уроках математики способствует повышению качества образования, что является главной целью для каждого педагога, а так же и для меня. Использование информационных технологий является одной из новых, форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостоятельную работу учащихся. Переход к информационному обществу открывает новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания. Компьютер становится мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта учащегося.

При системном использовании компьютера в преподавании математики нужно учитывать следующие основные положения:

1.  Для получения ожидаемого результата, компьютер в учебном процессе должен использоваться постоянно.

2.  Учитель должен свободно владеть компьютером, применять гибкую методику использования УМК в различных видах учебной деятельности, направленную на активизацию обучающегося.

Я предлагаю на Ваше рассмотрение, то, как я использую ИТ на уроках математики.

Моя работа по использованию информационных технологий строится по следующим направлениям:

-  набор методических материалов;

-  внедрение мультимедийных технологий;

-  мониторинг ЗУН учащихся.

Перечень методических материалов.

•   теоретический материал;

•   справочные таблицы;

•  дидактические карточки с дифференцированными заданиями;

•  практические работы;

•   контрольно-измерительные материалы (тесты для самопроверки, тексты контрольных работ).

•   разработка презентаций по темам.

Данный перечень позволяет мне проводить занятия в различных формах, служит для организации самостоятельной учебной и исследовательской работы учащихся. Аннотация методических материалов:

1.  Конспекты лекций. Такие материалы имеют следующие достоинства:

•  четкое изложение,

•  доступность,

•  понятность.

Особо значимыми при этом для меня становятся лекции-введения и лекции обобщения того или иного раздела курса.

2.  Справочные таблицы - опорный конспект темы, которые позволяют учащимся быстро ориентироваться в теоретическом материале.

3. Дидактические карточки с дифференцированными заданиями, составленных мною для самостоятельного решения с целью закрепления теоретического материала  и практических навыков решения.

4.  Практические работы - содержат   развернутый план работы.

5 Контрольно-измерительные материалы. Различные тестовые работы, позволяющие достаточно быстро проверить и сделать диагностический анализ знаний учащихся. Я использую как свои тестовые задания, так и готовые. Такие тесты позволяют ученику сразу получить результат.

6. Разработка презентаций по темам. Мною разработано достаточное количество презентаций (в программе Power Point). Все презентации соответствуют Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования, содержат достаточный объем материала, подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач.

В соответствии с ФГОС (требования к условиям) весь образовательный процесс отображается в информационной среде, в нашем случае это Дневник.ру. Это значит, что в Дневник.ру размещается поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности справочный материал.

Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Практика показала, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду информационного взаимодействия. Для решения этих задач необходимо:

  • непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении (причем без отрыва от работы).
  • Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;
  • информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвящённые материалу, выходящему за рамки школьных учебников. Ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения.

Возможно, поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая колоссальные возможности, поскольку может очень эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию ученика.

Использование ИКТ как фактор, влияющий на повышение эффективности обучения.

Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями, в том числе повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Важно понять, что процесс информатизации школы обеспечивает повышение эффективности различных видов образовательной деятельности на основе ИКТ, а так же повышается качество подготовки школьников - будущих специалистов с совершенно новым уровнем мышления, который соответствует уровню развития информационного общества. В идеале такой специалист не пойдет по предписанному шаблону, а сделает анализ предложенных средств и выберет из них оптимальный. Это и является стратегической задачей внедрения новых ИКТ в школьную среду. Учитель же при помощи средств информатизации должен научиться трем основным задачам – знать, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности профессиональной деятельности.

Подготовленные презентации превращают ранее скучные и невыразительные уроки в яркие и запоминающиеся. Урок становится продуктивным и насыщенным.

Компьютерные тесты можно использовать для повторения ранее изученного материала, например, для повторения перед итоговыми работами по теме, перед зачётами. Правильное использование информационных технологий на уроках помогает повысить качество обучения и способствует повышению интереса учащихся к предмету;

 При всём при этом необходимо помнить, что компьютер и различные программные средства обучения математике не заменяют традиционные средства обучения, а являются вспомогательными.

Сейчас создано огромное количество различных программ учебного назначения по многим учебным предметам, однако только некоторые из них оказывают существенное влияние на учебный процесс. Компьютер в обучении используется, в основном, как заменитель традиционных дидактических средств. Большинство программ являются информационными или демонстрационными, т.е. упор в большинстве применяемых компьютерных программ делается на наглядность, которая эффективно реализуется с помощью компьютера.

Пренебрежение дидактикой, непонимание ее роли приводит к тому, что использование иных обучающих программ даже наносит вред учебному процессу. Анимированные карты, многочисленные иллюстративные материалы, тщательно отобранная информация, хороший дикторский текст, например, в электронном учебнике, должны обеспечивать наглядность, научность, доступность, системность и последовательность и прочие дидактические принципы, что способствует формированию наглядно-образных знаний по выбранному предмету.

Следует помнить, что информационные технологии - это лишь средство, усиливающее возможности педагога, но не его заменитель. Компьютер в обучении не заменяет преподавателя, а является его помощником.

При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой.

Применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Анализ качества при выполнении самостоятельных работ после применения ИКТ на уроке показал повышение успеваемости и активности ребят.

Сравнительный анализ качества выполняемых с/р по темам

«Умножение дробей» и «Взаимно обратные числа».

Проблемы внедрения ИКТ-технологий связаны с:

  • Недостаточным уровнем оснащенности средствами ИКТ (компьютеры, проекторы, интерактивные доски и т.п.)
  • Недостаточным уровнем компьютерной грамотности сотрудников ОУ
  • Отсутствием должности системного администратора в ОУ
  • Личным негативным отношением преподавателей к нововведениям, связанным с модернизацией в области информатизации
  • Загруженностью педагогов и невозможностью полноценной подготовки к урокам с применением ИКТ (подготовка такого урока требует дополнительного времени)
  • Отсутствием в ОУ полноценной медиатеки по основным общеобразовательным предметам

В нашей школе проводятся специализированные тематические занятия в каникулярное время и во время карантина. В школе регулярно проводятся открытые уроки с использованием ИКТ, на которых демонстрируются различные области применения компьютеров и сети Интернет в урочной деятельности.

Установленные здоровьесберегающих правила при внедрении

информационных технологий.

Внедрение информационных технологий одновременно развивает и ученика и учителя, наблюдается творческое сотрудничество учителя и ученика, но, тем не менее, надо не забывать и о здоровьесберегающих технологиях, нормах работы учащихся с компьютером и мультимедийными средствами в зависимости от их возраста.

Необходимым фактором улучшения учебного процесса с применением программных средств является состояние внимания и интереса, поэтому необходимо поддержание оптимального уровня заинтересованности процессе работы с обучающими программами, при организации работы с компьютером следует соблюдать установленные правила.

Безусловно, эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО, но при этом следует помнить о здоровье обучающихся. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает. Каждый учитель должен задавать себе вопрос: «Как учить ребенка, сохраняя его здоровье?»

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста обучающихся, учебного предмета и необходимости их использовании).

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: обучающиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у обучающихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия. Целесообразное количество уроков с применением ТСО - не более 3-4 раз в неделю. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради

Заключение:

Есть много разных мнений о целесообразности использования компьютерных технологий в образовании. Очевидно, что компьютерные технологии являются мощным информационным средством, доступным и интересным для детей, потому они уже участвуют в процессе образования. Другими словами влияние новых технологий на образование неизбежно и мало зависит от желаний и усилий педагогов.

Каждый гражданин должен получить качественное общее образование, которое позволит ему быть активным участником общественной жизни своей страны. Однако, это не возможно без приобретения необходимых знаний, умений и навыков в области информационных технологий, которые необходимы для жизни и деятельности в современном обществе. Это поиск и систематизация информации, использование информационных ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет.

Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое природой в определенные сроки, таковыми и остаются. Задержка с развитием мышления - это задержка навсегда.

Элементы информационных технологий должны быть освоены учащимися как можно раньше, желательно в начальной школе, параллельно с началом формирования информационных знаний, умений и навыков, с тем, чтобы далее применяться во всех областях образовательного процесса.

По проблеме применения информационных технологий в учебном процессе можно сделать следующие выводы:

- применение информационных технологий значительно повышает мотивацию обучения; формирует и развивает наглядно-образный, наглядно-действенный вид мышления; инициирует самостоятельное приобретение знаний; формирует культуру учебной деятельности;

- при организации работы с компьютером следует соблюдать установленные правила;

- эффективность процесса обучения с использованием информационных технологий определяется качеством электронных изданий, которые должны отвечать следующим требованиям: психолого-педагогическим, техническим, эргономическим, эстетическим;

- обучение с использованием информационных технологий должно составлять часть общей педагогической тактики и объединяться вместе с другими процессами в единый педагогический цикл.

ИКТ помогает более продуктивно формировать ключевые компетенции учащихся. При правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся и появляется сознательное отношение к учебе. Ребята перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.

 Литература

1. Пинаевская Т. А. Использование ИКТ-технологий на уроках математики  / Т. А. Пинаевская // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012.

2.   Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов. //Информатика в образовании. - 2005. - № 8. - С.6-9.

3.   Егорова И.А., Подшивалина Л.А., Тихонова Л.В. Преобразование графиков функций на компьютере. "Математика в школе" № 8 - 2001, стр.31

4.   Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. - 2004. - № 5. С. 3 -12.

5.   Сапрыкина Г.А. Современный электронный учебник. "Школьные технологии", № 6 - 2004, стр. 79

6.  Усенков Д.Ю. Школьная доска обретает "разум". "Информатика и образование", № 12 - 2005, стр. 63

7. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование современных методов и технологий при реализации учебных программ по ФГОС"

Выступление на городском семинаре учителей биологии и химиии. Представление опыта работы по ФГОС....

Использование ИКТ при реализации образовательной программы предпрофессиональной подготовки

Использование ИКТ при реализации программы "Основы метода "слепой" печати с элементами делопроизводства"...

Механизмы использования сетевой формы реализации образовательных программ

Механизмы использования сетевой формы реализации образовательных программ...

Проблема личности и общества на уроках обществознания при реализации учебной программы с использованием авторской рабочей тетради по подготовке к ЕГЭ

Цель создания рабочей тетради заключается в том, чтобы способствовать повышению эффективности обучения учеников, развить их творческое воображение. Донести материал в новой, необычной форме.При исполь...