МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики Руководитель МО ________________Тимофеева Л.А. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» __________Е.В. Гулькина |
«28» августа 2013г. «30» августа 2013г.
Рабочая программа элективного курса «Математика. Подготовка к ГИА» для 9 «А» класса
Составитель: Антонова Татьяна Викторовна, учитель математики
Инсар 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Математика Подготовка к ГИА» рассчитан на учащихся 9 классов общеобразовательных школ. В период обучения по данной программе учащиеся должны приобрести новые знания, умения и навыки в области математики и повысить общий уровень математической культуры, который позволит им: - точно и грамотно излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательстве теорем;
- приобрести устойчивые навыки решения нестандартных задач;
- применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований;
- продолжить пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учебы;
- успешно пройти государственную итоговую аттестацию за курс основной школы.
Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 18 часов. Цель курса: подготовить обучающихся к итоговой государственной аттестации по математике. На занятиях элективного курса планируется повторить все изученные темы, подготовиться к экзамену. Занятия направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету математика. Познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, решать задания, аналогичные заданиям демонстрационного варианта экзаменационной работы для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Цель данного курса: оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении алгебры и подготовке к экзаменам. Задачи курса: 1) подготовить обучащихся к экзаменам; 2) дать возможность проанализировать свои способности; 3) помочь сориентироваться в выборе профиля для дальнейшего обучения. Функции элективного курса: - совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
- коррекция знаний по математике.
Методы и формы обучения Для работы с учащимися используются следующие формы работы: лекции, практические работы, тестирование, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания, возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме, исследовательские работы м проекты. Структура курса. Программа элективного курса содержит три блока. Первый блок содержит алгебраические задания 1 части. Это задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом и на установление соответствия между объектами двух множеств. В этом блоке проверяется владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания: математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр., отрабатывается умение пользоваться математической записью, решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях. Второй блок содержит геометрические задачи 1 части ГИА. В этом блоке повторяются основные геометрические сведения и отрабатывается навык решения геометрических задач. Третий блок содержит задания 2 части. Эта часть содержит 5 заданий повышенного и высокого уровней сложности из различных разделов курса математики (2 задания по геометрии, 3 задания по алгебре). Задания направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как: - уверенное владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом;
- умение решить планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии;
- умение решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса;
- умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
- владение широким спектром приемов и способов рассуждений.
Итоговое занятие предполагает проведение пробного тестирования по материалам ГИА.
Содержание курса.
- Числа и вычисления.
Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись чисел. Сравнение квадратных корней и рациональных чисел. Понятие процента. Текстовые задачи на проценты, дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел. - Алгебраические выражения.
Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам или по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни. - Уравнения, системы уравнений.
Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений. - Неравенства, системы неравенств.
Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множество решений квадратного неравенства. - Последовательности и прогрессии.
Последовательности. Прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий. - Функции.
Функции, аргумент функции, область определения, свойства функций. Нули функции. Максимальное и минимальное значение. Чтение графиков функций. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами. - Тестовые задачи.
Задачи на проценты, на движение, работу. Составление уравнений к задачам. - Статистика и вероятность.
Мода, медиана, среднее арифметическое. Статистические характеристики. Решение задач. - Геометрические задачи.
Треугольники, четырехугольники. Равенство треугольников, подобие. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружности. Углы: вписанные и центральные. - Задания повышенного уровня сложности (часть 2 ).
- Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество занятий | Дата проведения |
| Числа и вычисления. | 1 |
|
| Алгебраические выражения. | 2 |
|
| Уравнения, системы уравнений. | 1 |
|
| Неравенства, системы неравенств. | 1 |
|
| Последовательности и прогрессии. | 1 |
|
| Функции. | 1 |
|
| Тестовые задачи. | 3 |
|
| Статистика и вероятность. | 1 |
|
| Геометрические задачи. | 3 |
|
| Задания повышенного уровня сложности | 3 |
|
| Итоговое задание. | 1 |
|
| итого | 18 |
|
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты обучения отражают следующие четыре категории познавательной области:
Знание/понимание: владение термином; владение различными эквивалентными представлениями (например, числа); распознавание (на основе определений, известных свойств, сформированных представлений); использование различных математических языков (символического, графического, вербального), переход от одного языка к другому; интерпретация.
Умение применить алгоритм: использование формулы как алгоритма вычислений; применение основных правил действий с числами, алгебраическими выражениями; решение основных типов уравнений, неравенств, систем, задач.
Умение решить математическую задачу: задания, при решении которых требуется применение (актуализация) системы знаний; преобразование связей между известными фактами; включение известных понятий, приемов и способов решения в новые связи и отношения, умение распознать стандартную задачу в измененной формулировке.
Применение знаний в жизненных, реальных ситуациях: задания, формулировка которых «облечена» в практическую ситуацию, знакомую учащимся и близкую их жизненному опыту.
Список литературы:
- Виленкин Н. и др. Математика 5, Математика 6. Москва, «Мнемозина» 2006
- Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7, Алгебра 8, Алгебра 9 , Москва, «Просвещение»,2000
- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. 2011/ФИПИ.- М.: Интеллект Центр, 2011
- Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2009, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс (новая форма) /М.: Издательство «Экзамен», МЦННМО, 2009
- Колесникова Т.В., Минаева С.С. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания. /М.: Издательство «Экзамен», 2011
- Лысенко Ф.Ф. Алгебра 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА.2010/Ростов-на-Дону, Издательство «Легион», 2009
- Лысенко Ф.Ф. Математика 9 класс. Подготовка к ГИА-9. 2011/Ростов-на-Дону, Издательство «Легион», 2010
- Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика ГИА. 9 класс. Методическое пособие для подготовки. /М.: Издательство «Экзамен», 2011.
|