Вероятность в заданиях ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме
В этой работе теория рассматривается без сложных формул, часть материала понятна на интуитивном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veroyatnost_v_zadachakh_ege.docx | 77.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Случайные – события, которые могут произойти, а могут и не произойти.
Действие, которое может привести к одному или нескольким результатам, называется испытанием.
Возможные исходы испытания – это результаты действия (напр., орел или решка при подбрасывании).
Благоприятные исходы – те, которые ожидаются в результате испытания.
Обозначим вероятность события Р, n – число благоприятных исходов, m – число возможных исходов. Тогда .
Пример. Вероятность выигрыша в лотерею, в которой из 100 билетов один выигрышный, равна .
В пакете 25 яблок, из них 7 красные, остальные – зеленые. Какова вероятность того, что
а) случайно вытащенное яблоко – красное? Всего исходов – 25, благоприятных – 7. .
б) случайно вытащенный фрукт – банан? Всего исходов – 25, благоприятных – 0 (бананов нет). .
№1 В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно один раз.
1 | О | О | |
2 | О | Р | |
3 | Р | О | |
4 | Р | Р |
Благоприятных исходов 2 из 4-х возможных.
№2 Найдите вероятность того, что при броске двух игральных кубиков, выпадет 8 очков. Результат округлите до сотых.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
3 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
4 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |
5 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |
6 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |
Всего 6*6 = 36 исходов, благоприятных -5.
№3. Перед началом 1 тура участников разбивают на пары с помощью жребия. Всего 26 шахматистов, из них из России – 10, в том числе Орлов. Найти вероятность того, что Орлов будет в 1 туре играть с кем-либо из России.
Всего 26 участников. У Орлова всего 25 партнеров. 9 из 10 – благоприятные партнеры из России. .
Несовместимые события – те, которые не могут происходить одновременно. Монета падает орлом или решкой – это 2 несовместимых события. Вероятность их одновременного наступления равна нулю.
Независимые события – такие события, при которых вероятность исхода одного из них не зависит от происхождения другого.
Сумма событий А и Б – произошло событие А и Б (
Если А и Б несовместимы, то Р(А+Б) = Р(А) + Р(Б)
Пример: Какова вероятность того, что при бросании кубика выпадет «3» или «4»?
Пусть событие А – выпадет «3», событие Б – выпадет «4». Так как эти события независимы, то Р(А и Б) = Р(А) + Р(Б).
Произведением событий А и Б называется событие С, которое заключается в том, что произошли события А и Б одновременно
Если события А и Б независимы, то
Какова вероятность одновременного происхождения двух событий одновременно: выиграть в лотерею (А) и познакомиться в этот же день с девушкой (Б), если Р(А) = 0,01, Р(Б) = 0,4?
Так как эти события независимы, то
Противоположные события:
№4. В магазине 3 продавца. Каждый из них занят с клиентом с вероятностью 0,3. Найти вероятность того, что в случайный момент времени все продавцы заняты.
События «Все продавцы заняты» -
Независимые. Следовательно,
.
№5. Паук заползает в лабиринт. Развернуться и ползти обратно он не может. На каждом разветвлении он выбирает один путь. Определите вероятность его выхода из А.
Когда паук доползает до первой развилки, у него 2 возможности: выход А или дальше. Р(А) = . Усложним задачу: вероятность выхода из Б. 1-я развилка: 2-я развилка: 3-я развилка: |
Задачи на сумму и произведение вероятностей.
№6. Две фабрики выпускают одинаковые стекла. 1-я фабрика – 45%, 2-я фабрика – 55%. Бракованных стекол первая фабрика выпускает 3%, вторая – 1%. Какова вероятность купить бракованное стекло? Р(1, брак) = Р(2, брак) = ; Р(купить брак) =
Повторение.
№7. В чемпионате 16 команд. С помощью жребия нужно разбить на 4 группы по 4 команды в каждой. В барабане вперемежку лежат карточки с номерами групп. Капитаны команд тянут по одной карточке. Какова вероятность того, что команда России окажется во второй группе?
1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 | 4 |
2-я группа – это 4 карточки из 16-ти возможных. = 0,25
№8. Вероятность того, что на тестировании по биологии учащийся О. решит больше 11 задач = 0,67. Вероятность того, что верно решит больше 10 задач = 0,74. Найти вероятность того, что О, решит ровно 11 задач.
Возможные исходы: пусть n – число верно решенных задач.
n > 10 (P=0.74)
n > 11 (события несовместимы) n = 11
(Р(>11) = 0,67) (Р(=11) = х)
0.74 = 0.67 + х х = 0,07
№ 9. Если гроссмейстер А. играет белыми, то он выиграет у гроссмейстера Б. с вероятностью 0,52. Если А. играет черными, то А. выигрывает у Б. с вероятностью 0,3. Гроссмейстеры А. и Б. играют две партии, причем во второй партии меняют цвет фигур. Найти вероятность того, что А. выиграет оба раза.
Таблица возможных исходов для А.:
Выигрыш | Проигрыш | |
Белые | 0,52 | 0,48 |
Черные | 0,3 | 0,7 |
1-я партия: А. – белые
2-я партия: А. – черные Р =
№10. Биатлонист 5 раз стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле = 0,8. Найдите вероятность того, что биатлонист первые три раза попадет, а последние два раза промахнется. Результат округлите до сотых.
Попал | Промахнулся | События независимы | |
1 выстрел | 0,8 | 0,2 | |
2 выстрел | 0,8 | 0,2 | |
3 выстрел | 0,8 | 0,2 | |
4 выстрел | 0,8 | 0,2 | |
5 выстрел | 0,8 | 0,2 |
№11. В магазинах стоят два платежных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от другого автомата. Найти вероятность того, что хотя бы один автомат исправен.
Пусть + - автомат исправен (Р=0,95), - - автомат неисправен (Р=0,05).
1 автомат | 2 автомат | События независимые. Подходят исходы А, Б, В. 1 способ: 2 способ: (сумма противоположных событий = 1) | |
+ 0,95 | - 0,05 | А | |
- 0,05 | + 0,95 | Б | |
+ 0,95 | + 0,95 | В | |
- 0,05 | - 0,05 | Г |
№12. Помещение освещается фонарем с двумя лампами. Вероятность перегорания одной лампы в течение года = 0,3. Найти вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит.
Пусть + - лампа работает (Р = 0,7), - - лампа перегорела (Р = 0,3)
1 лампа | 2 лампа | События независимые. Подходят исходы А, Б, В. 1 способ: 2 способ: (сумма противоположных событий = 1) | |
+ 0,7 | - 0,3 | А | |
- 0,3 | + 0,7 | Б | |
+ 0,7 | + 0,7 | В | |
- 0,3 | - 0,3 | Г |
№13. В торговом центре два одинаковых автомата продают кофе. Вероятность того, что к концу дня в автомате закончится кофе = 0,3. Вероятность того, что кофе закончится в обоих автоматах = 0,12. Найдите вероятность того, что к концу дня кофе останется в обоих автоматах.
Так как события зависимые, то вероятность того, что кофе закончится в обоих автоматах =0,12, а не !
1 | 2 | Исход |
+0,7 | - 0,3 | |
- 0,3 | + 0,7 | |
+ 0,7 | +0,7 | подходит |
- 0,3 | - 0,3 |
Проще посчитать, что кофе закончится хотя бы в одном автомате или в двух сразу (сумма зависимых событий): Р = 1 – 0,48 = 0,52
(или 2 способ: пусть В – не закончился в 1-м (Р = 1 - 0,3 = 0,7), Г – не закончился во 2-м (Р = 1 - 0,3 = 0,7), не закончился в обоих автоматах Тогда Р = 0,7+0,7-0,88=0,52)
(Совокупность событий: - сумма событий, т.е. или то, или другое, или оба сразу;
Система: )
№14. Чтобы поступить в институт на специальность «лингвистика» абитуриент должен набрать на ЕГЭ не менее 70 баллов по каждому из 3х предметов: математика, русский язык, иностранный язык. Чтобы поступить в институт на специальность «коммерция» абитуриент должен набрать на ЕГЭ не менее 70 баллов по каждому из 3х предметов: математика, русский язык, обществознание. Вероятность того, что абитуриент К. получит не менее 70 баллов по математике = 0,6, про русскому языку = 0,8, по обществознанию = 0,5, по иностранному языку = 0,7. Найдите вероятность того, что К. сможет поступить хотя бы на одну из упомянутых специальностей.
Благоприятные исходы: абитуриент поступит на специальность
«лингвистика» | «коммерция» | «лингвистика» и «коммерция» | |||
математика | Р = 0,6 | математика | Р = 0,6 | математика | Р = 0,6 |
русский язык | Р = 0,8 | русский язык | Р = 0,8 | русский язык | Р = 0,8 |
иностранный язык | Р = 0,7 | обществознание | Р = 0,5 | иностранный язык | Р = 0,7 |
обществознание | Р = 0,5 |
иностранный язык | обществознание | исходы |
+ (0,7) | - (0,5) | подходят Р = (1 способ) |
- (0,3) | + (0,5) | |
+ (0,7) | + (0,5) | |
- (0,3) | - (0,5) | не подходит Р = (2 способ) |
Так как результаты сдачи экзаменов – независимые события, следовательно
Р =
№15 Агрофирма закупает яйца в двух домашних хозяйствах. 40% яиц купленных в 1-м домашнем хозяйстве – высшей категории, 20% яиц во 2-м домашнем хозяйстве – высшей категории. Всего высшую категорию получает 35% яиц. Какова вероятность того, что яйца, купленные в этой агрофирме, окажутся из первого хозяйства?
Пусть х - вероятность того, что купленные яйца из 1-го хозяйства.
Высшая категория | Не высшая категория | |
1 хозяйство | 0,4 | 0,6 |
2 хозяйство | 0,2 | 0,8 |
Купить яйца одного из хозяйств – несовместные события. Если Р1 = х, то Р2 = 1 – х. Вероятность того, что яйца из 1-го хозяйства – высшей категории = 0,4х, вероятность того, что яйца из 2-го хозяйства – высшей категории =0,2(1 – х). Так как всего высшую категорию получают 35% всех яиц, то вероятность купить яйца высшей категории = 0,35
, х = 0,75.
№16. Ковбой Джон попадает в муху с вероятностью Р = 0,9 из пристрелянного револьвера и с вероятностью Р = 0,2 из непристрелянного. На столе лежат 10 револьверов, из них только 4 пристрелянные. Ковбой Джон видит на стене муху, наудачу хватает первый попавшийся револьвер и стреляет. Найдите вероятность того, что он промахнется.
Так как 4 револьвера пристрелянные, тогда 6 – нет. Вероятность того, что Джон схватит пристрелянный револьвер = 0,4, непристрелянный - =0,6. Вероятность того, что он промахнется из пристрелянного револьвера = из непристрелянного – «Промахнется из пристрелянного револьвера» и «промахнется из непристрелянного револьвера» - несовместные события, следовательно
Р = 0,04 + 0,48 = 0,52
№17. Какова вероятность того, что случайно выбранное натуральное число от 10 до 19 делится на 3?
Всего чисел 10, из них делятся на 3 три числа. Р = 0,3.
№18. В группе туристов 5 человек. С помощью жребия они выбирают 2х человек, чтобы идти в магазин. Турист А. хочет идти в магазин, но подчиняется жребию. Какова вероятность того, что А. пойдет в магазин?
Р = .
№19. Перед началом футбольного матча судья бросает монету, чтобы узнать, кто начнет игру с мячом. Команда «Физик» играет три матча с разными командами. Найдите вероятность того, что «Физик» выиграет жребий ровно 2 раза.
Всего исходов – 8, благоприятных – 3.
Р = .
№20. В классе 26 человек, среди них два близнеца А. и С. Класс случайным образом делят на две группы. Какова вероятность того, что А. и С. окажутся в одной группе?
Пусть А уже в группе, тогда для С. осталось одноклассников 25 человек, для С. шансов уже 12 из 25-ти.
Р = = 0,48.
№21. В группе туристов 30 человек. Их вертолетом забрасывают по 6 человек за рейс случайным образом. Найти вероятность того, что турист А. полетит первым рейсом.
Всего рейсов пять. Р
№22. На олимпиаде учащихся рассаживают по трем аудиториям. В первых двух по 120 человек, оставшихся рассаживают в запасной аудитории. При подсчете выяснилось, что всего было 250 участников. Найдите вероятность того, что случайно выбранный участник попал в запасную аудиторию.
В запасной аудитории 10 человек.
№23. Из районного центра в деревню ежедневно ходит автобус. Вероятность того, что в понедельник в автобусе будет меньше 20 человек равна 0,94. Вероятность того, что пассажиров окажется меньше 15-ти, равна 0,56. Найти вероятность того, что пассажиров будет от 15 до 19.
n < 20 (P = 0.94)
события несовместимы
Р1 = 0,56 Р2 = х
Р = Р1 + Р2 0,56 + х = 0,94 х = 0,38.
№24. Всем пациентам с подозрением на гепатит делают анализ крови. Если анализ выявит гепатит, то результат анализа называется положительным. У больных гепатитом пациентов анализ дает положительный результат с вероятностью 0,9. Если пациент не болен гепатитом, то анализ может дать ложный положительный результат с вероятностью 0,01. Известно, что 5% поступающих с подозрением на гепатит действительно больны гепатитом. Найдите вероятность того, что результат анализа у пациента, поступившего в клинику с подозрением на гепатит, будет положительным.
Пациент поступил с подозрением
болен Р = 0,05 события несовместные здоров Р = 0,95
Р = 0,9 Р = 0, 1 Р = 0,01 Р = 0,99
Р = .
Ссылка на сайт: http://www.ege-study.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по теории вероятностей для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
Материал представляет собой задачник. Пособие разделено на две части: задания первой части и задания второй части. Задачник можно использовать при подготовке к урокам, а также при проведении инд...
Задания по теории вероятностей для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
Материал представляет собой задачник. Пособие разделено на две части: задания первой части и задания второй части. Задачник можно использовать при подготовке к урокам, а также при проведении инд...
Задание по теме "Вероятность"
Самые распространенные вероятностные задачи с индивидуальными вариантами...
Методические рекомендации по курсу «Теория вероятностей и статистика», примеры домашних заданий по теме «Таблицы. Диаграммы».
Ресурс представляет собой методические рекомендации учителям математики, приступающим к преподаванию теории вероятностей и статистики. Приведены различные варианты тематического планирования тем...
Теория вероятности (примерные задания для подготовки к ОГЭ)
Теория вероятности (примерные задания для подготовки к ОГЭ)...
Теория вероятности в заданиях ЕГЭ.
Задания открытого банка задач....
Контрольная работа по алгебре в 11 классе по теме "Вероятность в заданиях ЕГЭ" (Профильный уровень)
Контрольная работа по теме "Вероятность"составлена в двух вариантах и состоит из заданий Профильного уровня ЕГЭ...