План-конспект урока на тему "Прямоугольный параллелепипед" по ФГОС
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Якупова Альфия Иман-Маликовна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

УЧИТЕЛЬ: Якупова Альфия Иман-Маликовна

 

МЕСТО РАБОТЫ: МБОУ «Сеитовская ООШ» Красноярского района Астраханской области

 

МАТЕМАТИКА 5 класс

 

ТЕМА УРОКА: Прямоугольный параллелепипед

 

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК: «Математика 5» авторы: В.Г.Мерзляк.,

 

В.Б.Полонский., М.С.Якир. «Вентана-Граф – 2013г.»

 

ЦЕЛЬ УРОКА: Организовать деятельность учащихся по восприятию и первичному запоминанию понятий о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях, восприятию формулы для нахождения площади боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда.

 

ЗАДАЧИ: обучающие: сформировать представление о прямоугольном паралллелепипеде; его гранях, ребрах, вершинах. вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и вырабатывать умения у учащихся применять ее при решении задач

развивающие: развивать пространственное воображение; логическое мышление, наблюдательность, развивать устную и письменную речь

воспитательные : воспитывать чувство коллективизма, уверенность в себе.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: личностные: ученик получит возможность научится: ясно. точно и грамотно излагать свои мысли; получит возможность для формирования коммуникативной компетентности в обучении

метапредметные: ученик научится использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в процессе достижения результата. Ученик получит возможность научиться организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.

предметные: ученик научится формулировать понятия о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях; ученик получит возможность углубить и развить представление о пространственных геометрических фигурах.

 

ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_konspekt_uroka.odt31.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

УЧИТЕЛЬ: Якупова Альфия Иман-Маликовна

МЕСТО РАБОТЫ:  МБОУ «Сеитовская ООШ» Красноярского района Астраханской области

 МАТЕМАТИКА  5 класс

 

ТЕМА УРОКА: Прямоугольный параллелепипед

 

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК:    «Математика 5»    авторы:   В.Г.Мерзляк.,  

         

В.Б.Полонский., М.С.Якир.   «Вентана-Граф – 2013г.»

                                                                                 

ЦЕЛЬ УРОКА: Организовать деятельность учащихся по восприятию и первичному запоминанию понятий о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях, восприятию формулы для нахождения  площади боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда.

ЗАДАЧИ: обучающие: сформировать представление о прямоугольном паралллелепипеде; его гранях, ребрах, вершинах. вывести формулу для нахождения  площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и вырабатывать умения у учащихся применять ее при решении задач  

развивающие: развивать пространственное  воображение; логическое мышление, наблюдательность, развивать устную и письменную речь

воспитательные : воспитывать чувство коллективизма,  уверенность в себе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  личностные: ученик получит возможность научится: ясно. точно и грамотно  излагать свои мысли; получит возможность для формирования коммуникативной компетентности в обучении

метапредметные:  ученик научится использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в процессе достижения результата. Ученик получит возможность научиться организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.

предметные: ученик научится формулировать понятия о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях;  ученик получит возможность углубить и развить представление о пространственных геометрических фигурах.

ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: индивидуальная, фронтальная, групповая.

НЕОБХОДИМОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор.

  ХОД И СТРУКТУРА УРОКА:

 1.Мотивирование к учебной деятельности.

Нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размерами, материалом, из которого изготовлены, окраской.  Людей интересуют разные качества этих предметов. Математиков интересуют их форма и размеры.

Мячи, которыми вы много раз играли, имеют форму шара, хотя все они разных размеров. Многие небесные тела имеют форму, близкую к форме шара, включая и нашу планету. Стакан и карандаш имеют форму цилиндра.

Формы предметов очень разнообразны и не для всякой формы имеется специальное название.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

В окружающем нас мире очень много предметов самых разных форм. (Слайд 2)

Посмотрите на экран. Что вы видите? На какие группы можно их разделить? По какому принципу вы разделили их?  Подумайте, что объединяет эти фигуры?        

Образно подумайте, на какую фигуру похожи эти предметы.

Знаете, как называется эта фигура?

Фронтальная работа.

 Выполнив задания  и заполнив таблицу, вы сможете узнать название этой фигуры. (Слайд 3.4.5,6)

  1. Найдите площадь квадрата, сторона которого равна 9 см. (П)
  2. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см. (Р)
  3. Найдите периметр прямоугольника, одна из сторон которого равна 9 см, а его площадь – 36 см2. (Л)
  4. Длина прямоугольника 32 см, а  его ширина в 4 раза меньше. Чему равна площадь прямоугольника? (Е)
  5. Найдите периметр квадрата со стороной 5 см. (А)
  6. Найдите периметр прямоугольника со сторонами 8 см и 12 см. (О)
  7. Выразите в см: 12 дм. (И)
  8. Выразите в мм: 120 дм. (Д)
  9. Выразите в дм: 12000 см. (Н)
  10. Выразите в см: 120 мм. (Ы)
  11. Одна сторона прямоугольника равна 4 м, а другая на 3 м больше.

Найдите площадь. (Г)

  1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 12 см. (М)
  2. Найдите периметр квадрата со стороной 10 см. (Я)
  3. Выразите в км: 5000 м. (У)
  4. Выразите в м: 5000 см. (Й)
  5. Найдите периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 11 см. (Ь)

81

24

100

96

40

5

21

40

26

28

1200

12

50

п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

ы

й

81

20

24

20

26

26

896

26

896

81

120

81

896

12000

п

а

р

а

л

л

е

л

е

п

и

п

е

д

3. Выявление места и причины затруднения.

Как вы думаете, для чего нам нужно познакомиться с этой фигурой?  (Ремонт комнаты и т. д.)

Давайте представим, что

  1. Нам необходимо покрасить классную комнату.

Что нам необходимо для этого знать? (размеры классной комнаты, расход краски, количество краски)

  1. Необходимо выполнить модель прямоугольного параллелепипеда из проволоки.

Что нам необходимо для этого знать? (размеры прямоугольного параллелепипеда).

А чтобы выполнить все, о чем вы сказали, вам нужно стать исследователями.

Кто такие исследователи?

А какой объект мы будем исследовать?

Запишите тему урока в ваших рабочих тетрадях. (Слайд 7)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Возьмите модель параллелепипеда в руки, и давай вместе рассмотрим его основные элементы, а результаты наших исследований мы будем заносить в таблицу:

1. Проведите ладонью по его поверхности. Из чего она состоит? Рассмотрите отдельные плоские части – это грани параллелепипеда. Запишите в ваших рабочих тетрадях. Какую они имеют форму? (прямоугольник)  Сколько всего граней? (6) Запишите в ваших рабочих тетрадях. Зафиксируйте противоположные грани, например, установите их равенство. Определите число равных граней. (Слайд 8)

2. Проведите ладонью по поверхности параллелепипеда, выделив линию излома – это ребро параллелепипеда. Запишите в ваших рабочих тетрадях. Сколько всего ребер? (12) Запишите в ваших рабочих тетрадях. Выделите группы равных рёбер параллелепипеда и определите их число. (Слайд 9) Существует ли прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны? Да.

3. Выделите вершины параллелепипеда. Запишите в ваших рабочих тетрадях. Сколько всего вершин? (8) Запишите в ваших рабочих тетрадях.(Слайд 11)

Посмотрим, что у вас получилось. (Слайд 12)

Элемент

Форма

Общее количество

Количество групп равных элементов

Грань

Прямоугольник

6

3 по 2

Вершина

Точка

8

-

Ребро

Отрезок

12

3 по 4

Выберите одну из вершин, определите число рёбер, сходящихся к этой вершине; сравните длины этих рёбер. Заметьте, что в каждой вершине сходятся три ребра разной длины, эти 3 измерения прямоугольного параллелепипеда – длина, ширина, высота.  Запишите в ваших рабочих тетрадях.(Слайд 13)

Работа в тетради.

(Для того, чтобы учащиеся научились правильно «видеть»   все элементы прямоугольного параллелепипеда, надо научить их изображать его схематически)

Сегодня мы научимся быстро изображать прямоугольный параллелепипед, это поможет вам решать задачи. Учитель показывает на доске. (Слайд 14)

  1. Начертите прямоугольник.
  2. Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки.
  3. Концы отрезков соедините между собой.
  4. А теперь отрезки, которые обозначают невидимые ребра, ластиком превратим в пунктирные линии.
  5. Прямоугольный параллелепипед готов.
  6. Обозначьте вершины   латинскими буквами.  

5. Реализация построенного проекта.

Работа в группах.

  1. Перед вами на столе лежит прямоугольный параллелепипед. Ваша задача выполнить необходимые измерения и вычислить сколько краски потребуется, чтобы покрасить прямоугольный  параллелепипед со всех сторон, если на 1 дм2 расходуется 2 г краски. (Слайд 15,16).Сколько краски потребуется для окрашивания?
  2. Какие измерения необходимо было выполнить?
  3. Какой формулой для вычисления вы воспользовались?

 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Фронтальная работа.

Вычислить общую длину всех рёбер и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 10см, 5см, 4см.

Проверку  выполняют два ученика у доски. (Слайд 17)

Записываются формулы вычисления длины всех рёбер и площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. (Слайд 18)

                                   h

                                                           Р = 4(a+b+h)

                                                           S = 2(ab+ah+bh)

                                  b

                   a

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой .

Индивидуальная работа.

Тест № 1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0b9d52d3-8643-4356-b0a6-c5a9bd6caf17/%5BM56_5-28%5D_%5BQS_08-RP-01%5D.html

Тест № 2

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ead0e45-a45e-4107-b732-0757558e8882/view/

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
  1. Рассмотрите рисунок на экране.  (Cлайд 20)

Что здесь изображено? Закончен ли рисунок? Помогите закончить рисунок. Что при этом обязательно помнить? (как изображаются видимые и невидимые ребра)

  А                                             В

            О                                            Е

    D                                           C

R                                          M

  • Назовите грань, на которой стоит параллелепипед?
  • Назовите грань, которая лежит напротив?
  • Назовите еще пары противоположных граней.
  • Что вы можете сказать о них?
  • Что можете сказать об их площадях?
  • Как найти площадь грани АВЕО? А у какой грани будет такая же площадь?
  1. А теперь помогите мне закончить мое предложение: Если мы найдем сумму площадей всех граней, это значит, мы узнаем площадь всей поверхности параллелепипеда  (Слайд19) Хватит ли проволоки длиной 150 см для изготовления модели куба с ребром 15 см? (Слайд 20)
  2. Какие из фигур могут быть развёртками прямоугольного параллелепипеда?

(Слайд 23) Развертками будут 1 и 3.

         

Домашнее задание   (Слайд 22)

п. 22; № 811, 814, 816.

  1. Из плотной бумаги сделать прямоугольный параллелепипед, измерения которого равны:

Вариант I: а = 10 см, b = 8 см, с = 6 см.

Вариант II: а = 18 см, b = 12 см, с =4 см.

  1. Составьте кроссворд (не менее 6 элементов), используя понятия, с  которыми вы познакомились на уроке.

ПЕРЕЧЕНЬ  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявле-ния информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

  1.

Иллюстрация

Информационный модуль

Презентация

http://www.openclass.ru/node/307223

2.

Закрепле-ние нового материала № 1.

Интернет-ресурс

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0b9d52d3-8643-4356-b0a6-c5a9bd6caf17/%5BM56_5-28%5D_%5BQS_08-RP-01%5D.html

3.

Закрепле-ние нового материала № 2.

Интернет-ресурс

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ead0e45-a45e-4107-b732-0757558e8882/view/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока английского языка в 6 классе по теме "My Working Day & My Lifestyle" ( по ФГОС)

Урок составлен в соответствии с ФГОС, использую несколько технологий: коммуникативного обучения,игровые,здоровьесберегающие и информационно-компьютерные.Тесты 2-х видов для контроля сформированности У...

План-конспект открытого урока по информатике: "Метод координат" (5 класс Босова ФГОС)

План-конспект открытого урока с дополнительными материалами....

План-конспект интегрированного урока по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".5 класс.(ФГОС)

План-конспект интегрированного урока в 5 классе по произведению Виктора Астафьева "Васюткино озеро". Данный урок - коллективная работа учителей литературы, географии, ОБЖ и педагога-психолога. Урок - ...

План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)

Технологическая карта урока  7б класс по ФГОС....

План-конспект открытого урока по физической культуре "Подвижные игры на основе баскетбола" в 4 классе ФГОС.

План-конспект открытого урока по физической культуре "Подвижные игры на основе баскетбола" в 4 классе ФГОС....

План - конспект открытого урока по физической культуре в 7 классе с учётом ФГОС. Тема: Лёгкая атлетика. Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание"

Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание".Прыжок в высоту с разбега  способом "перешагивание" осваивается для того, чтобы преодолевать препятствия небольшой высоты.От...

План-конспект открытого урока английского языка по ФГОС в 5 «Б» классе по теме: «Family history. What about your family?»

УМК: «Английский язык. Rainbow English», Афанасьева О.В. Тип урока: урок обобщения знаний и применения их на практике....