ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» 10-11 класс
элективный курс (алгебра, 10 класс) на тему

Ковязова Татьяна Николаевна

Данный материал  содержит рабочую программу и календарно - тематическое планирование по элективному курсу «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» для учащихся 10-11классов с целью подготовки к ЕГЭ. Может быть полезен учителям, работающим в профильных  классах.

 

                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_matematike_dlya_10-11kl_.docx54.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Горячий Ключ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Горячий Ключ

           УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №  

   от «      »  августа  201    года

                                                                     председатель педсовета

   директор МБОУ СОШ №1

    ___________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ  КУРСУ

                         «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»

Ступень обучения (класс): среднее (полное) общее образование,   11Б

Количество часов: всего 68часов , в неделю 1 час  ( 34ч в 10кл и 34 часа в 11кл)

                               

Уровень:  профильный

Учитель:  Ковязова Татьяна Николаевна

 

Рабочая программа  по элективному  курсу  для  учащихся 10-11 классов разработана на основе примерной программы  среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике, на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике и кодификатора элементов содержания  по математике для составления КИМов ЕГЭ 2013 г.

                                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 10-11 классов составлена на основе примерной программы  среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике и на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора элементов содержания  по математике для составления КИМов ЕГЭ 2013 г.

 Программа рассчитана на два года обучения  в объеме 68 часов (34 часа в 10-м классе и 34 часа в 11-м классе по 1 часу  в неделю).

Данный элективный курс является предметно - ориентированным для выпускников 10-11классов общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на  расширение  и углубление  содержания курса математики с целью  дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой)  аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии и позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Цели курса

  • создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
  •  успешно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ (часть С), к продолжению образования;
  • углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности;
  • познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;
  • сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи курса:

  • развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;
  • сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности,  предлагаемых на  ЕГЭ (часть С);
  • продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;
  • способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;    
  •  формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов.

Виды деятельности на занятиях:

лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, КДР,  тестирование.

Предполагаемые результаты

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
  • освоить основные приемы решения задач;
  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов,  в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • преобразовывать числовые и алгебраические выражения;
  • решать уравнения высших степеней;
  • решать текстовые задачи;
  • решать геометрические задачи;
  • решать задания повышенного и высокого уровня сложности (часть С);
  • строить графики, содержащие параметры и модули;
  • решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;
  • повысить уровень  математического и логического мышления;
  • развить навыки исследовательской деятельности;
  • самоподготовка, самоконтроль;
  • работа учитель-ученик, ученик-ученик.

Работа курса строится на принципах:

  • научности;
  • доступности;
  • опережающей сложности;
  • вариативности.

Средства, применяемые в преподавании:

КИМы, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, справочные материалы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать/ уметь:

  • алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем;
  • приемы построения графиков элементарных функций с  модулем и параметром;
  • формулы тригонометрии, степени, корней;
  • методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;
  • понятие многочлена;
  • приемы разложения многочленов на множители;
  • понятие модуля, параметра;
  • методы решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;
  • методы решения геометрических задач;
  • приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;
  • понятие производной и ее применение;
  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
  • выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
  • уметь решать уравнения высших степеней;
  • уметь выполнять вычисления и преобразования,  включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  • уметь решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и параметром;
  • уметь выполнять действия с функциями и строить графики с  модулем и параметром;
  • уметь выполнять действия с геометрическими фигурами;
  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

10класс

Таблица

тематического распределения количества часов

№  темы

Содержание

Количество часов

1.

Многочлены

8

2.

Преобразование выражений

7

3.

Решение текстовых задач

5

4.

Функции

6

5.

Модуль и параметр

8

Всего

34

Содержание изучаемого курса

10 класс

Тема 1.  Многочлены ( 8ч )

Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по математике, с его структурой,  содержанием и требованиями, предъявляемыми к решению заданий.

Действия над многочленами. Корни многочлена. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Алгоритм  Евклида  для многочленов. Теорема Безу и ее применение. Схема Горнера и ее применение. Методы решения уравнений с целыми коэффициентами. Решение уравнений высших степеней.  

Тема 2.  Преобразование выражений (7 часов)

Преобразования выражений, включающих арифметические операции.    Сокращение алгебраических дробей. Преобразование рациональных выражений. Преобразования выражений, содержащих возведение в степень, корни натуральной степени,  модуль числа.  

Тема 3. Решение текстовых задач ( 5 ч)

Приемы решения текстовых задач на «движение», «совместную работу», «проценты»,  «пропорциональное деление» «смеси», «концентрацию».

Тема 4.  Функции (6 ч)

 Свойства и графики элементарных функций. Тригонометрические функции их свойства и графики. Преобразования графиков функций. Функции  и  их свойства и графики.

Тема 5. Модуль и параметр (8 ч)

Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем. Метод интервалов. Понятие параметра. Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих параметр. Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром.

11класс

Таблица

тематического распределения количества часов

№  темы

Содержание

Количество часов

6.

Преобразование  выражений  

4

7.

Уравнения,  неравенства  и  их системы (часть С)

9

8.

Модуль и параметр

6

9.

Производная и ее применение

9

10.

Планиметрия. Стереометрия

6

Всего

34

Содержание изучаемого курса

Тема 6.  Преобразование  выражений  (4)

Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.

Тема 7.  Уравнения,  неравенства  и  их системы  (часть С) (9 ч )  

Различные способы решения  дробно- рациональных, иррациональных,  тригонометрических,  показательных,  логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений  и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений,   неравенств с двумя переменными и их систем.

Тема 8. Модуль и параметр (6 ч)

Решение показательных,  логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. Решение  показательных,  логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения показательных,  логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.

Тема 9.  Производная и ее применение (9 ч)

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический  смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции,  экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.

Тема 10.  Планиметрия. Стереометрия (6 ч)

Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей  фигур. Углы в пространстве.  Расстояния в пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.

Учебно – методическая литература:

  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2013 года по математике.

  1. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2013 году. Методические указания.

          Под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко – М.: МЦНПО, 2012.

  1. Задания для подготовки к ЕГЭ – 2010 / Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2010.
  2. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ – 2011 по математике /

Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2011.

  1. Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего  повторения по математике / Семенко Е. А. – Краснодар: 2008.
  2. Серия рабочих тетрадей по каждому типу заданий В1-В14  издательства

МЦНМО г. Москва под редакцией А. Л. Семенова, И. В. Ященко. — М.:  ACT: Астрель, 2013.

  1. Математика. Подготовка к  ЕГЭ  - 2013: Учебно-методическое пособие                                             / Под  ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Калабухова. -Ростов-на-Дону: Легион-М,2012.
  2.  КИМ «Алгебра и начала  анализа»-10класс. Составитель:  А.Н.Рурукин. М:  «ВАКО», 2011.
  3. Семёнов А.Л., Ященко И.В. Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ                   / Под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: МЦНМО, 2009.  
  4. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное

пособие для 10 класса средней школы /И. Ф.Шарыгин. – М.: Просвещение, 1989.

  1. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 11класса средней школы / И. Ф. Шарыгин. – М.: Просвещение, 1991.
  2.  А.П.  Карп  «Сборник  задач  по  алгебре  и  началам  анализа 10 – 11 класс» Москва:  «Просвещение»  2009  год.
  3. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  4. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  5. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  6. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  7. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  8. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
  9. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  10. Интернет – ресурсы:

 http://www.fipi.ru

 http://www.mathege.ru

 http://www.reshuege.ru

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания МО

учителей математики, физики, информатики

 от ______ №

Руководитель МО ____________

Заместитель директора по УВР

 

_________        

«___»  _____  201__г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«Избранные вопросы математики»

на 2013-2014 учебный год,  11 класс (1ч в неделю, всего 34ч)

Номер  урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Используемые

УН и ЛО

примерная

фактическая

6.Преобразование выражений

4

1

Преобразование степенных выражений

1

3 сентября

Тесты,  КИМ

2

Преобразование показательных выражений

1

10 сентября

Тесты,  КИМ

3

Преобразование логарифмических выражений

1

17 сентября

Тесты,  КИМ

4

Преобразование тригонометрических выражений

1

24 сентября

Тесты,  КИМ

7. Уравнения,  неравенства  и  их системы (часть С)

9

5

Различные способы решения  дробно- рациональных  уравнений и неравенств

1

1 октября

Презентация

6

Различные способы решения  иррациональных  уравнений и неравенств

1

8 октября

Демонстрационный материал

7

Различные способы решения  тригонометрических уравнений и неравенств

1

15 октября

Презентация

8

Различные способы решения  показательных уравнений и неравенств

1

22 октября

Демонстрационный материал

9

Различные способы решения  логарифмических уравнений и неравенств

1

29 октября

Демонстрационный материал

10

Основные приемы решения систем уравнений

1

12 ноября

Демонстрационный материал

11

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений  и неравенств

1

19 ноября

Тесты,  КИМ

12

Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем

1

 26 ноября

Тесты,  КИМ

13

Изображение на координатной плоскости множества решений   неравенств  с  двумя переменными и их систем

1

3 декабря

Слайды

8. Модуль и параметр

6

14

Решение показательных,  логарифмических уравнений и их систем, содержащих модуль

1

10 декабря

Слайды

15

Решение показательных,  логарифмических неравенств и их систем, содержащих модуль

1

17 декабря

Демонстрационный материал

16

Решение  показательных,  логарифмических уравнений  и их систем, содержащих параметр

1

24 декабря

Тесты,  КИМ

17

Решение  показательных,  логарифмических неравенств и их систем, содержащих параметр

1

14 января

Тесты,  КИМ

18

Функционально-графический метод решения показательных,  логарифмических уравнений, неравенств с модулем

1

21 января

Тесты,  КИМ

19

Функционально-графический метод решения показательных,  логарифмических уравнений, неравенств с  параметром

1

28 января

Тесты,  КИМ

9.Производная и ее применение

9

20

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной

1

4 февраля

Тесты,  КИМ

21

Уравнение касательной

1

11 февраля

Тесты,  КИМ

22

Физический и геометрический  смысл производной

1

18 февраля

Презентация

23

Производная сложной функции

1

25 февраля

Индивидуальные задания

24

Применение производной к исследованию функций и построению графиков

1

4 марта

Слайды

25

Наибольшее и наименьшее значения функции

1

11 марта

Тесты,  КИМ

26

Экстремумы функции

1

18 марта

Тесты,  КИМ

27

Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах

1

1 апреля

Индивидуальные задания

28

Применение производной для нахождения наилучшего решения в социально-экономических  задачах

1

8 апреля

Индивидуальные задания

10. Планиметрия. Стереометрия

6

29

Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника

1

15 апреля

Презентация

30

Нахождение площадей  фигур

1

22 апреля

Тесты,  КИМ

31

Углы в пространстве.  Расстояния в пространстве

1

29 апреля

Демонстрационный материал

32

Вычисление площадей поверхности многогранников, тел вращения

1

6 мая

Слайды

33

Вычисление объемов  многогранников, тел вращения

1

13 мая

Слайды

34

Итоговый урок

1

20 мая

          ВСЕГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Элективный курс "Избранные вопросы математики". 10-11 класс.

Курс «Избранные вопросы математики» ставит своей целью познакомить учащихся с различными, методами решения уравнений, неравенств, систем уравнений, основанными на материале программы общеобразовательн...

Программа курса по выбору «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» для 9 КЛАССА

В рабочей программе отражены вопросы основного курса математики, которые включены в содержание ОГЭ...

Рабочая программа кружка по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

План работы кружка по математике "Избранные вопросы математики"  108 часов (3 часа в неделю)...

Рабочая учебная программа по элективному курсу: Избранные вопросы математики 6-б класс

Программа  рассчитана  на  34 часа и составлена с  учетом  специфических  целей  и в целом,  расширить  полученные знания на уроках, развить ведущие  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Элективный курс по алгебре " Избранные вопросы математики" 10-11 класс

1. Пояснительная записка.2. Содержание обучения.3.Требования к подготовке учащихся.  4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы....

Рабочая программа учебного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 9 класса

Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются спецкурсы, которые позволяют расширить и систематизировать знания учащихся.Программа предполагает изучение вопросов, которые входят в школьный курс м...