Информационная картина мира
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Стулина Галина Александровна

Интегрированный урок математики, физики и информатики в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_informatsionnaya_kartina_mira.docx867.14 КБ
PDF icon prezentatsiya_dlya_uroka.pdf1.34 МБ
Office spreadsheet icon prilozhenie_2.xls28.5 КБ
Файл prilozhenie_1_1.rar2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

(алгебра, физика, информатика)

Тема:  «Информационная картина мира».

Класс:  7

Тип урока:  обобщения и систематизация знаний.

Цели урока:

  • повторение  учебного материала  по темам: определение степень числа с натуральным и целым показателем и их свойства; плотность вещества; электронные таблицы;
  • формировать у учащихся  убеждение в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира;
  • повышать  кругозор учащихся и развивать  познавательный интерес  сразу к нескольким учебным дисциплинам;
  • применять современное программное обеспечение к решению задач из различных дисциплин;
  • формировать у школьников мышление, направленное на выбор оптимального решения.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

Учитель информатики: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Информационная картина мира». Вспомните, пожалуйста, что такое информация? Верно – это сведения об окружающем нас мире. И этот, окружающий нас мир, бесконечно многообразен. Сейчас я попрошу очень внимательно посмотреть видеоролик.

Показ презентации. Приложение 1.

Посмотрели? Хорошо. Сегодняшний урок проводят три учителя: учитель математики, учитель физики и учитель информатики.

Как вы думаете: какую проблему мы сегодня с вами будем решать?

Верно – измерить, соотнести, сопоставить, представить для себя объекты не только видимого, но и невидимого нам мира.

Что мы будем для этого использовать? Верно – знания, полученные на уроках математики, физики и информатики.

Учитель математики, опираясь на шкалу  масс различных физических объектов  окружающего мира фронтально работая с классом,  задаёт вопросы:

  • что означают, например  числа  12;5;-3;-18;
  • что является основанием степени;
  • что является показателем степени;
  • определение степени с натуральным показателем;
  • определение степени с целым показателем.

Рис. 1.  Шкала масс различных тел.

На нескольких примерах в устной работе учитель более подробно  отрабатывает  определение степени с целым показателем.

Учитель физики: Вы сейчас видели, что нас окружает мир, состоящий из очень больших и очень малых тел, размеры которых не всегда можно измерить, и для оценки, например, масс небесных тел можно использовать их плотности.

        Ребята, давайте вспомним:

  • определение плотности вещества;
  • в каких единицах измеряется плотность;
  • как перевести из  кг/м3 в гр/см3;
  • что такое 1л? 1м3 => см3? 1 кг => гр?

Учащимся предлагается выполнить небольшие самостоятельные работы по двум вариантам.

Рис. 3. Задания для самостоятельной работы.

 

Рис. 3. Оценка средней плотности.

         Учитель математики  приступает к анализу исходных данных для решения задачи нахождения плотности планеты Земля, вспоминает следующий материал (устный фронтальный опрос):

  • правила округления чисел (радиус Земли,  массу Земли);
  • свойства степеней: примеры на интерактивной доске, учащиеся самостоятельно  выполняют примеры  с последующей проверкой  по заранее подготовленным ответам (шторка).

Рис. 4. Примеры  с последующей проверкой  по заранее подготовленным ответам (шторка).

 Расчёт плотности Земли производит ученик у доски, комментируя используемые  свойства степеней.  

Учитель информатики: Ребята, как вы думаете, можно ли представить массу очень большего или очень маленького тела?  И как поступить, если таких тел много?

Учащиеся: Да, массу можно рассчитать, если ввести формулу для расчета массы  в ячейку электронной таблицы, а затем, подставляя данные для физических тел, можно очень быстро посчитать массы очень маленьких  и очень больших физических тел.

Учитель информатики активизирует знания учащихся по теме «Электронные таблицы», задает вопросы:

  • Что такое электронная таблица?
  • Что является основным элементом электронной таблицы?
  • Какие данные можно внести в ячейку электронной таблицы?
  • Назовите основное свойство электронной таблицы.
  • С какого знака начинается запись формулы в электронной таблице?

Учитель информатики: Ребята, как будет записана формула для расчета массы физического тела

m = ρ*(4/3)*π*R3

в ячейке электронной таблицы? Для упрощения расчетов берем

ρ- средняя плотность тела - равной 7.

Учащиеся на доске записывают вид формулы в ячейке электронной таблицы:

=(7*4*3,14*R*R*R)/3

Учащиеся на компьютерах в электронной таблице EXCEL вычисляют массы небесных тел: Венеры, Марса, Меркурия, Луны, Земли, астероида Виктория. Заготовки для расчета в приложении 2:

Объект

Радиус в км

Масса

Венера

6050

Марс

3380

Меркурий

2440

Луна

1730

Астероид Виктория

90

Земля

6 371

Итог урока

Учитель  информатики: Мы живем в мире, который состоит из огромного количества объектов, различных по своим размерам, строению, назначению и т.д. Весь окружающий нас мир делится на три большие группы: мегамир, макромир, микромир. Давайте определим, какие физические тела к какому миру относятся?

На интерактивной доске схема, используется инструмент шторка. При правильном ответе учащихся при открытии шторки  получаем  совпадение цветов.

Рис. 4. Информационная картина мира.

 Вопросы учащимся для рефлексии:

  • Какие  математические  знания вам сегодня пригодились на уроке?
  • Понравился вам урок?
  • Что вас удивило?
  • Какую бы оценку вы себе поставили?
  • Что осталось неясного и непонятного после урока?
  • Что бы вы еще захотите узнать после сегодняшнего урока?

Демина Елена Максимовна – учитель математики

Стулина Галина Александровна – учитель информатики

ГБОУ СОШ № 777 ЮВАО города Москвы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на тему:"Информационная картина мира" 9 кл

проверочный тест по информатике на тему "Информационная картина мира"...

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Конспект интегрированного урока " Информационная картина мира".

Данный урок представляет собой  интегрированный урок математики,физики и информатики., на котором учащиеся имеют возможность воспринимать информационную картину мира наиболее полно , используя зн...

Комбинированная контрольная работа по информатике 7 класс УМК Семакин И.Г. Тема "Информационная картина мира"

Комбинированная контрольная  работа для контроля знаний и умений, учащихся по теме «Информационная картина мира»  содержит 18  заданий и имеет одной из целей постепенную подготовк...

Информационная картина мира.

В данной презентации подробно рассказывается о том, как человек воспринимает информацию, которая его окружает....

Контрольная работа по теме "Информационная картина мира" , 8 класс, УМК Н.В. Макарова

Контрольная работа проводится в 8 классе после изучения тем "Представление о модели объекта", "Основы классификации объектов"...

Интерактивный тест для 8 класса по теме " Информационная картина мира" (ОВЗ)

Интерактивный тест для 8 класса по теме " Информационная картина мира" (для детей с ОВЗ)...