Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.
методическая разработка по алгебре по теме

Павлова Галина Михайловна

Цели и задачи урока:

  • образовательная:

вывод основного тригонометрического тождества; обучение применению этих формул для вычисления значений синуса, косинуса числа по заданному значению одного из них.

  • развивающая:

учить анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия.

  • воспитательная:

воспитание добросовестного отношения к труду и положительного отношения к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kurs_2.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.

Цели и задачи урока:

  • образовательная:

вывод основного тригонометрического тождества; обучение применению этих формул для вычисления значений синуса, косинуса числа по заданному значению одного из них.

  • развивающая:

учить анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия.

  • воспитательная:

воспитание добросовестного отношения к труду и положительного отношения к знаниям.

Дидактическое обеспечение урока: учебники, тетради, плакаты по теме урока, таблицы, компьютер, экран, проектор.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организация начала урока (2-3 мин.).
  2. Опрос и повторение (10 мин.).
  3. Объяснение нового материала (10 мин.).
  4. Закрепление нового материала (15 мин.).
  5. Задание на дом (3-4 мин.).
  6. Итог урока (4 мин.).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учащегося

Дидактическое обеспечение

1.Организационный момент:

- приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала;

-проверка готовности учащихся на работу, доведение до них плана урока.

2. Повторение – опрос.

Двоим ученика дать карточки- задания.

С остальными проводится устная работа (фронтально).

- Какую окружность мы рассматриваем?

- Как можно получить точку

Р(х;у)?

- Дайте определение: синуса угла, косинуса угла, тангенса угла и котангенса угла.

- Дана точка с координатами

Рα(1\2;\2). Чему равно значение синуса угла и косинуса угла?

- Вычислите значения тангенса угла и котангенса угла, используя определения.

- На сколько четвертей делится окружность осями координат ох,оу?

- Какие знаки имеют синус, косинус и тангенс угла в этих чевертях?

- В какой четверти находится угол:

1) 900<α<1500;

2) 0<α<π\2;

3) 1800<α<2100;

4) 3π\2<α<2π?

- Какие знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса имеют эти углы, полученные поворотом точки Р(1;0)?

3. Объяснение нового материала.

 Из истории тригонометрии.

Современный вид тригонометрии придал крупнейший математик 18 столетия Леонард Эйлер – швейцарец по происхождению, долгие годы работавший в России и являвшийся членом Петербургской академии наук. Он ввёл известные определения тригонометрических функций, сформулировал и доказал формулы привидения, с которыми вам ещё предстоит познакомится, выделил классы чётных и нечётных функций.

 - Рассмотрим единичную окружность и некоторую точку М (х;у), полученной поворотом точки (1;0) на угол α. Тогда координаты точки М (х;у) связаны соотношением х2 + у2 = 1 (уравнением окружности с центром в начале координат и радиусом, равным единице). А по определению синус числа α – ордината, косинус числа α – абсцисса.

Следовательно , где α  R называется основным тригонометрическим тождеством.

- Для чего основное тригонометрическое тождество?

- Зная значение одной из функций синуса угла или косинуса угла, можно найти соответствующее значение другой из них.

- Получив две формулы, никто не забыл поставить знаки (+) и (–)?

- От чего зависит знак перед корнем?

4. Закрепление нового материала.

Разбираем решение задачи 1 и 2 из учебника вместе с классом. Затем № 589(1) – самостоятельно, одного ученика вызвав к доске.

№ 590(1) – для сильных учащихся.

5. Домашнее задание (с комментариями).

Параграф 28 (стр.184) разобрать ещё раз задачи 1 и 2, № 589(2), №590(2)- для сильных учащихся.

6. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Оценивание знаний учащихся.

Решают на доске.

- Единичную, т.е. окружность радиусом, равную единице.

- Поворотом точки Р(1;0) на угол альфа.

- Учащиеся отвечают.

- Учащиеся отвечают с места.

- Находят значения в тетрадях.

- На четыре.

- Учащиеся отвечают.

- Учащиеся отвечают.

- Учащиеся отвечают.

- Учащиеся слушают сообщение.

- Записывают в тетрадях тему урока и конспект с доски.

- Решают проблему.

Выражают из тождества синус угла и косинус угла.

- Проверяют формулы.

- В какой четверти расположен угол тригонометрической функции.

- Открывают учебник на стр.184. По одному ученику решают у доски с комментариями и пояснениями ученика и учителя.

- Записывают задание.

- Отвечают на вопрос.

Учебники, тетради.

Доска и мел.

Плакат с изображением единичной окружности.

Запись формул на доске.

Таблица знаков.

Доска с конспектом.

Учебник Алгебра и начала анализа 10 класс (Колягин Ю.М. и др.)

Конспект в тетрадях, учебник, записи на доске.

Приложение 1.

Диктант.

1. Дайте определение:

-синуса острого угла А прямоугольного треугольника;

-косинуса острого угла В прямоугольного треугольника;

-тангенса острого угла А прямоугольного треугольника;

-котангенса острого угла В прямоугольного треугольника;

-какие ограничения накладываем мы на синус и косинус при определении тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника.

2. Дайте определение :

-синуса угла α через координату (какую) точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол α ;

-косинуса угла α через координату (какую) точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол  α ;

-тангенса угла α ;

-котангенса угла α.

3. Записать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса для углов, полученных поворотом точки Р(1;0) на угол

4. Для всех этих углов указать четверти координатной плоскости.

Приложение 2.

формулы сокращенного умножения:

a2-b2=(a-b)(a+b),

(a-b)2=a2-2ab+b2,

(a+b)3=a3+3a2 b+3ab2+b3,

(a-b)3=a3-3a2 b+3ab2-b3,

а3-b3=(a-b)(a2+ab+b2),

a3+b3=(a+b)(a2-ab+b2).

Приложение 3.

Кроссворд по теме: «Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного итого же угла».

Анатоль Франс сказал как-то: “Учиться надо весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.

 

1. Раздел математики, изучающий свойства синуса, косинуса, тангенса…

2. Абсцисса точки на единичной окружности.

3. Отношение косинуса к синусу.

4. Синус – это…..точки на единичной окружности.

5. Равенство не требующее доказательства и верное при любых значениях входящих в него букв. Называется……

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 8 классе по теме: «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника»

В работе «Урок математики в 8 классе по теме: «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника» представлены развёрнутый конспект урока с использованием ИКТ, мультимедийная презентац...

«Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла».

«Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла». Презентация по математике для 10 класса....

«Соотношения между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла»

«Соотношения между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла»...

«Соотношения между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла»

«Соотношения между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла»...

Самостоятельная работа 10 кл по теме "Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла"

Самостоятельная работа по теме "Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла"...

Методическая разработка открытого урока "Зависимость между синусом и косинусом одного и того же угла"

Урок по разделу "Тригонометрия " , проводимый со студентами 1 курса "Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре"...

Урок геометрии в 8 классе «Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике»

Цель урока: ввести понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла     прямоугольного треугольника   и ознакомить с  правилом нахождения катета и гипотенузы, закреп...