УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ АНАЛИЗЕ ЦЕПОЧКИ ТЕКCТОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Лясовская Анна Григорьевна

Учащийся должен приобрести как можно
больше опыта самостоятельной работы.
Но если он оставлен наедине с задачей
без всякой помощи или эта помощь
недостаточна,
- это может не принести ему никакой пользы.

Американский педагог – математик Д. Пойа

Решение текстовых задач является важнейшим средством формирования у учащихся основных видов познавательной деятельности и стимулирует их творческую активность. Кроме того это один из основных видов учебной деятельности на уроках математики в 5-6 классах.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ АНАЛИЗЕ ЦЕПОЧКИ ТЕК C ТОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ. Очнева Н.А. и Лясовская А.Г. Россия, г. Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Учащийся должен приобрести как можно больше опыта самостоятельной работы. Но если он оставлен наедине с задачей без всякой помощи или эта помощь недостаточна , - это может не принести ему никакой пользы. Американский педагог – математик Д. Пойа

Слайд 3

Решение текстовых задач является важнейшим средством формирования у учащихся основных видов познавательной деятельности и стимулирует их творческую активность. Кроме того это один из основных видов учебной деятельности на уроках математики в 5-6 классах. Решая текстовые задачи, ребята учатся анализировать жизненную ситуацию, рассуждать , находить стратегию решения, критически оценивать полученный результат. Известно , что уже более ста лет психологи исследуют процесс решения задач человеком. Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн характеризовал решение задач как процесс их переформулирования , в котором непрерывно производится анализ условий и требований задачи через синтетический акт их соотнесения.

Слайд 4

При внедрении проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» одной из основных целей в ходе решения текстовых задач представляется формирование таких универсальных учебных действий :

Слайд 6

У учеников 5 классов решение текстовых задач вызывает серьёзные затруднения учащимся сложно : выделять из условия задачи величины, связанные между собой какими-либо зависимостями, дать математическое истолкование словесному описанию этой зависимости или же вообще найти её в тексте задачи

Слайд 7

Для решения этой проблемы учителю необходимо обращать внимание на этапы работы с текстом задачи:

Слайд 9

Для ученика эти этапы целесообразно оформить в виде памятки по решению задач

Слайд 11

В учебниках математики 5-7 классов важная тема для развития учащихся – текстовые задачи не структурирована вовсе. Содержание задач представлено в основном в словесном виде, не используются модельные переходы при предъявлении содержания задач, почти нет заданий на сравнение содержания и структуры задач, заданий, побуждающих учащихся устанавливать причинно – следственные зависимости между изменением структуры задачи Смирнова А.А.

Слайд 12

Целесообразно иметь в запасе цепочки упражнений и текстовых задач для помощи ученикам в определении зависимостей, в которых постепенно наращивается смысловая и математическая нагрузка , а так же использовать метод варьирования текстовых задач , который основан на конструировании содержания. Задачи в этих цепочках, возможно, не требуется полностью решать, но они потребуются для решения конкретной задачи.

Слайд 13

Участвуя в эксперименте «Системно-вариативная модель обучения математике в девятилетней школе при переходе к новым федеральным государственным образовательным стандартам » , который проводится в Московском районе Санкт-Петербурга (2012 – 2013 учебный год, научный руководитель к.п.н . Смирнова А.А.) и, работая в пятых классах разного уровня математической подготовки, мы используем метод варьирования при работе над текстовыми задачами , так как при составлении задач необходимо проводить рассуждения, которые не выполняются при решении готовой задачи.

Слайд 14

При замене одних данных другими решаются важные методические задачи: ученики лучше усваивают структуру задач, взаимосвязь данных, данных и искомых, хорошо отрабатывают схему составления линейного уравнения по условию задачи, а так же усваивают понятие корня уравнения. Канин Е.С.

Слайд 15

РАБОТА В КЛАССАХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПОДГОТОВКИ: метод варьирования следует дифференцировать: в слабых классах : установить причинно – следственные связи в базовой задаче, сообща изменить структуру отношений в ней ( изменение числовых значений данных величин или математическую зависимость между величинами), составить и решить новую. в сильных классах: помимо этого нужно добавлять измененные функциональные зависимости, использовать метод обратных задач (при составлении и решении обратной задачи некоторые числовые значения из условия исходной задачи считаем неизвестными, а в условие вводим ответ). Для успешной работы в этом виде деятельности ученику необходимо научиться устанавливать причинно – следственные связи как в исходной, так и в новой задаче.

Слайд 19

На следующем уроке разбирается домашнее задание и предлагается исследовательское задание: по уравнению 4х + 2(х-5) + 3(х+1) = 51,5 составить задачу, опираясь на условие домашней задачи. В классе со слабой подготовкой достаточно остановиться на третьей задаче. В сильных классах полезно пройти все пять этапов и попросить дома самостоятельно составить и решить базовую задачу и задачу обратной структуры.

Слайд 20

Путем добавления на уроках математики подобных форм организации работы над текстовой задачей ученикам предоставляется возможность, опираясь на свой жизненный опыт, составлять задачи и вести исследовательскую деятельность. Тем самым создаются предпосылки для стимулирования творческой активности учащихся и закладывается основа для их дальнейшей научно-исследовательской деятельности .

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на определение уровня способности устанавливать причинно-следственных связей для обучающихся 8-9 классов.

Предлагаемый материал является   средством определения уровня способности ученика устанавливать причинно-следственные связи (на  математическом материале)....

Причинно-следственные связи в школьном курсе географии.

Работа написана для районной научно-методической конференции учителей географии. Стендовый доклад на городской НМК педагогов  г. Саратова "Инновации и традиции в современном образовании".  В...

Причинно-следственные связи на уроках географии.

В статье приводятся примеры применения заданий на уроках географии, формирующих умение проводить причинно-следственные связи, логичекски рассуждать, делать географический прогноз....

Выявление причинно-следственных связей между ключевыми историческими процессами при подготовке к ВПР в 7 классе

Выявление причинно-следственных связей между ключевыми историческими процессами при подготовке к ВПР в 7 классе...

Развитие умений устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы на уроках обществознания и истории

В настоящее время школа ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовог...

Выявление причинно-следственных связей на уроках истории

Задача 1. Текст из учебника всеобщей истории 5 класса. Природно-климатические условия в Древней Греции. Греция — гористая страна, в ней мало плодородной земли. Горы делят Грецию на изолиров...

Формирование умений по выявлению причинно- следственных связей при подготовке к ВПР и ГИА по истории

Умение выявлять и устанавливать причинно-следственные связи на уроках истории в 5-11 классах  является важнейшим  умением при формировании читательской грамотности, которая является актуальн...