Урок- путешествие по теме "действия с обыкновенными дробями" математика 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Калинина Елена Петровна

Конспект обобщающего  урока по теме "Действия с обыкновенными дробями" 5 класс в форме урока- путешествия по планетам солнечной системы. Урок разработан по учебнику Г.В. Муравина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspnkt_uroka.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

План конспекта урока

 Педагог (ФИО): Калинина Елена Петровна

Предмет: Математика     

Класс:   5

Тема урока:  Действия с обыкновенными дробями

Цель: обобщить и систематизировать материал по теме « Действия с обыкновенными дробями»

Задачи:

1.Образовательные:

- приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;

-формирование вычислительных навыков;

-формирование навыков решения задач на нахождение дроби от числа.

2. Развивающие:

  • формирование умения осуществлять самоконтроль;
  • формирование умения рационально планировать работу;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

3. Воспитательные:

  • воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности;
  • положительного отношения к учёбе;
  • расширение общего кругозора.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на занятии.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

-способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

2.Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

осознание практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели  урока;

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

 создать условия для мотивации  учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений формулирования темы и  цели урока;

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

 Уметь раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях, объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Формировать  умение раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях, объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

4.Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

перенос приобретенных знаний и их применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Формировать у учащихся  умение применять алгоритм выполнения действий с обыкновенными дробями в измененных условиях.

5. Самостоятельная работа.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

      осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов.

  6. Итог урока.

обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Цель, которую должны достичь учащиеся:  осознание своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую должен достичь учитель:

-создать условия для позитивного подведения итогов;

- формировать у детей способности к адекватной самооценке своей деятельности

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

  осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий

  1.  Организационный момент.

- Сегодня я хочу провести у вас необычный урок. Наш урок называется….. А вот как он называется, вы мне сейчас скажете сами, если постараетесь разгадать ребус. Ребус это – зашифрованное с помощью букв и рисунков слово. Запятые справа означают, что мы убираем последние буквы в написании слова справа (слайд 1) (дети угадывают название урока).

2.Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;

- Какие дроби мы изучили? (обыкновенные)

- Сформулируем тему урока. (слайд 2)

- Что мы знаем о дробях? ( ответы детей)

 - Давайте сформулируем цель урока.

- Для чего мы изучаем дроби? Где в жизни мы найдем применение нашим знаниям?

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

 1\3; 8\7;  1  3\8;  ( запись на доске)

- Прочтите первую дробь. Как называется число, стоящее над дробной чертой? Под дробной чертой? (Дети отвечают).

- А знаете ли вы, что названия “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление греческий учёный-математик Максим Плануд.  Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение. И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.

- На какие группы вы разделили бы данные числа? ( правильные дроби, неправильные дроби, смешанные числа)

- Добавьте в каждую группу еще по три числа.

- Наш урок будет необычен еще и  тем, что мы с вами отправимся в очень современное  путешествие, оно будет виртуальным, но не менее интересным. Я предлагаю вам отправиться в космос.  (слайд 3)  

- Наше путешествие будет проходить через четыре  планеты-станции нашей солнечной системы. А какие планеты вы знаете? (слайд 4)

- На каждой планете вас ожидает масса интересных заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать вот такой жетон. Еще у вас на партах конверт с раздаточным материалом. В него мы будем заглядывать только по моей команде, ничего заранее доставать не нужно. Еще у вас на партах лежат индикаторы вашего настроения – тучка, если ваше настроение сегодня не очень хорошее и солнышко, если ваше настроение прекрасное. С каким настроением вы пришли на урок? (дети поднимают индикаторы)

- Мы с вами живем на планете Земля. ( слайд 5) Земля – это третья планета от Солнца.  А что вы знаете о нашей планете?   (ответы детей)

- А вот чтобы узнать новое о нашей планете, нам необходимо выполнить задания. Мы решим практические, жизненные задачи: (слайд 6)

1. Перед вами лежит доска длиной 240 см, вам нужно отрезать 3/8 от этой доски . Сколько это см? (90 см)

2. Девочка решила сшить себе юбку. В куске ткани 360 см, на юбку надо отрезать 4/9 от всей ткани. Сколько см надо отрезать?

- В третьей задаче нам известны только числа 100 и 3/5. Попробуйте составить реальную задачу с этими числами.

( слайд 7)

- На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето.

( слайды 8,9)

-Фламинго из песка строят гнезда в виде усеченного конуса и в верхнем основании делают углубление, в которое откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода. Если засушливым, то более низкими.

-Мы подлетаем к планете Марс.  ( слайд 10) Марс – это четвертая планета Солнечной системы. Она немного меньше Земли. Хотя, что это я разговорилась, пора выполнить задания. На Марсе нас ждет еще одно  испытание.

- Какие действия со смешанными числами умеем выполнять? (слайд  11)

-Выразить в неправильную дробь:

3  2\7,  4   5\12,  10  3\17.

- выразить неправильную дробь в виде смешанного числа: ( слайд 12)

14\3,   247\10,  28\13.

-Молодцы. И я продолжу рассказ о Марсе. ( слайды  13) На Марсе очень холодно: дневная температура поднимается до +25°, к вечеру резко понижается до –90°. Следствием резких температурных контрастов являются сильнейшие ветры и пылевые бури. ( слайд 14)

Мы продолжаем наш полет. А чтобы попасть на следующую планету нам необходимы 2 разведчика. Как только они выполнят задания на компьютере, получат конверт с названием планеты.( 2 ученика работают за компьютерами, выполняя интерактивный тест)

4.      Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

Работа с учебником № 579 стр. 182

- А мы решим задачу.

Ракета, имеющая скорость 8км/с, становится искусственным спутником Земли. При увеличении ее скорости в 2 раза она навсегда покидает Солнечную систему. Найти скорость при которой ракета покидает Солнечную систему.

- Пока мы решали  задачу, наши разведчики выполнили задания и готовы нам сообщить на какую планету мы приземляемся.

 - Это планета Юпитер. Юпитер — планета–гигант, которая массивнее в два раза, чем все остальные планеты, вместе взятые.  А самые интересные факты о Юпитере вы узнаете, когда выполните задания.

- У меня на столе лежат карточки с заданиями. По очереди выходим к доске и с объяснением решаем задание.

   5- 2              5 + 12        1        

- По объему Юпитер больше Земли в 1200 раз, быстро вращается вокруг своей оси (10 час), полный оборот вокруг Солнца совершает за 12 земных лет, имеет большое количество спутников.

- Пора нам немного отдохнуть. Мы приземляемся с вами на несуществующую планету, на которой живут Барбарики.

ФИЗМИНУТКА.

- Барбарики смешные и очень добрые существа, но со знанием дробей у них проблемы. Поможем им?

Задание. Найди ошибку ( дроби напечатаны на листах)

Все дроби несократимые.

     

-Верно ли расставлены знаки?

5/8     1   4/9

- Мы прилетели на самую эффектную планету Солнечной системы - Сатурн, благодаря своему знаменитому кольцу.

5. Самостоятельная работа. (5 минут)

- И здесь нас ждет самостоятельная работа. Откройте конверты, которые лежат на партах. В них лежат 2 карточки разного цвета. Если вы выбираете карточку красного цвета, то все задания выполняете только сами, если выбираете карточку  зеленого цвета, то вы можете попросить 1 раз помощь учителя.

-Мы славно потрудились. Хотите узнать про планету Сатурн?  Сатурн относится к планетам-гигантам, хотя и уступает по размерам Юпитеру. Масса Сатурна в 95 раз больше массы Земли. Это холодная планета: температура держится на уровне -145°С. Яркие кольца Сатурна распадаются на множества узких и тонких колечек и состоят из водяного льда и покрытых льдом камней. Толщина всех колец около двух километров. Имеет несколько спутников: Титан, Атлас, Пандора, Феба.

6. Итог урока.

- Возвращаемся на землю. Ведь прекраснее нашей планеты нет в солнечной системе.

- Какой дробью можно выразить количество посещенных планет от общего их количества? (4/8)

- Что можем сказать об этой дроби?

- Какой дробью выразим количество не посещенных планет? (4/8)

- Найдем сумму этих дробей.

- Подведем итог нашего виртуального путешествия. Что закрепили? Что узнали нового?

- Посчитаем жетоны. Кто набрал 5 жетонов и более получает за урок «5», у кого 4 жетона, тот получает «4».

7. Рефлексия.

- Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил, что человек – это дробь, числитель которой – то, что думают о нем другие, а знаменатель – что думает о себе он сам. Как вы считаете, какой дробью, правильной или неправильной лучше быть?

8.Домашнее задание.

- Придумать 2-3 реальные жизненные задачи с дробями и смешанными числами.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

фиксировать затруднения в пробном действии, сформулировать тему и цель урока.

Цель, которая должна быть достигнута учителем:

создать условия для фиксирования учащимися затруднений в пробном действии, формулирования задач урока.

3Открытие  нового знания.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

 обсудить проект решения учебной задачи,  составить алгоритм выполнения исследовательской работы, вывести формулу, узнать историю числа « пи».

Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить совместно с детьми проект решения проблемы, способствовать составлению алгоритма и выведению формул, создать условия для развития познавательного интереса.

4.Первичное закрепление на стандартных  примерах

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Применять  формулы для нахождения длины окружности ( с решением у доски)

Цель, которую хочет достичь учитель:

Ориентировать учащихся на правильный выбор формул.

5. Тест первичного закрепления

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Самостоятельно применять  формулы для нахождения длины окружности.

Цель, которую хочет достичь учитель:

Определить уровень усвоения новых знаний учащимися.

6.Рефлексия.

Цель, которую должны достичь учащиеся:  осознание своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую должен достичь учитель:

-создать условия для позитивного подведения итогов;

- формировать у детей способности к адекватной самооценке своей деятельности

-

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятники).

Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ ...

Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс

Разработка урока и презентация к нему....

Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе "Страны промышленной цивилизации в конце 19- начале 20 века"

Урок содержит задания в виде маршрутных листов. Учащиеся выполняют задания, двигаясь по маршруту....

Урок-путешествие в "Страну английского языка" (2 класс)

Конспект урока во 2 классе, представлен в виде урока-путешествия. Представлены интересные задания, цель которых проверить знания учащихся, а также поддержать интерес ребят к изучению английского языка...

Урок-путешествие в страну дроби. Обыкновенные дроби.

Урок - игра "Путешествие в страну дроби" . Игровая технология позволяет достичь единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой деятельности ученик проявляет свою индивидуальнос...

презентация к уроку "Путешествия и географические открытия" в 6 классе

Презентация раскрывает роль Христофора Колумба в открытии Америки. Содержит краткую биографию великого первооткрывателя. Снабжена фото....

Конспект урока "Путешествие по всем действиям обыкновенных дробей". 5 класс.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок - путешествие. Раздел: обыкновенные дроби. УМК: Г.В.Дорофеев....