Из опыта работы преподавателя математики Головиной И.А.
презентация к уроку по алгебре по теме

Из опыта работы с 2005 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc43 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

преподавателя

математики

Головиной И.А.

г. Семикаракорск

Работая в профессиональном училище, я не раз наблюдала, что учащиеся приходят в отчаяние на пути обучения математике, а поэтому не учат, не помнят пройденного, не умеют решать задачи и т. д. Я считаю, что все трудности, связанные с усвоением математики, происходят от того, что многие учащиеся не умеют рационально учиться, разумно организовать свою работу. Чтобы это преодолеть надо научить учиться математике. В связи с этим я заинтересовалась теоретической основой технологии преподавания математики. Прочитав работу В. П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии», я пришла к выводу, что основой  научного компонента организации  обучения математики является психология усвоения. За время аттестационного периода я пыталась разобраться,  каким образом можно реализовать в практике обучения математике  теорию усвоения, которая связана, прежде всего, с именем П. Я. Гальперина. И  здесь я действительно нашла подтверждение тому, что от преподавателя зависит многое, но это «многое» связано с организацией собственной работы учащихся. В настоящее время  на своих уроках я стремлюсь свести свои объяснения  и разъяснения к минимуму, посвятив все остальное время управлению  собственной самостоятельной работой каждого ученика  с новым материалом. Я уверена, чем меньше на уроке говорю я (учитель), тем лучше я смогу направлять и контролировать каждого ученика, тем эффективнее будет обучение.

За время моей работы, я убедилась в том, что ребята боятся выходить к доске, боятся отвечать, хотя робкими их не назовешь.  На моих уроках выходят к доске не получать оценку за ответ, а научиться записывать решение с помощью класса и преподавателя. Поэтому в целях повышения ответственности за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями я использую зачетную систему выставления оценок. Оценки выставляю за письменные работы, которые провожу через  два-три урока, некоторые работы провожу повторно. Зачетная система выставления  оценок обеспечивает  также дифференцированный подход к учащимся, так как они могут решать задания на «три» или на «пять» по своему усмотрению, могут переписать  письменную работу в другое время. Задания зачетных работ в некоторых случаях отличаются по объему упражнений, а в большинстве по степени сложности.

При изучении математики 10 – 11 класса  считаю очень важным провести повторение ранее изученного материала, выделив из всего пройденного наиболее важные темы.

Каждый из уроков повторения начинаю с математического диктанта, который проходит в два варианта. Сразу провожу проверку результатов диктанта, предложив учащимся проверить и оценить работу  соседа по парте (правильные ответы показываю с обратной стороны доски).  Учащиеся видят, в каком примере ошибка и свои оценки. Если все решено верно, учащемуся ставится «пять», если одна ошибка, то «четыре», другие оценки не выставляются. Учащиеся, не получившие оценок, продолжают работать над темой с помощью преподавателя и учащихся, получивших «четыре» и «пять». В конце урока провожу небольшую самостоятельную работу. Те учащиеся, которые успевают выполнить работу до конца занятий  и их решение совершенно правильно, получают оценку «четыре». Остальные учащиеся доделывают эту же работу дома. Если на следующий урок работа выполнена качественно, учащийся получает оценку «три». В противном случае учащийся сдает этот материал дополнительно.

Повторение провожу и в связи с введением нового материала. При этом, считаю очень  полезны  для  повторения  и преодоления забывания  старого  ма-

териала – настенные таблицы, которые присутствуют в моем кабинете  по всем важным  разделам  курса математики.  

На уроках решения задач я применяю методы коллективной работы: работа в парах  или работа в малой группе по методике Ривина. Деление на пары  провожу в основном на пары  учащихся  с одинаковыми функциями, иногда на пары с разными функциями.

 Пару с одинаковыми функциями образуют учащиеся, уровень знаний которых примерно одинаков. Такая пара решает задание усилиями обоих учащихся. Как только какая-либо пара подготовится, я  опрашиваю ее, проверяя наличие решения всех задач в тетрадях обоих учащихся. Каждый учащийся рассказывает о решении хотя бы одной из задач. Хорошо ответившие учащиеся становятся ассистентами преподавателя и опрашивают других. Заранее объявляю, что те пары, которые решат все  задачи, получают «пять», кто не решит одной задачи, - «четыре», а кто не решит двух задач  - «три», что облегчает проверку результатов. Дозировать задания стараюсь так, чтобы самые сильные пары  успели  закончить работу за 15 – 20 минут до конца урока.

Пару с разными функциями образуют учащиеся с разным уровнем знаний. Задача такой пары  состоит в том, что «сильный»  обучает  «слабого». К концу урока у такой пары должно быть решено одинаковое количество задач и записано в тетрадях обоих учащихся. Преподаватель при этом обходит класс, помогая самым слабым.

Работая в малой группе по методике Ривина, каждый учащийся получает  текст (решение задачи) и прорабатывает его по частям в парах сменного состава по четыре человека. Когда текст  проработан, ученик сообщает  изученный материал, всем членам своей группы, которые его оценивают. Так у каждого ученика появляются по три оценки. Затем группа выбирает представителя, который выступает перед всем классом с докладом по данному тексту.

В преподавании математики считаю очень важно добиться от учащихся

сознательного и  обоснованного решения задач, побуждать их опираться в решении на изучаемые  определения, теоремы, законы, чтобы приобретенные ими знания неразрывно связывались с практическими навыками.  Пытаюсь добиться того, чтобы учащиеся обосновывали решаемые задачи, но многие не вникают в суть обоснований и решают задачи механически, несознательно, только по аналогии с предшествующими. Я выделила причины механического выполнения задач, которые учитываю при подборе заданий. Например, если предлагать учащимся только  показательные возрастающие функции, то на очередной убывающей функции учащиеся сделают ошибку, которую всем классом мы обязательно проанализируем. После нескольких ошибок и анализа  учащиеся уже  вопросительно смотрят друг на друга, на меня, не решаясь сразу назвать ответ, т.е. задумываются над условиями монотонности функции и делают вывод, применив правило.  Создание необходимости выбора операции, приводит к активизации   мыслительной деятельности  учащихся. Уроки геометрии часто провожу частично-поисковым методом. При этом большое значение придаю изучению начальных сведений по стереометрии, а когда первоначальные сведения пройдены, на следующем уроке вспоминаем те теоремы, которые нужны при доказательстве новой теоремы. Сама или с помощью учащихся делаю чертеж и начинаю доказательство, а потом предлагаю учащимся продолжить его, направляя мысли учащихся. Услышав ответ одного,  спрашиваю того, кто точнее выразит мысль, затем сама или с помощью класса  стараюсь отшлифовать формулировку теоремы или формулу. Не все учащиеся способны самостоятельно мыслить, но на таких уроках создается атмосфера творческого поиска. Кроме того, по-моему, когда доказательство ведет ученик, его логика  мышления  ближе и понятнее для группы, чем  рассказ учителя.

 Поддерживая идеи гуманизации и гуманитаризации  образования, акцент делаю на общее развитие учащихся, т.е. развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции, а также усиление взаимосвязи  математического образования  с гуманитарным и профессиональным, предлагаю учащимся игровые задания. Новизна упражнений заключается в использовании нематематической информации, в разнообразных формах подачи условия: таблицы, схемы, программы,  блок-схемы, магические квадраты, лабиринты, удивительные квадраты. Провожу уроки в виде игры по темам: «Повторение ранее изученного материала» на  I  и   II   курсе,  «Показательная и логарифмическая функция»,  «Элементы тригонометрии».

Для закрепления навыков по каким-либо темам провожу уроки-консультации, которые представляют собой своеобразную  самостоятельную работу учащихся. Для таких уроков я  подготовила индивидуальные карточки-инструкции для каждого ученика. В карточке содержится четыре или пять заданий с планом решения, в котором содержится порядок выполнения задания, напоминаются формулы и правила, которые нужно применить при решении задания.

Одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся считаю использование мной тестов, что соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика.  Тестовый контроль дает мне возможность проверить значительный объем изученного материала  и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся. На результат проверки не влияют умения учащихся создавать письменный текст, от них требуется не более чем дать правильный ответ или выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Тестовый контроль знаний учащихся  я применяю в своей работе в течении девяти лет. За это время  мной  составлены тесты по всем темам курса математики 10 - 11 класса, а за последние годы я составила тестовые работы по заданиям Единого Государственного Экзамена  по следующим темам: «Повторение ранее изученного», «Показательная  функция», «Логарифмическая  функция», «Тригонометрические уравнения», «Производная и первообразная».  Наряду  с тестовым контролем провожу контрольные работы в традиционной форме.

Предпосылки для стимулирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся, для сознательного усвоения ими содержания курса математики  вижу в  преподавании предмета с учетом профессиональной направленности. Для реализации принципа профессиональной направленности я использую специально разработанный мной дидактический материал: раздаточный материал – карточки и сборники задач по профессиям: «Тракторист-машинист с/х  производства», «Хозяйка усадьбы», «Лаборант химико-бактериологического анализа», «Мастер отделочных строительных  работ». Дидактический материал с профессиональной направленностью  позволяет мне обеспечить  соответствующий объем, степень сложности и  темп работы каждого ученика.  Я считаю что, усиление практической направленности  преподавания математики  ведет к  тому,  что  знания предмета становятся базой для  овладения  специальных знаний.

Все трудности учащихся, связанные с усвоением математики, происходят от того, что многие учащиеся не умеют  рационально учиться, разумно организовать свою работу и поэтому математика всегда  остается для учеников  трудной работой.  На своих уроках  я  стараюсь организовать работу учащихся так, чтобы  убедить их  в необходимости работать систематически, показать,  как  учить определения, формулы, теоремы, решать задачи. По моему, ученик должен видеть результат своего труда и пережить радость от того, что трудности преодолены. Положительный результат проведения своих уроков я вижу в том, что, приходя в училище с качеством знаний 2,5 – 3%  по предмету,  учащиеся второго курса  имеют качество знаний в среднем  12 – 13%, а   в  более успешных группах  до 23%.                                              

 

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы преподавателя физики "ПЛ-45" Блохиной Н. В.

В работе поднимается и анализируется автором актуальная при изучении физики в учебных заведениях начального профессионального образования проблема - профилирование предмета. Профилирование предмета ре...

Из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ Забудько И. В.

«Пути  повышения  эффективности  системы  обучения  оказания  первой помощи, по разделу « Основы медицинских знаний"....

Обобщение опыта работы преподавателя общественных дисциплин ГБОУ СПОУ "ТАТ" Сафроновой С.В. на тему :"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

В работе я делюсь опытом применения на уроках и истории и обществознания современных технологий, таких как: технология проблемного обучения, групповая технология и коллективное творческое дело, технол...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательско-краеведческой деятельности по авторской образовательной программе «Традиции земли Нерехтской» (из опыта работы преподавателя)

Работа включает в себя следующие разделы:Исследовательско-краеведческая деятельность как способ формирования общих и профессиональных компетенций.Практика организации исследовательско-краеведческой де...

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» методические рекомендации для преподавателей из опыта работы преподавателя математики БУ «Лангепасский профессиональной колледж» Т.В. Политовой

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене...

Из опыта работы преподавателя ДШИ г. Вышнего Волочка Касаевой В.К.

Работа обобщает опыт педагога, преобретённый в процессе занятий с учащимися фортепиано ДШИ...

Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"

Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....