Итоги эксперимента (2008-2013 гг.) «Развитие интеллектуальных возможностей обучающихся средствами учебных текстов, учебных пособий по математике для обучающихся 5-9 классов серии МПИ» (Математика)
опыты и эксперименты (алгебра, 5 класс) по теме

Тема эксперимента: «Интеллектуальное воспитание учащихся на уроках математики средствами учебных текстов серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект.)».

Цель МПИ-проекта: средствами содержания математического образования, а именно средствами специально сконструированных учебных текстов осуществлять интеллектуальное воспитание учащихся основной школы на основе обогащения их ментального (умственного) опыта.
Задачи:

  1. Учитывать своеобразие интеллектуальных возможностей учащихся с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка.
  2. Оказывать каждому учащемуся индивидуальную помощь с целью развития его индивидуальных ресурсов.
  3. Овладение учащимися специфической системой освоения знаний, источником общих методов познания и решения проблем, особым средством решения практических задач.

Этапы: Эксперимент рассчитан на 5 лет.

Статус экспериментальной площадки: Опытно-экспериментальная площадка ТОИПК  ПРО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». Договор № 1 от 25.06.2008год.

Научный руководитель: Гельфман Э.Г., доктор пед.наук, профессор ТГПУ; Холодная М.А., доктор псих.наук, профессор Института психологии РАН

Школьный руководитель: Самандас Е.А. замдиректора по МР

Работающий учитель: Буянова Л.Ю., учитель математики высшей категории (пройдены курсы «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения математики в рамках проекта МПИ» ТОИПК и ПРО, 2007год).

Замысел эксперимента: Работая с текстами МПИ, учитель получает возможность выявлять и учитывать индивидуальный познавательный стиль учащихся и обогащать его интеллектуальный опыт. При работе с текстом учащийся получает возможность выбора наиболее подходящих для него вариантов обучения: возможность выбора наиболее удобной формы предъявления материала и линии обучений; возможность продвижения по учебному тексту в удобном темпе; возможность выбора посильного уровня сложности  заданий; возможность выбора формы контроля и самоконтроля; возможность самостоятельно выходить из учебной деятельности в режим игры; возможность получения эмоциональной поддержки за счет специально выстроенных сюжетов, диалогов и т.п.. В качестве критериев эффективности образовательного процесса рассматриваются не только показатели сформированности  ЗУН, но и показатели сформированности определенных интеллектуальных качеств: компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума.

Уникальность эксперимента:

·        Использование учебных текстов серии МПИ, которая дидактически поддерживается рабочими тетрадями и сопровождается компьютерными программами, значительно расширяет образовательное пространство математики как учебного предмета, дает возможность учителю гибко планировать учебный процесс, принимая во внимание разные индивидуальные познавательные стили учащихся.

·        Тексты пособий, отражая структуру научного математического знания, по форме, содержанию и особенностям своей организации, являются «проекции» основных линий индивидуального развития личности.

Ожидаемые результаты: Сформированность высоких показателей ЗУН и интеллектуальных качеств. Обогащение  интеллектуальных возможностей учащегося содействует его развитию как личности, влияя на формирование его отношения к самому себе, к другим людям, к своей будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mpi.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Итоги эксперимента (2008-2013 гг.)

«Развитие интеллектуальных возможностей обучающихся средствами учебных текстов, учебных пособий по математике для обучающихся 5-9 классов серии МПИ»

(Математика)

Учитель Буянова Л.Ю.

Зелёное 2013

Тема эксперимента: «Интеллектуальное воспитание учащихся на уроках математики средствами учебных текстов серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект.)».

Цель МПИ-проекта: средствами содержания математического образования, а именно средствами специально сконструированных учебных текстов осуществлять интеллектуальное воспитание учащихся основной школы на основе обогащения их ментального (умственного) опыта.
Задачи:

  1. Учитывать своеобразие интеллектуальных возможностей учащихся с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка.
  2. Оказывать каждому учащемуся индивидуальную помощь с целью развития его индивидуальных ресурсов.
  3. Овладение учащимися специфической системой освоения знаний, источником общих методов познания и решения проблем, особым средством решения практических задач.

Этапы: Эксперимент рассчитан на 5 лет.

Статус экспериментальной площадки: Опытно-экспериментальная площадка ТОИПК  ПРО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». Договор № 1 от 25.06.2008год.

Научный руководитель: Гельфман Э.Г., доктор пед.наук, профессор ТГПУ; Холодная М.А., доктор псих.наук, профессор Института психологии РАН

Школьный руководитель: Самандас Е.А. замдиректора по МР

Работающий учитель: Буянова Л.Ю., учитель математики высшей категории (пройдены курсы «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения математики в рамках проекта МПИ» ТОИПК и ПРО, 2007год).

Замысел эксперимента: Работая с текстами МПИ, учитель получает возможность выявлять и учитывать индивидуальный познавательный стиль учащихся и обогащать его интеллектуальный опыт. При работе с текстом учащийся получает возможность выбора наиболее подходящих для него вариантов обучения: возможность выбора наиболее удобной формы предъявления материала и линии обучений; возможность продвижения по учебному тексту в удобном темпе; возможность выбора посильного уровня сложности  заданий; возможность выбора формы контроля и самоконтроля; возможность самостоятельно выходить из учебной деятельности в режим игры; возможность получения эмоциональной поддержки за счет специально выстроенных сюжетов, диалогов и т.п.. В качестве критериев эффективности образовательного процесса рассматриваются не только показатели сформированности  ЗУН, но и показатели сформированности определенных интеллектуальных качеств: компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума.

Уникальность эксперимента:

  • Использование учебных текстов серии МПИ, которая дидактически поддерживается рабочими тетрадями и сопровождается компьютерными программами, значительно расширяет образовательное пространство математики как учебного предмета, дает возможность учителю гибко планировать учебный процесс, принимая во внимание разные индивидуальные познавательные стили учащихся.
  • Тексты пособий, отражая структуру научного математического знания, по форме, содержанию и особенностям своей организации, являются «проекции» основных линий индивидуального развития личности.

Ожидаемые результаты: Сформированность высоких показателей ЗУН и интеллектуальных качеств. Обогащение  интеллектуальных возможностей учащегося содействует его развитию как личности, влияя на формирование его отношения к самому себе, к другим людям, к своей будущей профессии.

  1. Апробируемые учебники.

Среди проблем современного школьного образования особо острый интерес вызывает проблема школьного учебника, который является одним из ключевых элементов образовательного процесса. В последние годы эта проблема оказалась в центре внимания многих специалистов в области педагогики, психологии, методики разных предметных дисциплин. Они сошлись в одном мнении: в традиционных учебниках главное внимание уделяется его научности, а средства, которыми вызывается интерес и увлекательность изложения, язык и стиль учебника, его доступность присутствуют мельком, как нечто второстепенное.
      Учитывая современные требования к школьному учебному процессу: сформировать, наряду с ЗУН, такие базовые интеллектуальные качества личности, как компетентность, инициатива, критичность, способность к самоконтролю, готовность применять свои знания в реальных ситуациях;  возникает необходимость создания новых современных учебников, задачей которых должна быть стимуляция интереса учащихся к учебному предмету и учет их возрастных психологических особенностей. Это требует принципиально нового подхода к конструированию структуры учебника с учетом психологических закономерностей формирования мышления, то есть, учебник должен выступать в роли интеллектуального самоучителя для учащихся.
     Решение этой проблемы положено в основу учебно-методического комплекта для 5-6классов по программе МПИ – проекта (Изд.: Просвещение, 2005год.):

  • Математика 5. Часть 1. Натуральные числа и действительные дроби. Учебник.
  • Математика 5. Часть 2. Положительные  и отрицательные числа. Учебник.
  • Математика 6. Часть 1. Делимость чисел. Учебник.
  • Математика 6. Часть 2. Рациональные числа. Учебник.
  • Математика 5-6. Наглядная геометрия. Учебник.

Данные учебники соответствуют требованиям стандарта по математике. Учебники содержат качественные иллюстрации, дополнительный и справочный материал учебника. В них прослеживается системность, преемственность и возможность использования в рамках различных пед.технологий.

Характерные особенности учебных текстов МПИ – проекта:
- Наличие специальных приемов, возбуждающих интерес и усиливающих мотивацию учения;
- Наличие дифференцирования материала;
- Увеличение удельного веса самостоятельной работы  с широким использованием проблемности и опыта творческой деятельности;
- Включение специальных приемов, обучающих работе с учебным материалом (текстом);
- Повышение воспитательной роли учебника.
   Осознать свои способности учащимся помогают специальные приемы, обучающие работе с учебным материалом – это тексты особого типа: «тексты - психологические комментарии», в которых излагаются общие сведения об определенных свойствах интеллекта с использованием простейших процедур интеллектуальной самодиагностики и интеллектуального тренинга.
  Такие тексты включены в учебные книги МПИ - проекта в виде специальных разделов под названием «Психологический комментарий» (ПК). Их цель - ознакомление учащихся с особенностями работы интеллекта человека с использованием простейших процедур интеллектуальной самодиагностики и интеллектуального тренинга (в игровой форме).

  1. Формы представления экспериментальной деятельности учителя.

Открытые уроки:

  • «Десятичные дроби», 5кл. сентябрь 2008год.ШМО;
  • Урок- психологический комментарий «Мыслительные операции», 5кл. февраль 2009год. РМО;
  • «Поиск признаков делимости», 6кл. ноябрь 2009год, ШМО;
  • «Как сравнивать обыкновенные дроби», 6кл. февраль 2010год, ШМО.
  • Математический КВН 5-6кл. «Математика вокруг нас» ШМО.

Выступления:

  • Районный слет лучших учителей. МК «Психологические основы подготовки к ЕГЭ в 5-6 классах средствами учебных текстов серии МПИ», январь 2009год;
  • РМО (п. Усть-Абакан, шк.№2). «Психодидактика учебных текстов 5-6 классов серии МПИ», февраль 2009год;
  • РМО (Расцветовская СОШ) МК «Урок – психологический комментарий по теме «Мыслительные операции», март 2009год;
  • РМО (Солнечная СОШ) «Изучение темы «Рациональные числа» по учебникам «Математика 6» серии МПИ», февраль 2010год.

 Публикации:

  • «Педагогический альманах». Управление образования администрации муниципального образования Усть-Абаканский  район. Районный методический кабинет. Абакан, 2009год. Статья «Психологическое сопровождение учебного процесса по математике в 5-6 классах в рамках «Проекта МПИ», стр.36-38
  1. Результаты экспериментальной деятельности за 2 года.

Работая в течение 2-х лет (5кл-2008-09уч.год, 6 кл-2009-10уч.год) с учебными текстами серии МПИ, получены следующие положительные результаты:

  • Результаты обученности учащихся: качество знаний 5кл – 55%, 6кл – 60%;
  • Повышение мотивации, самоорганизованности, познавательной и творческой активности учащихся: участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» (в 5кл – 9чел,наивысший рейтинг – 89,6%; в 6кл – 13чел., наивысший рейтинг – 91,94% ); участие в различных Международных и Всероссийских конкурсах: «Золотое руно», «ЧиП», «Инфознайка», «Русский медвежонок», в молодежных предметных чемпионатах, в предметных олимпиадах.
  • Навыки составления конспектов, проектной и исследовательской деятельности, полученные учащимися в течении 2-х лет на уроках математики, позволяют им успешно самореализовываться в учебе и побеждать в различных интеллектуальных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей как средство коррекции недостатков познавательной сферы, на воспитательских занятиях обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На воспитательских занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённо...

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся средствами ИУМК "Компетентность. Инициатива. Творчество"

19 апреля 2013года в МАОУ СОШ №36 г. Томска прошел  научно- практический семинар по теме"Развитие интеллектуальных способностей обучающихся средствами ИУМК "Компетентность. Инициатива. Творчество...

Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики

Статья содержит теоретические основы технолгии развития критического мышления. Показаны приемы ТРКМ, используемые учителем  как средство формирования УУД на уроках математики....

1. Рабочая программа (ID 342867) учебного курса «Математика» для обучающихся 5-6 классов, составила учитель математики Лобсанова Е.С)

Рабочая программа учебного курса "Математика" для обучающихся 5-6 классов. 5класс 170 часов по программе. 6класс 170 часов по программе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Реальная математика» для обучающихся 5-6 классов

Целями обучения математике в 5–6 классах являются:продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективно...