Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Урок открытия новых знаний. 

Цели урока:  · Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: вывести правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

·      Создать условия для развития умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, учить думать, высказывать свое мнение;

Воспитывать  трудолюбие,  аккуратность,  умение  работать  коллективно, в парах, индивидуально

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная  информация

Автор урока (ФИО, должность)

Попова Любовь Дмитриевна, учитель математики

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 30

Город

Уссурийск

Предмет        

математика

Класс

6 класс

Методическая информация

Тема урока

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  –  М.: Мнемозина, 2013 г.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий

Урок открытия новых знаний.

Краткая характеристика класса

Общеобразовательный класс.

Цели урока

  •   Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: вывести правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
  • Создать условия для развития умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, учить думать, высказывать свое мнение;
  • Воспитывать  трудолюбие,  аккуратность,  умение  работать  коллективно, в парах, индивидуально.

Планируемые результаты

Личностные:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Регулятивные:

• планировать пути достижения целей;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия;

Коммуникативные:

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения;

Познавательные:

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• давать определение понятиям.

Сценарий  урока:

I. Организационный момент: Приветствие. Эмоциональный настрой.

II. Этап мотивации.  Прием «Отсроченная отгадка».

Учащимся предлагается оценить равенства:

III. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения.

Для оценки последнего равенства не хватает знаний. Учитель предлагает отложить проверку и начать урок.

     Прием «Шаг за шагом».

Учащимся предлагается разделиться на три группы, равные по количеству участников и выполнить задание.

1)   -  - -  =

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

     Изучение новой темы можно построить на решении изобретательской задачи.

На день рождения Ваня  пригласил 7 друзей. Мама купила к чаю два  торта и разделила первый торт на 8 частей. Два товарища ушли  раньше других. Поэтому второй торт мама делила уже на 6 частей. Сколько частей от двух тортов в общей сложности получил именинник?

  1. Сформулируем  изобретательскую задачу. От первого торта Коля получил 1/8, а от второго 1/6. Как сложить 1/8 и 1/6?

Общий вопрос: Как сложить две дроби с разными знаменателями?

  1. Противоречие: Знаем,  как сложить дроби, если у них одинаковые знаменатели. Необходимо сложить дроби, у которых знаменатели разные.
  2. Ресурсы:

материально-технические: использовать автоматическое счетное устройство – дорого, долго;

человеческие: попросить выполнить операцию учителя или любого другого знающего человека – не  удобно, не всегда находится рядом;

внутренние ресурсы: использовать собственные знания и ресурсы самой системы  - числитель и знаменатель дроби.

Эффективнее использовать внутренние ресурсы без привлечения ресурсов из вне и без лишних затрат.

V. Этап реализации построенного проекта.

1.        Решение: принцип воздействия на систему.

Изменить обе дроби так, чтобы они стали дробями с одинаковыми знаменателями и сложить их по известному правилу.

2.        Оценить полученное решение, сравнив с алгоритмом, который предлагается в учебнике.

Проверить, как работает решение в прочих случаях: решение заданий из учебника, на отработку нового действия

VI.  Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

– Таким образом, мы с вами получили правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

– Откройте учебник, прочитайте правила, сравните их с теми, которые мы вывели сами, сделайте вывод:

Чтобы сложить (вычесть) дроби с разными знаменателями надо:

  • Привести дроби к общему знаменателю;
  • Выполнить сложение (вычитание) дробей;
  • Сократить результат (если можно);
  • Выделить целую часть (если получится неправильная дробь).

Откройте тетради. Запишите число.

Учащимся предлагается вернуться к загадке в начале урока и оценить последнее равенство.

.

Если равенство «верное», то это необходимо доказать. Если равенство «неверное», то исправить.

- Чтобы научиться применять новый алгоритм нужно потренироваться.- Для этой цели решите задачи из учебника №319(а, б, в), 321(г, д, е). Решаете в парах, каждый проговаривает соседу решение одной задачи по выбору. Ответы и ход решения сверяете с доской. У доски (с обратной стороны) решают 2 ученика, остальные -  в тетрадях.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Вариант I.

Вариант II.

1. Выполните действие:

 

2. Найдите значение выражения:

1. Выполните действия:

 

2. Найдите значение выражения:

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

- Вы открыли новое знание. Какой следующий шаг вашей деятельности? (Применить новое знание для решения задач)

-Правильно. Для этого предлагаю выполнить №363 из учебника. Один ученик решает задачу у доски

Обозначим все задание за 1:

1) 1 : 6 =  – сделает мастер за 1 час;

2) 1 : 8 =  – сделает ученик за 1 час;

3)  +  =  – задания сделают мастер и ученик вместе.

Ответ:

- Какие затруднения возникли при решении задачи?

- Поднимите руки, кто самостоятельно и верно выполнил задание?

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Учащимся предлагается заполнить таблицу «Знал – Хотел узнать – Узнал» относительно темы урока и сделать вывод.

Домашнее задание

Учащимся предлагается домашнее задание, которое состоит из двух частей:

  1. Задания базового уровня, обязательные для выполнения: № 360(и-п); 364; 373 (а).

      2. Составить задачу на сравнение,  сложение и вычитание дробей с    разными знаменателями (на отдельном листе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Цели урока: приобщение учащихся к разнообразным формам и методам изучения материала; воспитание любви к предмету; систематизация и обобщение знаний обучающихся по теме «Сложение и вычитан...

Урок-путешествие по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Цели урока: систематизация знаний учащихся по данной теме;закрепление знаний правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;развитие интереса учащихся к изучению математ...

Урок алгебры в 8 классе на тему:"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок обобщения знаний по данной теме . Урок постройн по плану игры "Кто хочет стать миллионером"....

Урок алгебры в 8 классе по теме:"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок обобщения знаний. Конспект урока построен в виде игры "Кто хочет стать миллионером". Три не сгораемые оценки......

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Урок по изучению нового материала с применением модулей ЦОР. Конспект урока представлен ввиде технологической карте....