Разработка занятия по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"
план-конспект занятия по алгебре (11 класс) на тему

Косырева Наталья Львовна

    Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Общие методы решения тригонометрических уравнений»   разработан для студентов 1 курса, изучающих предмет «Алгебра и начала анализа» по любому из рекомендованных учебников. Методическая разработка урока по теме «Общие методы решения тригонометрических уравнений», может быть использована, как обобщение и закрепление по разделу тригонометрические функции и тригонометрические уравнения уравнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchie_metody_resheniya_trigonometricheskikh_uravneniy.doc492.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

Методическая разработка

 занятия на тему

«Общие методы решения тригонометрических уравнений»

по учебной дисциплине «Математика»

с применением информационной технологии.

Составитель: Косырева Н.Л.

                                                                                         Рассмотрена и утверждена на

                                                                                                     заседании ПЦК ___________

                                                                                                     Протокол № ___ от ________

                                                                                                      Председатель ПЦК

       _______________________

(подпись)

г.о. Сызрань, 2014 год

Тема занятия. «Общие методы решения тригонометрических уравнений».

Тип занятия.   Занятие по систематизации и обобщению изученного материала.

Форма занятия.        Урок-практикум

Цели.

Образовательные.

  • Систематизировать и расширить знания, умения учащихся, связанных с применением методов решения тригонометрических уравнений.

Развивающие.

  • Создать условия для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся,
  • Содействовать развитию у обучающихся умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Воспитательные.

  • Воспитание самостоятельности, ответственности, мобильности,
  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, умения работать в коллективе.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут обучающиеся в ходе урока.        

Обучающиеся должны  знать:

  •  свойства тригонометрических функций,
  • формулы преобразования тригонометрических выражений,
  •  формулы решения простейших тригонометрических  уравнений;
  •  значения тригонометрических функций основных аргументов;

уметь:

  • пользоваться опорными знаниями, для получения новых знаний,
  • выделять существенные признаки и делать обобщения.

Продолжительность занятия. 90 минут.

Оборудование:

  1.  Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.

Учебно-методическое обеспечение урока.    

  1.  Презентация «Общие методы решения тригонометрических уравнений» для сопровождения лекции.          
  2. Учебники:

Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., Просвещение,2010-13.

Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа 10 класс (в двух частях).- М.: Мнемозина, 2009

Мордкович . Сборник задач по алгебре и началам анализа. 10 (11) кл.   – М., Мнемозина 2009.

   Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М.,      2010-13.

3. Раздаточный материал для студентов.

Тестовые задания по теме.

Тригонометрические формулы.

Таблицы значений тригонометрических функций.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные.

Место проведения: кабинет математики и технической механики ГБОУ СПО «СМГК


Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Хронометраж

I  этап.  

Вводно-мотивационная часть. (Слайд 1-2)

Постановка цели урока и задач  перед учащимися.

Тема урока. «Общие методы решения тригонометрических уравнений».

Цель урока.

- Систематизировать и расширить знания, умения учащихся, связанных с применением методов решения тригонометрических уравнений.

Задачи.

- Повторить и закрепить полученные  знания о тригонометрической функции и ее свойствах;

- Научиться классифицировать и решать тригонометрические уравнения различными методами

Беседа.

Презентация для сопровождения лекции

5 мин

II   этап.  Актуализация знаний. (Слайд 3-6)

Повторение теоретического материала.

1. Свойства четности и нечетности тригонометрических функций.

2. Значения тригонометрических функций для различных углов поворота.

1 вариант

2 вариант

sin (-π/3)

cos  2π/3

tg  π/6

ctg π/4

cos (-π/6)

sin 3π/4

Ответы

- √3/2

-  1/2

  √3/3

     1

  √3/2

  √2/2

cos  (-π/4 )

sin π/3

ctg π/6

tg π/4

sin  (-π/6)

cos 5π/6

Ответы

  √2/2

  √3/2

 √3

    1  

 - 1/2

 - √3/2

3.Определение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса.

1 вариант

2 вариант

arcsin   √2/2

arccos  1

arcsin (- 1/2 )

arccos (- √3/2)

arctg  √3

Ответы

  π/4

 0

 - π/6    

 5π/6  

 π/3  

arccos   √2/2

arcsin 1

arccos (- 1/2)

arcsin (- √3/2)

arctg  √3/3

Ответы

  π/4

  π/2

  2π/3  

 -  π/3

   π/6  

4. Решение простейших тригонометрических уравнений вида sinx = а,  cosx = а, tg х  = а.

sinx =а                

х = (-1)k arcsin а + π k,  k   Z

cosx = а              

х = ±  arccos а + 2 π k,  k   Z

tg х = а                

х = arctg а + π k,  k  Z.

Беседа.

Презентация для сопровождения лекции

20 мин

III   этап.  

Основная часть занятия. Изучение нового материала. (Слайд 7-18).

1. Методы решения тригонометрических уравнений 

-  уравнения приводимые к линейным или квадратным уравнениям;

-  однородные тригонометрические уравнения 1, 2 степени;

-   метод разложения на множители

2. Решение тригонометрических уравнений.

1). Уравнения приводимые к линейным или квадратным уравнениям.

Уравнения вида  A sin2 х + В sin х + С =0 и A sin2 х + В cos х + С =0, решается методом замены переменной.

  •  Решить уравнение sin2 х + 5 sin х - 6 =0:

Решение

- вводим  замену sin х = z,

- решаем квадратное уравнение

 z2 + 5 z - 6 = 0,

- находим z1  = 1; z2  = -6,

- решением уравнения sin х = 1 являются числа вида х =  π/2 +2 π k, k Z,

- уравнение sin х = - 6 не имеет решения, так как  -6 не принадлежит  Е ( sin х ),  т.е.   -6  не принадлежит  [-1; 1].

 Ответ:  х =  π/2 +2 π k, k Z.

  •   Решим уравнение вида A sin2 х + В cos х + С =0:

 2 sin2 х + 3 cos х -3 =0.

Решение

- вводим замену sin2 х  = 1 - cos2 х,

-получаем :          2 (1 - cos2 х) +3 cos х -3 =0,

- выполняем преобразования :

- 2 cos2 х + 3 cos х - 1 = 0,  | (-1

2 cos2 х  - 3 cos х  + 1 = 0;

- вводим  замену cos х= t

- решаем квадратное уравнение 2 t 2 - 3t +1 = 0,

- находим  t1  = 1; t2  = 0,5

- решением уравнения cos х = 1 являются числа вида х = 2 π k, k   Z,

- решением уравнение cos х = 0,5 являются числа вида  х =  ± arccos 0,5+ 2π n,  n   Z.

Ответ: х = 2 π, х =  ± arccos 0,5+ 2π n,  n   Z.

  • Самостоятельное решение уравнений с последующей проверкой.

На оценку

1 вариант

2 вариант

«3»

«4»

«5»

2 cos2х + 5 sin х - 4=0

cos 2х + cos х =0

√2 sin (x/2) + 1 = cos х

  Ответы

(-1)k π/6 + πk, k  Z

 π + 2πk, k   Z

± π/3 + 2 πn, n   Z

 2 πk, k   Z

(-1)k π/2+2πn,n   Z

3 sin x - 2 cos2x =0

 cos 2x + sin x =0

√2cos(x/2) + 1=cos x

Ответы

(-1)k π/6 + πk, k   Z

π/2 + 2πk, k   Z

(-1)k+1 π/6 + πn, n   Z

 π + 2πk, k   Z

±  π/2 + 4πn, n   Z

2). Однородные тригонометрические уравнения.

  Однородное тригонометрическое уравнение первой степени:      A sin x+ B cos x = 0,

метод решения: разделить обе части уравнения на  cos x ≠ 0, получим и решим простейшее тригонометрическое уравнение вида  tg x = а.

  • Решите уравнение  2 sin x+ 3 cos x = 0.

Решение: 2 sin x+ 3 cos x = 0 | : cos x ≠ 0,

 2 tg x + 3 =0,

 tg x = -1,5.

Ответ: х= arctg (-1,5) + πk,  k Z  или

 х = - arctg 1,5 + πk,  k   Z

Однородное тригонометрическое уравнение второго порядка:

А sin2 х + В sinх cos х + С cos2х = 0,

метод решения: разделить обе части уравнения на  cos2 x ≠ 0, получим и решим уравнение вида А tg 2x + В tg x + С = 0 — это уравнение приводимое к квадратным.

  • Решите  уравнение

2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0.  

Решение:  2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0,

- разделим обе части уравнения на  cos2 x ≠ 0

  2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0  | : cos2х ≠ 0,

 2 tg 2x - 3 tg x - 5 = 0,

- вводим  замену   tg x = t

- решаем квадратного уравнения 2 t2 – 3 t – 5 =0

- находим:  t1  = -1;  t2  = 2,5,

- решением уравнения tg х = -1 являются числа вида х = -π/2 + πk , k   Z.

- решением уравнения tg х = 2,5 являются числа вида х = arctg 2,5+ πn,  n  Z.

Ответ: х = -π/2 + πk , k   Z, х = arctg 2,5+ πn,  n  Z. Самостоятельное решение уравнений с последующей проверкой. 3). Метод разложения на множители.

Под разложением на множители понимается представление данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит несколько множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Таким образом, данный множитель можно представить в виде совокупности более простых уравнений.

Решите уравнение: 2 sin3 x - cos 2x - sin x = 0

Решение:

-сгруппируем первый член с третьим, применив формулу косинуса двойного угла, получим

 cos 2x = cos2 x - sin2 x.

- уравнение примет вид: (2sin3 x - sin x) – (cos2 x - sin2 x) = 0,

 - вынесем из выражения, стоящего в первой скобке sin x, применив основное тригонометрическое тождество получим cos2 x = 1 - sin2 x.

- уравнение примет вид:  sin x (2sin2 x – 1) – (1 - 2 sin2 x) = 0,

sin x (2sin2 x – 1) + (2 sin2 x - 1) = 0,

(2 sin2 x - 1) • ( sin x + 1) = 0.

2 sin2 x – 1 = 0 или sin x + 1 = 0

sin2 x = 1/2,      sin x = - 1

sin x = ±1/v2  

Ответ: x1 = ± /4 + n, n = Z, x2 = - /2 +2k, k = Z.

Объяснительно-иллюстративный метод

Презентация для сопровождения лекции

35 мин

IV этап.

Проверка знаний обучающихся.

Тестовая работа. (Приложение 1)

Практический метод

Раздаточный материал для учащихся

20 мин

VII  этап.

Рефлексия деятельности на уроке.  (Слайд 19).

Что нового вы узнали на уроке?

С какими трудностями встретились при решении уравнений?

Какие темы необходимо повторить для успешного решения тригонометрических уравнений?

Можете ли вы пересказать материал урока однокурснику, пропустившему урок?

Репродуктивный метод

Презентация для сопровождения лекции

5 мин

VIII  этап.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.  (Слайд 19).

А. Н. Колмогоров «Алгебра и начала анализа»  Повторить формулы решения простейших

тригонометрических уравнений

Повторить основные приемы решения тригонометрических уравнений.

Повторить решение простейших тригонометрических неравенств.

Выполнить упражнения № 163-165

Беседа.

Презентация для сопровождения лекции

5 мин


Тестовые задания.                                Приложение 1

Решение тригонометрических уравнений                             Вариант 1

А) Выберите номер правильного ответа

А1

Решите уравнение:

1)  2)  

3)  4)  

А2

Решите уравнение:

1)  2)  3) 

 4)  

А3

Решите уравнение:

1)  2)  

3) ; 4) 

А4

Найдите сумму корней уравнения , принадлежащих промежутку

1)  2)  3)  4)

В) Напишите правильный ответ

В1

Укажите количество корней уравнения , принадлежащих промежутку

В2

Решите уравнение:

С) Приведите подробное решение данного задания.

С

При каком наименьшем значении параметра  уравнение  имеет множество решений? Решите уравнение при найденном значении параметра.

Решение тригонометрических уравнений                             Вариант 2

А) Выберите номер правильного ответа

А1

Решите уравнение:

1)  2)  

3)  4) 

А2

Решите уравнение:

1)  2)  

3)  4)  

А3

Решите уравнение:

1)  2) - 

3) ; 4) 

А4

Найдите сумму корней уравнения , принадлежащих промежутку

1)  2)  3)  4)

В) Напишите правильный ответ

В1

Укажите количество корней уравнения , принадлежащих промежутку

В2

Решите уравнение:

С) Приведите подробное решение данного задания.

С

При каком наибольшем значении параметра  уравнение  имеет множество решений? Решите уравнение при найденном значении параметра.

Решение тригонометрических уравнений                             Вариант 3

А) Выберите номер правильного ответа

А1

Решите уравнение:

1)  2)  

3)  4)  

А2

Решите уравнение:

1)  2)  3) 

 4)  

А3

Решите уравнение:

1)  2)  

3) ; 4) 

А4

Найдите сумму корней уравнения , принадлежащих промежутку

1)  2)  3)  4)

В) Напишите правильный ответ

В1

Укажите количество корней уравнения , принадлежащих промежутку

В2

Решите уравнение:

С) Приведите подробное решение данного задания.

С

При каком наименьшем значении параметра  уравнение  имеет множество решений? Решите уравнение при найденном значении параметра.

Решение тригонометрических уравнений                             Вариант 4

А) Выберите номер правильного ответа

А1

Решите уравнение:

1)  2)  

3)  4) 

А2

Решите уравнение:

1)  2)  

3)  4)  

А3

Решите уравнение:

1)  2) - 

3) ; 4) 

А4

Найдите сумму корней уравнения , принадлежащих промежутку

1)  2)  3)  4) 

В) Напишите правильный ответ

В1

Укажите количество корней уравнения ,принадлежащих промежутку

В2

Решите уравнение:

С) Приведите подробное решение данного задания.

С

При каком наибольшем значении параметра  уравнение  имеет множество решений? Решите уравнение при найденном значении параметра.

  Приложение 2

                                 Ответы к тестовым заданиям

№ варианта

А1

А2

А3

А4

В1

В2

С

1

1

3

4

1

3

-3

2

3

1

4

2

2

4

3

2

1

2

4

1

-6

4

4

4

1

2

2

7

                           

Приложение 3

Таблица значений тригонометрических функций

Функция

Значения

00

300

450

600

900

cosx

1

0

sinx

0

1

tgx

0

1

-

ctgx

-

1

0



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы решения тригонометрических уравнений (профильный уровень)

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией...

Методы решения тригонометрических уравнений

Данная презентация может быть  использована как индивидуальная самостоятельная работа с последующей самопроверкой по теме "Методы решения тригонометрических уравнений"...

Урок "Методы решения тригонометрических уравнений"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный урок является заключительным в теме “Методы решения тригонометрических уравнений”. На изучение этой темы в программе отводится 12 часов....

Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....

Разработка урока "Методы решения тригонометрических уравнений"

урок-исследование "Методы решения тригонометрических уравнений"...

Разработка урока по теме: "Основные методы решения тригонометрических уравнений"

Разработка урока по теме: "Основные методы решения тригонометрических уравнений". Приложения....

Презентация к занятию "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

Презентация для сопровождения занятия по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"...