Построение урока по математике с позиции формирования УУД
статья по алгебре на тему

Построение урока по математике с позиции формирования УУД. Конспект урока для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.opisanie_etapov_uroka_i_uud.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Першина Т.Г.

Построение урока математики с позиции формирования УУД

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Нынешние учащиеся должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

   Проектирование урока математики с позиции формирования УУД. Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции  формирования УУД. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. Самый распространённый тип урока – комбинированный. Суть изменений, связанных с формированием УУД на основных этапах урока такова: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как же спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных результатов, но и УУД?    Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах» .

                                                                                   

           

Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах.

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Сообщение темы урока

Учащиеся должны сами сформулировать тему, учитель направляет учащихся к этому

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Постановка целей и задач урока

Учащиеся определяют границы знания и незнания, учитель помогает сформулировать цели и задачи, исходя из темы урока

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

С помощью учителя учащиеся  сами планируют, как достичь поставленных целей и задач урока

Регулятивные коммуникативные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся выполняют задания учителя, работают по учебнику, работают в парах и группах и др.

Все виды УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учитель осуществляет контроль за деятельностью учащихся

Самоконтроль, коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся самостоятельно формулируют затруднения, учитель даёт задания для осуществления коррекции

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Подведение итогов урока

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели и задачи, рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учитель предлагает на выбор задания разного уровня сложности, домашнее задание выполняется по выбору

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД  формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Итак, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо спроектировать на уроке следующие этапы:

  1. Формирование  первичного  опыта  выполнения этого действия  и мотивацию.
  2. Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД .
  3. Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;
  4. Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний.

Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках. [4]

При проектировании и проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать различные  методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся.Также различные педагогические технологии, которые представлены в таблице «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»

 Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД

Требования

к уроку комбинированного типа

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Объявление темы урока

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

Сообщение целей и задач

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Диалог, технология проблемного обучения

Планирование

Регулятивные планирования

ЦОР, карта урока, интерактивные плакаты, презентация

Практическая деятельность учащихся

Все виды УУД

Проектная деятельность.

Свободный урок, уроки взаимообучения;                                                                

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

 Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий.

Осуществление коррекции

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Взаимопомощь, работа по памяткам

Оценивание учащихся

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

Итог урока

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи, карты урока, презентация

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Используются  разноуровневые домашние задания, задания по выбору, творческие и поисковые задания,  тематические проекты

Формирование и развитие УУД на уроках математики возможно при соблюдении следующих условий:

а) Целостность и системность организации образовательного процесса.

б) Учет возрастных, психологических особенностей учащихся.

в) Правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока.

г) Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

д) Использование проблемно-исследовательской технологии.

Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения  урока математики. Отбор и структурирование содержания урока, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД. На уроках в начальной школе главным  является раскрытие личности ученика. Налаживание доброжелательной среды в классе, школе невозможны без общения учителя с учеником, учениками между собой, без  общения вербального и невербального, спонтанного и хорошо спланированного, но главное равноправного, являющегося фактором интеллектуального развития ребенка, становления его личности. Значение  универсальных  учебных  действий  можно  представить  как фактор мобильности,  расширяющий  познавательные  ресурсы  учащегося;  как фактор добывания  знаний  непосредственно  из  реальности,  владение  приемами  действий  в нестандартных  ситуациях,  эвристическими  методами  решения  проблем. Результат  обучения  определяется в основном учителем,  его позицией  в  преподавании,  его  методикой  обучения,  его  профессионализмом,  той атмосферой,  которая  создается  в  классе,  отношениями  между  учителем  и учениками и многим другим.

То есть, чтобы правильно спланировать урок математики с позиции формирования УУД, необходимо помнить:

1) о расстановке акцентов при организации учебной деятельности на уровне универсальных учебных действий;

2) об  активном использовании инновационных педагогических форм: диалог, групповое и парное взаимодействие, проблемная ситуация, учебное исследование, работа с разными видами информации и т.д.;

3) овладение УУД в конечном счете и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности

Как итог представляю конспект урока математики в 1 классе по теме «Задача», составленного с позиций формирования  УУД учащихся на основных этапах урока

 

Больше-Ломовисский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 Пичаевской средней общеобразовательной школы

Конспект урока математики

в 6 классе по теме

Тема  «Признаки делимости на 2, на 5, на 10»

Автор: Першина Т.Г.

2013 год

Тема  «Признаки делимости на 2, на 5, на 10»

Цели :

образовательные

- изучение признаков делимости на 2, на 5, на10;

- формирование навыков определения чисел, делящихся на 2, 5 и 10 без непосредственного деления, а на основании признаков делимости

развивающие

- развитие умения применять полученные знания на опыте решения нестандартных задач;

- развитие внимания, умения анализировать и сопоставлять, выделять главное;

- развитие у учащихся логического мышления

воспитательные

- воспитание аккуратности, умения организовывать свою работу;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества;

- активизация познавательной деятельности на уроках математики к различным школьным предметам

Тип урока : урок изучения нового материала

Оборудование : ПК, презентация, созданная в Power Point, учебник, карточки

Целевые установки на достижение результатов

- Личностных: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Предметных: знать признаки делимости на 2, 5 и 10; формировать навыки определения чисел, делящихся на 2, 5 и 10 без непосредственного деления, а на основании признаков делимости

- Метапредметных: а) уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

б) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах  поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

в) Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).


Ход урока.

Содержание (деятельность учителя и ученика)

Вопросы и задания, направленные на формирование УУД

Указание, какие УУД формируются

1.Организационный момент. Проверка готовности. Психологический настрой.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности.

 С чего обычно начинаем урок математики? (С устного счёта)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

2.Актуализация знаний.

А)Ребята, когда я спешила к вам на урок, мне вручили телеграмму. А знаете от кого? … Это телеграмма от  доктора Айболита. И мне хотелось бы поделиться с вами её содержанием. (слайд 1)

- Ребята, поможем Айболиту?

б) Устный счёт. Закрепление изученных приёмов вычисления. Работа со счётным материалом  (презентация, ).

Фронтальная проверка, самопроверка, самооценка.

Решите задания и мы найдем, на каком материке, и в какой стране случилась эпидемия.

  1. 452 : 2    Р
  2. 585 :5     К
  3. 10100: 10  А
  4. 2036 : 2     Л
  5. 100050 : 10   М
  6. Сколько пальчиков у четырех мальчиков?        Сколько носов у двух псов?            Сколько ушей у пяти малышей?   Ф
  7. Археологи далекого будущего когда-нибудь раскопают  два окаменевших дневника с большим количеством окаменевших двоек. В Колином дневнике они найдут 230 окаменевшие двойки, а в Толином в 5 раз  меньше. Сколько окаменевших двоек найдут археологи в Толином дневнике?   А  (слайд  3 )
  8. Одному зайчику приснился страшный сон  про то, что лиса научилась летать со скоростью 100 км/ч, а волк вдвое быстрее, а он зайчик в 5 раз медленнее, чем волк. С какой скоростью зайчик летал во сне?  И (слайд  4 )

Страна Мали находится на материке Африка. Скажите, как называется столица этой страны? (слайд  5, 6 )

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Анализ с целью выделения признаков (Познавательные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке. (Личностные УУД)

 3. Мотивация  учебной деятельности.

На доске уже выписаны номера домов на Зоологической улице, но обратите внимание,  что это огромные числа. И если мы сейчас начнем делить эти числа в столбик сначала на 2, а затем на 5, то звери  погибнут. Надо постараться найти способ для облегчения  нашего поиска.

        Для  того чтобы узнать, делится  ли одно число на другое,  не всегда нужно выполнять деление. Существуют признаки, позволяющие в некоторых случаях получить ответ на этот вопрос уже по самой записи чисел (слайд   8)                                                           Признак делимости — это правило, позволяющее быстро определить, является ли число кратным заранее заданному числу, без необходимости выполнять деление.   

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Что мы делали? (Настраивались на работу)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

- Чему будете учиться? Какие цели вы поставили?

Работа с учебником.    №808

(слайд   9)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

4.Самоопределение к деятельности.

- Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.

 

- Наметим наш план действия:

1.Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое признак делимости.

2.Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3.Устраним затруднение.

4.Применим новое знание.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Признак делимости — это правило, позволяющее быстро определить, является ли число кратным заранее заданному числу, без необходимости выполнять деление.   

Какой может быть последняя цифра произведения на 2? Как называются эти числа : 0, 2, 4, 6, 8 ?. Далее учащимся предлагается сформулировать признак делимости чисел на два. Если число оканчивается четной цифрой (0, 2, 4, 6, 8), то это число делится на два. (слайд   10)

Какой может быть последняя цифра произведения на 5? Сформулируем признак делимости чисел на пять: если число оканчивается на 0 или на 5, то число делится на пять. (слайд   10)

Что можно сказать о последней цифре чисел произведения  на 10?

Мы  с вами знаем, что при умножении на 10 получается число, оканчивающееся нулем. Поэтому любое число, оканчивающееся цифрой 0, делится на 10.

Сформулируйте признак делимости на 10: если число оканчивается нулём, то число делится на 10. (слайд  11 ) Дополнительный вопрос: Как вы думаете, чем оканчиваются числа, которые делятся без остатка на 100? на 1000?

Признаки делимости на 2, на 5 , на 10  (слайд 12 )

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических модулей.(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Познавательные УУД.

5.Работа по теме урока.

1. Решите № 810 (на доске 3 учащихся, по вариантам)

Задание 2.  (по рядам).

3)Здоровьесберегающая физминутка.

Задание 4. Устно

Задание 5.(по группам)   

Задание 6. № 820 (слайд   18)        

 

- Все знают номер своего дома? Поднимите правую руку, если номер вашего дома делится на 2;        левую , если делится на 5;        хлопните в ладоши , если делится  на 10.

Задача (устно).  Айболит  принёс заболевшему Бармалею несколько коробок с яйцами, по 10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принёс 35 яиц? 43 яйца? 50 яиц? (Может только принести 50 яиц). (слайд 13 )

Определить, какие из чисел 651, 2700, 880, 101, 2015, 61122, 358, 765, 615, 906 делятся : 1) на 2                  2) на 5              3) на 10   (взаимопроверка: передать соседу по парте). Поднимите руки кто выполнил без ошибок? (слайд 15 )

 Придумать два трехзначных числа, которые:

  1. Делятся на 2
  2. Делятся на 5
  3. Делятся на 10
  4. Делятся на 5 и 10
  5. Делятся на 2 и 5
  6. Делятся на 2 и 10
  7. Делятся на 2, 5 и 10 (слайд   16)     (хлопать в ладоши , если будут числа называть неверно)                                                      

Какие цифры можно подставить вместо буквы «а», чтобы полученное число : Делилось на 2 : 286а,  5а1, 75а10;                 на 5 и на 10 :  5а76, 900а, 4а0 (слайд  17 )

1) неверно        2)  неверно        

3) неверно        4) , 5)верно        

.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических модулей.(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

6. Закрепление.

- Переходим к этапу закрепления.

Чтобы помочь решить задачу Айболиту, давайте выполним задание на карточке, которое приблизит нас к решению поставленной задачи.

8.Фронтальная проверка.

Нужно распределить числа в таблицу.

Карточка. Заполните таблицу, предлагаемыми числами: 3, 17, 40, 76, 155, 304, 305, 700, 847, 968, 975, 5543, 6000. (слайд   19)    

Расскажите, как вы рассуждали?                                                        

Обратите внимание, что получились столбики с одинаковыми результатами – это столбики 3, 4,5. Сделайте вывод  о том, чем оканчиваются числа , которые делятся на 2 и на 5 одновременно..

Коммуникативные УУД.

7.Самостоятельная работа.

А теперь вернемся к заданию Айболита. Номер этого дома делится  одновременно на число 2, и на число 5.

На все парты раздаются карты из телеграммы Айболита. (слайд   20)                                                           Ребятам предлагается на карте обвести номер дома, где началась эпидемия.

Ребята выясняют номер дома, и затем вписываем его в ответную телеграмму для Айболита (слайд  21 )

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём ошибки?

- В чём причина ошибок?

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке. (Личностные УУД)

8.Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята, удалось ли нам помочь Айболиту?

- Что нам пришлось изучить, чтобы облегчить выполнение задачи Айболита?

- Какой признак понравился вам больше всего? Сформулируйте его?

-  Понравилось ли вам помогать Айболиту?  

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью веера - светофора.

- Какую цель ставили?

- Достигли цели? (Да)

- Какая тема урока была?

- Какие математические термины вы сегодня узнали?

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)

Личностные УУД

9.Домашнее задание. (слайд 23  )

 1. №815, 818 аб,  822а,  837 аб

2. Придумать задачу с использованием  признаков  делимости

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья по теме: «Современный урок как эффективное методическое средство формирования учебной позиции».

Урок – клеточка педагогического процесса.В нем, как солнце в капле воды, отражаетсявсе его стороны. Если не вся, то значительнаячасть педагогики концентрируется в уроке....

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

Конструирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы з...

Современный урок математики в основной школе с позиции формирования УУД

Стандарт второго поколения меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. Стано...

"Урок математики с позиции формирования УУД"

Стандарт второго поколения меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но и наметапредметные и личностные результаты. Становится ...

Проектирование урока с позиции формирования УУД

Проектирование урока с позиции формирования УУД...

выступление на МО"Современный урок с позиции формирования УУД как фактор повышения качества образования"

Выступление на тему "Современный урок с позиции формирования УУД как фактор повышения качества образования"...