Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе
статья по алгебре (5 класс) по теме

Слободина Маргарита Вячеславовна

Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе. Типы уроков при деятельностном методе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst.fgos_.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе .

 На следующий учебный год  мне  предстоит работать с обучающимися 5-го класса, которые по программе, реализующей ФГОС занимались с начальной школы. Чтобы работать по новой системе, мне пришлось посетить подготовительные курсы при БИРО, пересмотреть много литературы, из чего стало понятно, что обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие детей, научить их анализировать и интерпретировать  изучаемый материал.

  Автором учебника, по которому мы занимаемся, является Виленкин Наум Яковлевич.

Учебник современный, соответствует требованиям ФГОС, ярко оформлен, красочный, в нём доступно и понятно изложен материал, формулировки определений и правил, задания расположены по степени сложности. Очень полезны рубрики «Говори правильно», «Сведения из истории математики», «Развивайте свои способности». Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Для развития и выработки универсальных навыков в соответствии с требованиями ФГОС планирую  проводить уроки с учётом деятельностной  напрвленности.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

Первая группа – это уроки «открытия» нового знания .

- В рамках деятельностного подхода важно мотивирование учеников к учебной деятельности, а именно:

1) создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

2) актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

3) установка тематических рамок учебной деятельности (“могу”)

- Затем необходимо организовать подготовку обучающиеся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия и выявить индивидуальные затруднения. Для этого можно использовать задания в игровой форме, либо небольшие логические задачи.

- После чего необходимо организовать выявление обучающимися места и причины затруднения.  Например, с помощью заданий типа: продолжить начатое предложение, определение, формулу и т.д., или использовать между учениками перекрёстный опрос, а так же выполняя задания «Найди ошибку в решении.

- На следующем этапе обучающиеся обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

 Это происходит с помощью подводящего, а затем побуждающего диалога со стороны учителя, и с помощью исследовательских методов. Так, например, при нахождении площади какой-нибудь фигуры, необходимо разбить её на геометрические фигуры, площади которых, мы уже умеем находить.

В начале учебного года каждый ученик, кроме тетради для контрольных работ, двух тетрадей для выполнения домашних заданий, завёл теоретическую тетрадь, в которой делаются соответствующие записи: новая тема урока, основные понятия по теме, правила, алгоритмы выполнения заданий, соответствующие примеры.

- Следующий этап урока  «открытия» нового знания - реализация построенного проекта, где обсуждаются различные варианты, предложенные обучающимися. Свои ответы обучающиеся начинают со слов: «Я думаю», «Я считаю», что так же отличает их от учеников других классов. В результате выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в теоретической тетради.

- Затем идёт первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 На данном этапе обучающиеся чаще вместо фронтальной и индивидуальной работы, выполняют задания в группах, в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Так как дети с начальной школы были приучены работать в разных формах, то проще включать их в процесс различной деятельности.

Завершив решение какого-нибудь задания на доске, дети часто сами начинают оценивать свою работу, написав в конце: «Я молодец», чего не встречается в обычном классе. 

- Новый этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. На этом этапе необходимо по возможности, для каждого ученика создать ситуацию успеха, чтобы поддержать его интерес к следующим познаниям.

- На следующем шаге выявляется, где можно применить новые знания в жизни, возможно, указать те учебные предметы, для которых освоение данной темы необходимо, как предшествующей. И выполняются задания, в которых новый способ действий является промежуточным шагом. Как, например, тема «Масштаб» на уроках математики и географии. Единицы измерения на уроках математики и физики и т.д.

Необходимо подбирать задания, с помощью которых тренируется использование изученного ранее материала, На этом этапе дети очень любят сами придумывать похожие задания. Легко и быстро с этим справляются.

- Последним этапом такого урока является рефлексия учебной деятельности (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносятся ее цель и результаты, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Ко второй группе уроков относятся уроки рефлексии .

 Деятельностная цель таких уроков- это способность оценить собственные затруднения в деятельности, выявить их причины, построить и реализовать проект выхода из затруднения .

 Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

 В классе назначаются ученики-консультанты, которые на перемене проверяют домашнее задание у своих одноклассников, что позволяет в начале урока сделать вывод о степени усвоенности темы, пройденной ранее, выявить и разобрать типичные ошибки обучающихся. Детям так же нравится проводить устные опросы правил и алгоритмов друг у друга и выставлять соответствующие оценки.

Третья группа - уроки общеметодологической направленности .

 Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках. Например, в прошлом учебном году дети проходили курс по психологии, географии, истории, где учились составлять и защищать свои проекты. В новом учебном году планируется курс по математике, на котором мне хотелось бы уделить особое внимания решению текстовых задач  по составленным мной алгоритмам. А так же предусматривается самостоятельное составление и решение задач обучающимися на различные темы и написание ими индивидуальных мини- сборников своих задач. 

Последняя, четвёртая группа - уроки развивающего контроля.

 Их деятельностная цель: формирование способности обучающиеся к осуществлению контрольной функции.

 Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

 У каждого ученика в классе  имеется рабочая тетрадь с печатной основой. Она удобна тем, что по каждой изученной теме в ней предлагаются задания разного уровня по нарастанию, а так же задания на повторение и направленные на интерес к получению новых знаний. При этом в тетради, до начала выполнения, идёт повторение правил,  алгоритмов, а также эталон решения. Удобно по таким тетрадям делать обобщение темы и проводить самоконтроль обучающиеся. Так как объём заданий в тетради немаленький, поэтому их выполнение, обычно даётся на несколько дней или на выходные дни. 

 В качестве контроля знаний можно использовать также тесты, графические диктанты с самопроверкой и взаимопроверкой, решение и составление кроссвордов, программируемый опрос, тихий опрос, выборочный контроль, опрос-итог, обычная самостоятельная и контрольная работа. В начале, середине и в конце учебного года с обучающимися были проведены диагностические тесты входящего, промежуточного и итогового контроля, позволяющие учителю и самим ученикам проследить степень их роста и развития на каждом этапе. 

 Сравнивая особенности традиционного и  современного уроков, во многом приходится перестраиваться. Если раньше учитель считался носителем информации, то теперь нужно быть организатором, консультантом, помощником для ученика.  Меняются методы обучения с иллюстративно-объяснительных на проблемные, творческие, исследовательские.

К примеру, чтобы перейти к изучению темы «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» предварительно даётся задание решить примеры и вписать буквы  в таблицу с ответами. Затем, прочитав название высочайшей горной вершины мира, нужно попытаться узнать её высоту и год, когда она была впервые преодолена. Для этого предлагается решить следующую группу примеров по новой теме. Рассматриваются разные способы получения результата, но предполагается выбрать рациональный способ выполнения задания и самим сформулировать новую тему и записать алгоритм решения.

Вместо привычного заучивания применяются способы усвоения через поиск, деятельность и рефлексию.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фролова И.М. Статья: «Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе»

Фролова И.М. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математикиСтатья: «Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе»Современная жизнь ...

Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Публикация "Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условиях введения ФГОС"

Реферат на тему: "Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условиях введения ФГОС"...

МЕХАНИЗМ МИНИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА Л.Г.ПЕТЕРСОН В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО, Н.В.Посполита, методист Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО Федеральное государст

МЕХАНИЗМ МИНИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РИСКОВПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА Л.Г.ПЕТЕРСОН В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС  М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО,Н.В.Посполита, методист ...

Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать сист...

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе...

Урок в условиях введения ФГОС в основной школе

Материалы для ознакомления на родительском собрании...