ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по алгебре на тему

Сибова Надежда Григорьевна

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения в методике преподавания математики относятся игровые технологии. Они представляют собой систему применения различных дидактических игр, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [4].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Н.Г. Сибова

Муниципальное автономное общеобразовательное лицей №8 имени Н.Н.Рукавишникова г. Томска

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения в методике преподавания математики относятся игровые технологии. Они представляют собой систему применения различных дидактических игр, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [4].

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

развлекательную, коммуникативную, самореализации, игротерапевтическую, диагностическую, функцию коррекции, функцию социализации.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Интеллектуальная игра - эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком  - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,  которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [2].

          Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал, проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

 По дидактическим целям дидактические игры делятся на: oбучающие, контролирующие, обобщающие.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

По виду деятельности педагогические игры делятся на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По игровой методике:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

По игровой среде:

- игры с предметами и без предметов;

- настольные, комнатные, уличные, на местности;

- компьютерные и с ТСО;

- технические, со средствами передвижения.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на обучающихся огромный объём информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра- это естественная для ребёнка и гуманная форма бучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно его взять.

Дидактические игры, игровые технологии активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала, используя возможности методических приёмов, направленных на изучение такого увлекательнейшего предмета, как математика.

В процессе игры ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий.

В практике используются дидактические, деловые и ролевые игры, а также игровые ситуации на уроках. Создание игровых ситуаций на уроках  повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность.

Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков, активизации учебной и внеклассной деятельности является деловая игра [2]. 

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Деловые игры становятся эффективным средством активизации учебной и внеклассной деятельности школьников при их систематическом использовании. Например, деловая игра «Строитель» (Тема «Площади многоугольников» 9 класс) [1].

Деловые игры представляют собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой обучающиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить значение математических знаний в производственном труде, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применять полученные знания на практике.

Обучающимся очень нравятся уроки – ролевые игры [2]. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся с сюжетом игры и распределением  ролей.  Ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

  1. имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
  2. ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
  3. условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс – конференции, уроки – суды и т.д. Учащиеся младших классов  любят уроки – путешествия.  При  анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений.

Примеры ролевых игр: «Суд над нулём», 6-7-е классы,  «Математический бомонд», 8-й класс, «Весёлый математический поезд», 5-й класс [3].

Приведу примеры используемых мною дидактических игр и игровых ситуаций.

Испорченный телефон (5-11-й классы) [1].

Третий лишний [4].

Аукцион [1].

Математика, 6-й класс. Ученикам даётся задание назвать все делители числа 132. Побеждает тот, кто назовёт последнее число.

Переводчики. В игре принимают участие все ученики класса. Задание заключается в переводе с математического языка на русский либо с русского на математический. Переводить можно условие задачи на математический язык, можно по математической модели составить условие задачи, можно переводить буквенную запись формул или выражений в словесную формулировку.

Зоопарк или В мире животных. Классная доска оформляется картинками животных, про которых пойдёт речь на уроке. Обучающимся предлагается решить задачи, в результате они получают информация о массе, длине тела, скорости передвижения животных, сколько мяса, травы, морковки, капусты и других овощей  съедают они за год.

Рыбалка. За правильное выполнение задания обучающиеся получают рыбку. Побеждает тот, чей улов больше.

Кругосветка. Заключительный урок по теме обобщающего характера. Класс делится на 4 группы и путешествует по следующим станциям «Сложение», «Вычитание», «Умножение», «Деление». На этих станциях каждый получает отдельное задание так или иначе связанное с названием станции.

Кодировщик. Ученикам предлагаются задания и варианты правильных ответов. Выполнив первое задание, они ищут полученное число среди ответов. Если его там нет – допущена ошибка. Выполнив все упражнения, ученик подаёт учителю работу с кодированным ответом. Таких заданий учитель готовит столько, чтобы обеспечить работой каждого ученика и исключить списывание [1].

Художник. «Координатная плоскость» (6 класс). Обучающиеся получают карточки с набором точек с указанными координатами. При построении точек на координатной плоскости и последовательном их соединении получается рисунок, который при желании ребята разукрашивают.

Лучший счётчик. Используется на уроках отработки вычислительных навыков, как при выполнении отдельных  действий, так и при решении примеров на порядок действий [1].

Эстафета. Команды выполняют задания на скорость, передавая текст задания друг другу. Побеждает самый быстрый и верно выполнивший наибольшее количество заданий.          

Тяжеловесы. «Решение уравнений»,  5-11 классы

Ученикам  предлагается решить уравнения разного уровня сложности. Каждому уравнению соответствует определённое количество килограммов. Решая уравнения, обучающиеся набирают килограммы. Победил тот, кто взял больший вес.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной  деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей, но и в обучении их, поэтому учителю математики необходимо периодически пользоваться играми или вводить элементы игры и на уроках, и во внеурочное время. Познание же математики через игры прививает к ней любовь, переходящую иногда в дальнейшем в потребность заниматься этой наукой серьезно.

Литература

1.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., Просвещение, 1990.

2.Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. - М.: Просвещение, 2002.

3.Оникул П.Р. 19 игр по математике. – С.-Петербург., 1999.

4.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации  деятельности учащихся. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках математики

Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....

Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"

В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения. Один из воз...

Использование игровых технологий на уроках математики.

В статье приведены примеры игр для использования на уроках математики....

Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе

В статье рассматривается алгоритм использования электронных ресурсов на уроках ОБЖ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другимиучастниками образователь...