Формирование познавательного интереса на уроках математики
методическая разработка по теме

Плотникова Галина Михайловна

Формирование познавательного интереса на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_interesa_k_predmetu_matematikapu_3.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        

Формирование познавательного интереса на уроках математики.

                           «Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или              иной предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним».
                                                                                                                   
В.А. Крутецкий

Выделяют три основных мотива, побуждающих учащихся  учиться.

1.Интерес к предмету.        

 2. Сознательность. 

3. Принуждение. 

Важной задачей преподавателя  является формирование у учащихся  первых двух мотивов учения. 

Организация учебной деятельности.

А. Франц говорил:  «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

На занятиях  я стараюсь  применять следующие стимулы:  

  • Элементы проблемного обучения;
  • Практические работы исследовательского характера
  • Специальные приемы учителя: наглядность, занимательность и др
  • ИКТ

Основные методические приемы создания проблемной ситуации в обучении математике

1. Использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объяснения.

2.Использование с той же целью задач межпредметного, прикладного, профессионального и т.п. характера.

3. Использование исторического или занимательного материала (фактов биографии математиков, математических фокусов и т.п.).

4. Организация практической работы исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к эмпирическим выводам, требующим теоретического обоснования.

5. Исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.

Приведу несколько конкретных примеров создания проблемных ситуаций.

Урок по теме: «Признак перпендикулярности плоскостей» (1 курс)начинаю с рассмотрения реальной ситуации: «Стены зданий возводятся вертикально. Как же строители осуществляют контроль за этим?» Выясняется, что для этого они используют отвес. Естественно возникает вопрос: «Правильно ли поступают строители, является ли такая проверка достаточной?»

Итак, сформулирована проблема, но пока группа  ответить на поставленный вопрос не может. И только теперь объявляю тему урока. После доказательства теоремы о перпендикулярных плоскостях снова возвращаемся к выдвинутой проблеме.

Практические работы исследовательского характера.

Доказано, что многообразие форм самостоятельных работ, их сменяемость стимулируют активную деятельность учащихся.. Такими видами деятельности являются практические работы с элементами исследования.

 Например, рассматривая многогранники (1 курс),учащиеся самостоятельно пришли к соотношению между числом вершин, граней и ребер для любого выпуклого многогранника, которое выражается известной формулой Эйлера.

Для эксперимента учащимся предлагались модели различных выпуклых многогранников, используя которые, они заполняли таблицу.

Вид многогранника

В

Г

Р

Примечание

Тетраэдр

Октаэдр

Икосаэдр

Додекаэдр

Рекомендация: не следует предлагать учащимся вычислять значения готового выражения

В + Г – Р..

Такое учебное исследование называют «учебным расследованием».

Занимательность.

Известному французскому ученому Блезу Паскалю принадлежат слова:

«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».

Решение занимательных задач формируется интерес к предмету..  

Например, по теме «Многогранники» предлагаю следующие задачи:

  1. Девочка вырезала из центральной части арбуза кубик. Сколько частей арбуза осталось?
  2. Сколько граней у шестигранного карандаша?

По теме «Объемы тел»  такие задачи:

  1. Кирпичик. Строительный кирпич весит 4 кг. Сколько весит игрушечный кирпичик из того же материала, все размеры которого в четыре раза меньше?
  2. Два арбуза. На рынке продаются два арбуза разных размеров. Один на четвертую долю шире другого, стоит он в 1,5 раза дороже. Какой из них выгоднее купить?
  3. Две дыни. Продаются две дыни одного сорта. Одна окружностью 60см., другая – 50 см. Первая в 1,5 раза дороже второй. Какую дыню выгоднее купить?

Решив две-три задачи, приходим к выводу, что выгоднее покупать крупные арбузы и дыни, так как они расцениваются всегда ниже их стоимости.

Предлагаю такие задачи еще и для того, чтобы убедить учащихся в том, что подлинное значение геометрии состоит не только в умении перечислять свойства фигур, но и в искусстве распоряжаться ими на практике для решения реальных задач.

Наглядность.

Демонстрируя наглядные пособия, стараюсь мобилизовать внимание учащихся и привлекать к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях и осязание, так как считаю, что включение большего числа органов чувств , в восприятие знаний способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Часто на уроках математики использую высказывания о математике и математиках. такие как: Математика – царица наук, арифметика – царица математики . (К.Ф. Гаусс)  

  • Полет – это математика. (В. Чкалов)
  • Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)
  • В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Н.Е. Жуковский)
  • Химия – правая рука физики, математика – ее глаз. (М.В. Ломоносов)
  • Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
  • Слеп физик без математики. (М.В. Ломоносов)
  • Математика - это язык, на котором говорят все точные наки. (Н.И. Лобачевский)

Большое значение имеет применение ИКТ на уроках математики, учащиеся  с удовольствием и особым вниманием просматривают подготовленные презентации на уроках.

Литература.

  1. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73..
  2. Зайцева Г.Д. Эвристическое обучение математике. - Бийск: БПГУ им. В.М.Шукшина, 2008
  3. Г.Д.Зайцева, Т.В. Медведева. Использование современных дидактических концепций при обучении математике учащихся средней школы.: учебно - методическое пособие. Алтайская гос. Академия им. В.М. Шукшина.-Бийск :ГОУВПО “АГАО”, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса на уроках математики

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволи...

формирование познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

Презентация подготовлена по итогам проведения математических сказок в начальной школе. Учащиеся 5 класса подготовили сказку и показали ее в начальной школе....

формирование познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

Презентация представляет работы учащихся пятого класса. Ребята сочиняют сказки для младших школьников и показывают их на уроках математики, тем самым они развивают интерес к математике....

Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС.

Методический семинар.  Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС....

«Старинные задачи как средство формирования познавательного интереса на уроках математики.»

стариные задачи как средство формирования познавательного интереса на уроках математики...

Формирование познавательного интереса на уроках математики

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовит...