Главные вкладки

    внеурочная деятельность 1 класс "Юный математик"
    рабочая программа по алгебре на тему

    Семёнова Ольга Алексеевна
    ФГОС внеурочная деятельность 1 класс "Юный математик"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1_matem.doc155.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    I. Пояснительная записка

    Рабочая программа  «Юный математик» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

        Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

        Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

    Содержание программы «Юный математик» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу  включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации  занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

    Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

    Задачи программы:

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
    • развитие краткости речи;
    • умелое использование символики;
    • правильное применение математической терминологии;
    • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
    • умение делать доступные выводы и обобщения;
    • обосновывать свои мысли.

    Ценностными ориентирами содержания программы являются:

    • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
    • освоение эвристических приёмов рассуждений;
    • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
    • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
    • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
    • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
    • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

    2. Общая характеристика учебного курса

    Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

    Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

    •  Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи, сказки на математические темы, конкурсы.
    • 3. Описание места учебного курса

         Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс.  

    4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

    Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

    • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
    • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

    — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    Метапредметные результаты:

    -сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

    -моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

    -применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

    -анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;

    -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;

    - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;

    -аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

    -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

    • воспитание чувства справедливости, ответственности;
    • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

    Предметные результаты

    -ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

    -ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

    -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

    -выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

    -анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;

    -составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;

    -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;

    -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

    -объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

    -анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

    -моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

    -осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

    5. Содержание учебного курса

    Математические игры:

    • «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
    • игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
    • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
    • игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
    • математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
    • работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
    • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

    Мир занимательных задач

    Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

    Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

    Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

    Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

    Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

    Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

    Геометрическая мозаика

    Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

    Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

    Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

    Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

    Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

    Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

    Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

    6.Тематическое планирование

             

    тема

    часы

    характеристика основных видов уч.деятельности

    планируемые результаты

    план

    факт

    1.

    Математика – это интересно

    1

    Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
    командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

    Л развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

    2.

    Танграм: древняя китайская головоломка 

    1

    Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
    заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
    полненной работы.

    -Мсопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

    -объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

    3.

    Путешествие точки

    1

      Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

    М решатьзадачи;

    оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

    участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

    4.

    Игры с кубиками

    1

    Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
    дого два кубика). Взаимный контроль.

    Л развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

    5.

    Танграм: древняя китайская головоломка

    1

    Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
    заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
    картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-
    ненной работы.

    -П сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

    -объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

    6

    Волшебная линейка

    1

    Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
    новения линейки.

    М решения задачи;

    оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

    участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

    7

    Праздник числа 10

    1

    Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
    ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.

    П ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

    -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

    8

    Конструирование многоугольников из деталей танграма

    1

    Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
    стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
    ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
    Проверка выполненной работы.

    Л Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

    развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

    9

    Игра-соревнование «Весёлый счёт»

    1

    Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
    1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей
    таблице.

    М решать задачи;

    оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

    участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

    10

    Игры с кубиками

    1

    Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
    дого два кубика). Взаимный контроль.

    -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

    -объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

    11-12

    Конструкторы лего

    2

    Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
    горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
    венному замыслу.

    Лразвитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

    13

    Весёлая геометрия

    1

    Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.

    М решать задачи;

    оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

    участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

    14

    Математические игры

    1

    Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
    «Вычитание в пределах 10».

    -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

    -объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

    15-16

    «Спичечный» конструктор

    2

    Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
    нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
    ной работы.

    П ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

    -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

    17

    Задачи-смекалки

    1

    Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
    способов решения.

    М решать задачи;

    оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

    участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

    18

    Прятки с фигурами

    1

    Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
    с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

    Лразвитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

    19

    Математические игры

    1

    Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
    «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
    в пределах 20».

    П ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

    -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

    20

    Числовые головоломки

    1

    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

    М решать по заданному алгоритму

    21-22

    Математическая карусель

    2

    Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
    ловоломки, занимательные задачи.

    П анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

    -моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

    -осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

    23

    Уголки

    1

    Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
    замыслу.

    П ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

    -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

    24

    Игра в магазин. Монеты

    1

    Сложение и вычитание в пределах 20.

    М решать задачи;

    оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

    участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

    25

    Конструирование фигур из деталей танграма

    1

    Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
    данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
    фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
    ной работы.

    П анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

    -моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

    -осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

     26

    Игры с кубиками

    1

    Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
    них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
    вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
    Взаимный контроль.

    П ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

    -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

    27

    Математическое путешествие

    1

    Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
    вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
    записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 
    = 7  7 + = 9  9 – = 6  6 + = 11
    2-й раунд: 11 – 
    = 8 и т. д.

    П уметь складывать и вычитать , ориентироваться в таблице

    28

    Математические игры

    1

    «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

    М решать задачи;

    оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

    участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

    29

    Секреты задач

    1

    Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

    П уметь складывать и вычитать , ориентироваться в таблице, М решать задачи

    30

    Математическая карусель

    1

    Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

    М решать задачи;

    оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

    участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

    31

    Числовые головоломки

    1

    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

    П ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

    -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

    32

    Математические игры

    1

    Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
    «Вычитание в пределах 20».

    М решать задачи;

    оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

    участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

    33

    КВН

    «Математика – Царица наук»

    1

    М решать задачи;

    оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

    участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

    7. Описание учебно-методического обеспечения

    1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –

    № 7.

    2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

    3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

    4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

    5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.

    8. Планируемые результаты реализации программы.

    Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

    • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
    • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
    • установка на безопасный здоровый образ жизни;

    Метапредметными результатами являются:

    • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
    • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
    • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
    • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
    • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
    • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
    • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

    Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

    занятие по внеурочной деятельности 1 класс

    Тема занятия: Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления....

    Презентация-отчет по внеурочной деятельности 1-4 классы.

    В данной презентации представлен отчет за II четверть по внеурочной деятельности 1-4 классы, по направлениям ЮИД и Шахматы....

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс в соответствии с ФГОС

    Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятел...

    Календарно - тематическое планирование к программе внеурочной деятельности 1-4 класс ФГОС

    Календарно - тематическое планирование к программе разработанной в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), пред...

    Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "Юный математик" 7 класс

    Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением к...