Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: 1) образовательная: совершенствование умения решать задачи с помощью систем уравнений в три этапа математического моделирования;
2) воспитательная: формирование навыков самоконтроля, интереса к предмету через межпредметные связи с физикой и историей;
3) развивающая: развитие устной и письменной речи, внимания и логического мышления, самостоятельности, способности выбирать оптимальный способ решения задачи.
Оборудование: - компьютер и проектор;
- Рабочая тетрадь по алгебре;
- Типовые тестовые задания(ОГЭ).
Подготовка к уроку: повторение способов решения задач с помощью систем уравнений различными методами.
Эпиграф к уроку:
Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть
– и впоследствии подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели!
Лейбниц
План урока:
- Оргмомент (сообщение о необходимости решения задач с помощью систем уравнений, связь темы урока с КИМами ГИА по математике).
- Актуализация опорных знаний (повторение методов решения систем уравнений).
- Закрепление материала (решение задач путем математического моделирования).
- Минута отдыха
- Самостоятельная работа
- Итоги урока. Домашнее задание. Рефлексия.
Презентация:
- Слайд 1: Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
Слайд 2: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями.
Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». А. Эйнштейн
- Слайд 3: Методы решения систем уравнений:
- подстановки;
- алгебраического сложения;
- введения новых переменных;
- графический.
А) Устно: что является графиком данных уравнений:
а) 6х + у = 4; г) у = ж) у – х2 = – 3;
б) х2 + у2 = 9; д) х2 + у = 5; з) у – х = 0?
в) ху = 6; е) (х – 2)2 + (у + 7)2 = 16;
Б) Устно: решить систему уравнений методом алгебраического сложения:
а) б) в)
В) Изобразив схематически графики уравнений, определите, сколько решений имеет система уравнений:
а) б)
Слайд 4: Алгоритм решения задачи с помощью системы уравнений:
1.Обозначить неизвестные элементы переменными;
2.Составить по условию задачи систему уравнений;
3.Определить метод решения системы уравнений;
4.Выбрать ответ, удовлетворяющий
условию задачи.
Слайд 5: Этапы решения задачи:
• Первый этап. Составление математической модели.
• Второй этап. Работа с составленной моделью.
• Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
- Закрепление материала (решение задач путем математического моделирования).
Слайд 6:
№7.5.Сумма двух натуральных чисел равна 46, а сумма их квадратов равна 1130. Найдите эти числа.
Пусть первое число равно х, второе число у. Так как сумма этих чисел равна 46, а сумма квадратов равна1130.
1)Составление математической модели.
2)Работа с математической моделью.
Систему решаем методом подстановки:
Решим уравнение:
(46 – у)2 + у2 = 1130
2116 – 92у + у2 + у2 – 1130 = 0
2у2 – 92у + 986 = 0
у2 – 46у + 493 = 0
D = 144; у1 = 17; у2 = 29.
3) Ответ на вопрос задачи.
Если у = 17, то х = 46 – 17 = 29;
если у = 29, то х = 46 – 29 = 17.
О т в е т: 29 и 17.
Решим задачу № 7.1. Из двух городов, расстояние между которыми 700км, одновременно навстречу друг другу отправляются два поезда и встречаются через 5ч. Если второй поезд отправится на 7 ч раньше первого, то они встретятся через 2ч после отправления первого поезда. Найдите скорость каждого поезда.
Решим задачу с помощью введения двух переменных.
1) Составление математической модели.
Пусть х (км/ч) - скорость первого поезда, а у (км/ч) - скорость второго поезда, тогда х+у (км/ч) - скорость сближения и до встречи они проедут 5*(х+у) (км). Если же второй поезд отправится на 7ч раньше и до встречи пройдет 2ч, то получается, что первый поезд был бы в пути 2ч, а второй 9ч и первый проехал бы до встречи - 2х (км), 9у(км) - второй. По условию расстояние между городами 700км. Составим математическую модель:
.
2) Работа с математической моделью. Систему решаем методом подстановки.
3) Ответ на вопрос задачи. 80км/ч – скорость первого поезда,60км/ч – скорость второго поезда.
О т в е т: 80 км/ч; 60 км/ч.
№ 3.(ОГЭ) Решите задачу: «Отношение двузначного числа к сумме его цифр равно 4, а отношение этого числа к произведению его цифр равно 2. Найдите это число».
1) Составление математической модели.
Пусть х – число десятков двузначного числа;
у – число единиц двузначного числа;
Тогда (10х + у) – данное двузначное число и х*у – произведение его цифр;
х+у – сумма его цифр.
Составим математическую модель:
2) 2)Работа с математической моделью. Систему решаем методом подстановки.
3) Ответ на вопрос задачи. Корень х = 0 не удовлетворяет условию задачи; тогда при х = 3 имеем у = 6. Данное число 36.
О т в е т: 36.
- Минута отдыха. Массаж ушных раковин.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против;
5) растирание ушей до ощущения «горения».
V. Самостоятельная работа
1уровень: №1,2(Рабочая тетрадь);
2уровень:№3,4(Рабочая тетрадь);
3уровень: № 7.8, 7.19.
Пусть первое натуральное число равно х, второе – у.
Составим и решим систему уравнений.
2500 – 50у – 50у – 50у + у2 – 11 = 0;
у2 – 150у + 2489 = 0;
D = 12544 = 1122; у1 = 19; у2 = 131 не удовлетворяет условию задачи (сумма двух натуральных чисел равна 50).
Если у = 19, то х = 50 – 19 = 31.
О т в е т: 31 и 19.
«Да, много решено загадок
От прадеда и до отца.
И нам с тобой продолжить надо
Тропу, которой нет конца»
Задача дня. Старинная русская задача.
Роскошно липа расцвела.
Под ней червяк завелся малый.
Да вверх пополз во всю он мочь –
Четыре локтя делал в ночь.
Но днем сослепу полз обратно
Он на два локтя аккуратно.
Трудился наш червяк отважный,
И вот итог работы важной,
Награда девяти ночей:
Он на верхушке липы сей.
- Теперь, мой друг, поведай ты,
Какой та липа высоты.
- Подведение итогов урока
Все закройте глаза, расслабьтесь, представьте море, солнце, пальмы. Мы отдыхаем. А теперь открывают глаза только те учащиеся, у которых есть трудности в решении задач. Теперь все откройте глаза.
Выставление оценок.
Домашнее задание: инструктаж п.7,№22В3(ОГЭ),№5,№8 в «Рабочей тетради»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций" в 7 классе
Подобный урок может быть проведён с целью закрепления пройденного материала....

Урок алгебры в 9 классе по теме: "Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций"
Урок комплексного применения знаний и формирования обобщённых умений средствами системы интегративных познавательных задач по алгебре в 9 классе...
Урок "Системы линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций"
План-конспект урока-практикума по теме "Системы линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций"...

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций
Интегрированый урок английского языка и математики "Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций"Учитель Английского языка Смусенок И. М. Учитель Математики Тимаргалеева Т.М....
Интегрированный урок по алгебре в 9 классе Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
Интегрированный урок в 9 классе по алгебре (и литературе) "Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций"...
