Реализация межпредметных связей на уроках математики в 5 - 8 классах в рамках ФГОС
план-конспект занятия по алгебре на тему
В работе показано преимущество использования интергрированных уроков
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Н.Чалбаева
(факультет математики, 2 курс магистратуры)
Научный руководитель: Е.Ю.Яшина,
доцент кафедры алгебры РГПУ им. А.И.Герцена
Реализация межпредметных связей на уроках математики
В настоящее время Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения определяет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования: 1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации; 2) сформированность целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки. [3]
Таким образом, в современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Конечно, учителя математики, литературы, физики, биологии воспитывают и развивают , в первую очередь, интерес к своему предмету. Но чем многосторонне учитель подходит к решению этой сложной задачи, тем успешнее он решает проблему развития у учащихся стремления к изучению смежных предметов, овладению всей совокупности знаний. С помощью межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения проблемы, а также решения сложных проблем реальной действительности.
Одним из уровней интеграционного процесса в обучении является создание интегрированных уроков, т.е. уроков, объединяющих в себе одновременно обучение по нескольким дисциплинам при изучении одного явления, понятия или темы.
Примером одного из таких уроков может служить урок для 5 класса по теме «Арифметические действия с десятичными дробями». На данном уроке класс будет представлять собой Научно – исследовательский институт им. Дроби Десятичной. Таким образом, учащимся будет продемонстрирована на раннем этапе связь математики и химии.
К планируемым результатам будут относиться следующие положения:
- предметные: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Арифметические действия с десятичными дробями»
- УУД
- коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений
- регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
- познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.
На уроке класс делится на команды по 4 – 5 человек; учитель заранее выбирает главных научных руководителей в каждой команде и знакомит их с формой проведения урока. В обязанности руководителя входит правильно распределить работу в своей группе (либо каждый решает свое задание, либо все делают сообща), следить за временем, отвечать на вопросы сотрудников. Таким образом, учащиеся будут учиться планировать как индивидуальную работу, так и групповую, а также находить способы взаимодействия между одноклассниками. С заданиями для лабораторной работы можно ознакомиться в Приложении 1.
После того, как учащиеся выполнили первое задание Лабиринт, им будет продемонстрирован опыт с использованием серной кислоты (перед выполнением задания Химический анализ). Учитель химии покажет опыт с обезвоживанием сахара серной кислотой. Данный эксперимент будет интересен учащимся, поскольку будут наблюдаться яркая реакция при взаимодействии ингредиентов. Опыт покажет, что неправильный расчет количества препаратов может привести к невыполнению реакции.
В конце урока учитель награждает главных научных руководителей грамотами, а также в каждой группе выбирается лучший научный сотрудник.
Рефлексия проводится при помощи разноцветных листов. У каждой команды на столах лежит три листа: красный (осталось очень много неясного ), желтый (практически во всем разобрались), зеленый (во всем разобрались); необходимо выбрать подходящий цвет для вашей команды и написать свое отношение по поводу урока.
Можно сделать вывод, что метапредметность изучаемой дисциплины представляет собой неотъемлемую часть современного урока не зависимо от его направленности и специализации. В любом предмете, в любой теме есть такие вопросы и задачи, которые в будущем молодому поколению помогут стать более социализированными и адаптированными к повседневной жизни. [2, c.2]
Как видно, преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами. [1, c.6]
Литература:
- Давыденко, Т.М. Теория и практика рефлексивного управления школой : автореф. дис. д-ра пед. наук / Т.М. Давыденко. – М., 2009. – 36 с.
- Лубчук Т.В. и др. Интегрированные уроки как средство реализации синергетического подхода в обучении. Пед.науки № 5. – Ставрополь, 2012. – 8с.
- http://standart.edu.ru
Приложение 1
Научно – исследовательский институт им. Дроби Десятичной
Лабораторная работа
- Лабиринт. Расшифруйте код вашей лаборатории, записав десятичную дробь словами.
Код лаборатории | Расшифровка |
- Химический анализ
Для проведения опыта необходимо использовать серную кислоту (химическая формула H2SO4 ) и азотную кислоту (химическая формула HNO3 ) .Серная кислота (1 баночка) в цене составляет 108,75 рублей , а азотная - 86,51 рублей. Сколько будет затрачено на покупку 5 банок серной кислоты и 3 банок азотной кислоты?
- Лаборатория. Наведите порядок в лаборатории. Заполните таблицу.
Исходный материал | 7,84; |
Натуральные числа | Правильные дроби | Неправильные дроби | Десятичные дроби | Смешанные числа |
- Химические опыты.
Для проведения серьезных и опасных опытов необходимо произвести некоторые вычисления.
3.1 1) 4,2 – (0,98 + 1,75) 2) (2,5 + 7,3) – 5,4 3) 16,52 – (4,9 + 10,95) 4) (12,5 – 7,25) + 0,6 5) (6,7 + 2,8) – 8,03 | 3.2 1) 0,486·15 2) 0,315·18 3) 4,5 * 16 4) 7 * 18,36 5) 394,2 : 9 | 3.3 1) 6, 24 • 10 2) 5, 387 • 100 3) 317, 6 : 100 4) 12, 5 : 10 5) 0,7 • 10 | 3.4 Сравнить: 1) 1,21 и 1,2 2)3,34 и 3,4 3) 8,6 и 8,37 4) 23,43 и 23,9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей на уроках математики
Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средст...

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.
Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении. (статья)...

Межпредметные связи на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные требования к учебному процессу. Учитель математики, начинающий реализовывать Стандарт на ступени основного образования, должен внести изме...

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности
Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...
Реализация межпредметных связей на уроках математики
Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает «мозаичное» представление о мире и его законах. Так...
Реализация межпредметных связей на уроках математики
Презентация, удобная для реализации на уроке. Содержит в себе как теоретическую часть, так и практическую....

Реализация межпредметных связей на уроках математики
Вопрос о межпредметных связях особенно остро продиктован теми социальными запросами, которые сейчас предъявляются к средней школе в связи с изменениями в сфере науки и производства.Чтобы осуществ...
