Коллегам
материал по алгебре по теме

Сальманова Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:

                                                                                           Готовим к итоговой аттестации

Стратегии работы с детьми групп риска

Группа риска

Краткая психологическая характеристика

Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ

Стратегии поддержки

Правополушарные дети

Значительно повышена активность правого полушария, у таких детей богатое воображение, хорошо развито образное мышление; они прекрасно воспринимают метафоры , образы, сравнения, теряясь при неоходимости мыслить логическими категориями

Испытывают  затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать; им трудно отвлечься от эмоций и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Хорошо справляются с гуманитарными предметами, сложности с предметами естественно-математического цикла.

На этапе подготовки: для лучшего усвоения материала важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы,  метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.

Во время экзамена: правополушарным детям имеет сысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях, сколько там, где требуется развернутый ответ; возможно именно с таких заданий им стоить начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора

Дети-синтетики

Синтетический или глобальный стиль деятельности характеризуется тем ,что дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки; им трудно составлять планы или коспекты. Синтетики редко концентрируются не  одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче экзамена синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

На этапе подготовки:  важно развивать у синтетиков аналитические навыки , учитывая, что ход их деятельности- от общего к частному.  При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием.  При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявленя основного  в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь.

Во время экзамена: в начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом; просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им  сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы, также им важно на экзамене опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.

Тревожные дети

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением , они склонны воспринимать любую ситуацию,связанную с учебой, как опасную, особую тревогу вызывает у них проверка знаний (контрольная работа, диктанты). Тревожные дети часто перепроверяют уже сделанное , постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакцией взрослого. Задают множества уточняющих вопросов. Часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания  обычно просят учителя   «посмотреть,  правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы и волосы.

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной экзамена для тревожного ребенка  является отсутствие эмоционального контакта со взрослыми.

На этапе подготовки:  для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта н а предэкзаменационном  этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого- создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающия высказывания: « Я уверен, что ты справишься», и т.д.

Во время экзамена: важно обеспечить детям ощущения эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть. Улыбнуться. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку6 «Я здесь, я с тобой,  ты не один, я уверен у тебя все получиться»

Неуверенные дети

Эти дети не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей; не могут самомтоятельно проверить качество своей работы: сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения ; в подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям. Такие дети списывают не потому что не знают ответа, а потому что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм , они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания. Но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное  решение. При сдачеэкзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

На этапе подготовки: очень важно, чтобы неуверенный ребенокполучил положительныйопыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций  «Сначала реши простые задания, потом пкереходи к  сложным ».  Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение  «Как ты думаешь, с чего лучше начать с простых или сложных заданий?»

Во время экзамена:  Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: « Я уверен , у тебя получиться», «Ты обязательно справишься». Если ребенок  никак не может приступить  к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его «Ты не знаешь , как начать, как выполнять следующезадание?» - и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае  нельзя говорить тревожные слова и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнения задания.

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Но, как показывает практика, у них очень редко имеет место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий.  У  таких детей неустойчивая работоспособность , им присущи частые колебания темпа деятельности, они могут часто отвлекаться.

Итогова аттестация требует очень высокой организованости деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

На этапе подготовки: Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать  для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел ( и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку им это недоступно.

Во время экзамена: Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?»,  «Что ты сейчас делаешь?».  Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть  линейку на то задание, кторое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много времени и сил.

Перфекционисты и «отличники»

Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью.  Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно. высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

Итоговая аттестация для данной категории детей-это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее-враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все. Причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них- это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

На этапе подготовки: очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости  выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировачные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

Во время экзамена: перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее . Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?»  и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» - и помогать ему скорректировать собственные ожидания:  «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию»

Гипертимные дети

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, ониимпульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя,  не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытыва затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности , зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особеностью  этой категории детей часто является  также не высокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Процедура экзамена требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. Сдругой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помагает им справиться с экзаменационными заданиями.

На этапе подготовки: очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, тоесть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнния задания. Основной принцип , которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал - проверь». Кроме того необходимо создать у таких детей ощущения важности ситуации экзамена. Это имено тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснять, какое огромное значение имеют результаты экзамена.

Во время экзамена: гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напомнить о необходимости самоконтроля. Кроме того, их лучше посадить так в класе, чтобы их возможности были минимальными.

«Застревающие» дети

Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лобильность психических функций Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они оснавательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировачный период при выполнении  каждого задания. Если таких детей начинать торопить , темп их деятельности снижается еще больше.

Процедура экзамена требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое , актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для «застревающих»  детей.

На этапе подготовки: навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебенужно решить 5 задач за час. Значит,  на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться . Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить  на каждое задание на экзамене.

Во время экзамена: задача взрослого- по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они по долгу раздумывают над каждым: « Ты можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя торопить , от этого темп деятельности только снижается

Аудиалы и кинестетики

Известно, что у человека три основные модальности восприятия: аудиальная(слуховая), визуальная (зрительная), и кинестетическая (тактильная). Укаждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации. Обучение в школе обычно включает опору на все три модальности  (устный рассказ, наглядное пособие, практическая работа), что в целом позволяет усваивать программу детям всех трех групп.

В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно,  если экзамен проводиться устно), ЕГЭ и ОГЭ имеют исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей - визуалов. Одновременно усложняя ее для детей - аудиалов и кинестетиков.

На этапе подготовки: необходимо , чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля , то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользоваться этим знанием при повторении учебного материала.

Во время экзамена: аудиалы могут воспользоваться речью. Тоесть очень тихо проговорить задания вслух. Чтобы это никому немешало стоит продумать в  какое место класса лучше посадить такого ребенка. В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении. Нужно просто помочь осмыслить суть задания. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями, например. Подвигать ногами под столом, им также стоит разрешить какую - то двигательную активность, например выйти из класса.

Астеничные дети

Основная характеристика астеничных детей – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую , сколько неврологическую природу , поэтому возможности ее  коррекции крайне ограничены.

Экзамен требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени 3-4 часа, поэтому у астеничных детей очень высока вероятность  снижение качества работы, возникновения чувства усталости.

На зтапе подготовки: при работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять  заведомо невыполнимых требований,  которым ребенок не сможет соответствовать:» Некоторые выпускники занимаются с утра и до вечера, а ты после двух уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особености. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить косультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или трвянных сборов.

Во время экзамена: астеничным  детям требуется несколько перерывов , поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких  «перемен» (отпустить в туалет и т.п.)



Предварительный просмотр:

Разработанные модели родительских собраний в средней школе

Этапы подготовки родительского собрания

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня соблюдения и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями предметниками. Цель этой встречи – персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту темы будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, и  именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебной процессе не дает.

При подготовке собрания следует придумать и организацию яви родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферы ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей разослать именные приглашения подготовить альбомы и видеоматериалы освещающие внеклассную жизнь детей заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах.  Завершает организационную часть этапа подготовки оформления классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном убранном классе.

 2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

 Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей его класса, чутко улавливает настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя  5 обязательных компонентов:

-  Анализ учебных достижений класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса: с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в

классе.  Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в        

значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах ,в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родителей должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечислении «грехов школьников»

-Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

-Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий, и т.д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

-Личные беседы с родителями.  На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний , и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать им понять, что их здесь не судят, а стремятся  помочь. Очень эффективно тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!».

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо делать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовит необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это последствие станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Советы психологов.

- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

- Отведите на проведение собрания не более 1, 5 часов.

- Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

- Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

- Не забудьте «золотое правило» педагогического  анализа: начинать с позитивного, затем, говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

- Предупредите родителей, что не вся информация может стать  достоянием детей.

- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

- Дайте понять родителям что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться .

- В личной беседе оцениваете успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

-Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

-  Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.

- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

- Давать негативную оценку всему классу.

- Переоценивать значение отдельных предметов.

- Избирать для общения назидательный тон.

И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны.

Глава 1

Тематика родительских собраний в 5-ом классе

В пятом классе родительские собрания должны быть направлены на:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся;
  • установление контакта родительского коллектива с педагогическим коллективом школы;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на формирование понимая возрастных изменений учащихся, общей культуры родителей;
  • внимание значимости и трудностей учебной деятельности пятиклассников;

Собрание 1

В настоящее время очень редко можно встретить такую ситуацию, когда учащиеся  всем классом и прежним коллективом попадают в пятый класс. Это связано с тем, что некоторые дети поступают после четвертого класса в гимназии или в другие учебные заведения. Поэтому классному руководителю пятого класса очень часто приходиться начинать работу с нуля. Для того, чтобы родители бывших четвероклассников желали участвовать в жизни детского коллектива, проявляли по-прежнему, как и в начальной школе, инициативу и творчество, необходимо включить их в общение со школой уже в августе месяце.

Первое родительское собрание- встречу уместно проводить в конце августа. Это позволит, во-первых, заранее познакомиться в с родителями учеников, которые переступают порог школы и класса впервые, настроить семьи на необходимость общения со школой, педагогами; во-вторых, создаст определенный оптимистический настрой на учебную деятельность, снимет боязнь семьи перед школой и учителями.

Первое родительское собрание в 5-м классе должно решать 2 задачи:

  1. Познакомить родителей будущих пятиклассников с классом, классным руководителем, педагогами, школой, администрацией, службами школой,  также самих родителей друг с другом, если они незнакомы.
  2. Помочь подготовиться родителям изменениям статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода ребенка в новые условия учебной деятельности.

Форма работы – торжественное собрание.

Вопросы для обсуждения:

  1. Встреча с директором школы и школьной администрации.
  2. Самопредставление классного руководителя будущих  учеников.
  3. Визитная карточка семьи пятиклассников.
  4. Знакомство со службами школы.
  5. Мини-лекция. Законы воспитание в семье. Какими им быть?
  6. Анкетирование родителей по теме собрание №1.
  7. Родительский тренинг «Ребенок в глазах родителей».

Подготовительная работа к собранию

  1. Приглашение на собрание представителей школьной администрации.
  2. Подготовка классным руководителем рассказа о себе.
  3. Подготовка родителями визитных карточек семьи.
  4. Письмо-обращение от имени учеников к своим родителям.

 

Полезная информация

Пятиклассники должны:

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
  • стараться учиться, стремиться овладеть знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
  • уметь общаться с продавцом, врачом, и т.д.;
  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный, выбор.

Пятиклассник постепенно начинает сам контролировать свою учебную работу, появляется самоконтроль. Ребенку необходим так называемый, пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. То есть, необходимо наблюдать за правильным выполнением всех операций, а не только смотреть на конечный результат работы. Ребенок должен учиться сам контролировать процесс учебы, только тогда у него сформируется такая важная психическая функция, как внимание.

Гиперактивные дети

 К гиперактивным детям относятся импульсные, невнимательные, часто отвлекающиеся, суетливые ученики, которые не могут спокойно сидеть на месте. У таких детей может быть высокий интеллект, но редко возникают проблемы в обучении и в общении с окружающими. Гиперактивные дети сами страдают от своего характера, поэтому им нужна постоянная психологическая поддержка и, конечно, в первую очередь со стороны родителей. Необходимо помнить, что такой ребенок будет делать только то, что вызывает у него интерес, и только до тех пор, пока ему не надоест. Поэтому нужно во время переключить ребенка с одного вида деятельности на другой.

Правила работы с гиперактивным ребенком:

  • работайте с ребенком в начале дня;
  • оставайтесь хладнокровными;
  • не перегружайте
  • делайте перерывы в роботе (игры-разрядки, физкультминутки);
  • не придирайтесь, снизьте требования к аккуратности;
  • чаще садитесь рядом с ребенком;
  • договаривайтесь заранее о нужных делах;
  • четко о понятно инструктируйте ребенка;
  • чаще поощряйте, хвалите ребенка и очень осторожно наказывайте;
  • давайте ребенку право выбора

Ход собрания

 Собрание проходит в классе, в котором будут учиться дети. Кабинет празднично оформлен (его можно украсить рисунками будущих пятиклассников, которые сохранились у учителя начальных классов). На школьной доске-фотографии выпускников, которые учились у  данного классного руководителя, добрые пожелания будущим пятиклассникам и их родителям. Уместно использовать хорошую музыку, связанную с темой торжественного собрания. На школьной доске можно поместить плакат, который станет эпиграфом первой встречи родителей и классного руководителя.

Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку:

единение умов и рук, сосредоточение сил  может стать почти  всемогущим.

Д.Уэбстер

Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту

Ф.Абрамов

Вступительное слово классного руководителя будущих пятиклассников

Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от мам и пап. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям трудные минуты жизни.

 В которой раз все мы вместе будем учиться преодолевать трудности, учится падать,  набивая как можно меньше шишек, учится радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников.

Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда получите в школе исчерпывающих ответ на самый, казалась бы, неразрешимый вопрос.

В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора, его заместителей, всех людей, которым поручено помогать семье в воспитании детей.

    Вступительное слово заместителей директора по учебной работе

 В этом вступительном слове необходимо сказать о традициях и обычаях школы,

О первоначальных требованиях к учащимся-пятиклассникам, познакомить родителей с Уставом школы и вручить его каждой семье вместе с визитной карточкой школы , указать дни консультации заместителя директора по учебной работе и других представителей администрации  учебного заведения.

    Самопредставление классного  руководителя:

  1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога
  2. Рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в работе с новым классом.

Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече представление семей. Это своего рода визитная карточка семьи на магнитофон. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье. Эта работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений.

Визитная карточка – представление семьи проходит по следующему плану:

  1. Фамилия, имя, отчество родителей.
  2. Возраст родителей, день рождение семьи.
  3. Интересы, увлечения семьи.
  4. Традиции и обычаи семьи.
  5. Девиз семьи.

Свой девиз каждая семья пишет на листе ватмана, который прикрепляется на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.

После представления и установления теплой атмосферы учитель приглашает родителей на экскурсию по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, ознакомить с расписанием его работы, предложить родителям записать телефон доверия психологической службы.

В обязательном порядке необходимо познакомить родителей с местом расположения школьной столовой, рассказать о том, каким образом в ней будет организовано питание детей в новом учебном году. Для родителей пятиклассников это очень важная информация, так как они понимают, что плохое питание самым серьезным образом может сказаться на здоровье детей, если классный руководитель и школа не будут уделять этому вопросу серьезное внимание.

Не менее важная информация для родителей— спортивные секции и кружки, которые будут работать в школе в новом учебном году. Прекрасно, если в школе есть информационный стенд для родителей, который необходимо показать им в ходе экскурсии.

В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором указаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

В конце собрания проводится анкетирование родителей по его теме.

На мой взгляд, очень уместно, если классный руководитель в конце первого собрания познакомит родителей с планированием будущих встреч в учебном году. Это позволит родителям подготовить вопросы по тематике следующего классного собрания и активно участвовать во встречах родителей с классным руководителем и друг с другом.

В конце родительского собрания можно сделать общую фотографию на память о первой встрече. На прощание родители получают большие разноцветные конверты, в которых находится письмо-обращение детей разных времен и народов к своим родителям. Взрослым предлагается дома внимательно прочитать полученный меморандум и руководствоваться им в воспитании собственных детей.

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям.

•               Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

•                Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

•               Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

•               Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

•               Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

•               Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».

•               Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.

•               Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».

  • Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
  • Не обращайте внимание на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
  • Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.                                                                                                                                                                          
  • Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
  • Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это — преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.                                                                                        
  • Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу это объяснить. Я попытаюсь сам себе и вам это объяснить, но на это надо время. Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
  • Не забудьте, что я развиваюсь, а значит — экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
  • Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.                                                                  
  •      Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ишу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
  • Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
  • Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
  • Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
  • Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.                                                                                                                                                                  Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.

•               Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

•              Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

•               Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернуться вам сторицей.

•                Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо

Я ВАШ РЕБЕНОК!

В конце родительского собрания родители пишут вопросы, на которые они не получили ответа. Это могут быть вопросы к администрации школы, педагогу. Не на каждый вопрос можно ответить сиюминутно. Для того, чтобы родители получили компетентный ответ на поставленные вопросы, на столе у педагога стоит коробка, в которую родители складывают свои вопросы. Классный руководитель сможет их проанализировать и ответить на них на следующем собрании или созвониться с родителями, если ответ не терпит отлагательств.

Литература для подготовки к собранию

  1. Г а з м а н. О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. М., 1999
  2. К о з л о о в а О.Н.  Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М., 1994.
  3. П р а в а  ребенка. (Конвенция ООН о правах ребенка.)  Нью-Йорк, 1992.
  4. Программа развития воспитания  в системе образования 1999-2001 гг. СПб.,1999.

Собрание 2

Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Задачи собрания: 

  1. Познакомить родительский комитет с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
  2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения собрания:  круглый стол

Основные вопросы для обсуждения

  1. Физиологические трудности адаптация пятиклассников к школе
  2. Психологические трудности адаптация пятиклассников к школе
  3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению
  4. Родительский практикум по проблеме

Подготовительная работа к собранию:

1.Диагностика учителей  

2. Анкетирование родителей

3. Оформление классного кабинета

Ход собрания

  1. Обсуждение вопроса «физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»
  2. Рекомендации для родителей
  3. Обсуждение вопроса «психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»
  4. Рекомендации для родителей

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Литература для подготовки к собранию

  1. В о с к о б о й н и к о в В. М.  Как определить и развить способности ребенка. СПб., 1996.
  2. К о л я д а М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
  3. Г и п п е н р е й т е р Ю. М. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
  4.  Х р е т о м а т и я по педагогической психологии М., 1995.

Собрание 3

Тема собрания: телевидение и пятиклассник.

Задачи собрания: 

1.Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка  с телевизором.

2.Показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние ученика.

Форма провидения собрания: Обмен мнением.

Подготовительная работа к собранию

1.Анкетирование учеников

2.Составление телепрограммы класса

3.Полезная информация

Ход собрания

1.Вступительное слово классного руководителя

2.Анализ общей статистики по проблеме собрания

3.Анализ общей статистики по проблеме собрания

Литература для подготовки к собранию

  1. St.  Aufenanger.
  2. Волинова Т. В. Учитель и семья. М., 1979.
  3. В о с п и т а т е л ь н а я работа в школе. Методическое пособие. Псков, 1994.

Собрание 4

Тема собрания:  Что значит быть гимназистом?

Форма проведения собрания: гимназический форум

Задачи собрания:

  1. Показать родителям особенности обучение в гимназии, формировать у родителей и учащихся культуру принадлежности к традициям русской гимназии
  2. Развивать у родителей интерес к участию в подготовки и проведении совместных родительских собраний.

Литература для подготовки к собранию

  1. Л а в р е н о в а Л.Е. детские праздники в школе и дома. СПб., 2002.
  2. Ф оп е л ь К. Создание команды. М., 2002.
  3. Ф и л и м о н о в а Н.И. через занимательное – к развитию личности. Минск, 2000.

Собрание 5

Тема собрания: О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

Задачи собрания:

  1. Показать родителям значение ученой домашней работы школьника.
  2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможное пути решения данной проблемы.

Форма проведение собрания: встреча с учителями – предметниками.

Подготовительная работа к собранию

  1. Анкетирование учащихся
  2. Анкетирование родителей
  3. Анкетирование учителей-предметников

Ход собрания

  1. Статистика собрания. Данные психологических исследований.
  2. Вступительное слово классного руководителя
  3. Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме собрания

Литература для подготовки собрания

  1. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Министерство образования РФ. Классный руководитель М., 2001. №8.
  2. Глассер У. школа без неудачников. М., 1991.
  3. Доналдсон Мю Мыслительная деятельность детей . М., 1985.
  4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выписка из решения коллегии Протокола № 3 коллегии 2021 ШНРО и ШФНСУ

Выписка из решения коллегии Протокола № 3 коллегии 2021 ШНРО и ШФНСУ...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Анализ работы ДДТ

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Анализ работы ДДТ...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ШИБЦ

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ШИБЦ...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ТР СШ1 СШ2

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ТР СШ1 СШ2...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 школьная медиация

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 школьная медиация...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 наставничество

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 наставничество...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Консультационный центр дс1

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Консультационный центр дс1...