конспект урока "Степень числа. Квадрат и куб числа".
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Макеева Мария Олеговна

конспект урока по теме : "Степень числа. Квадрат и куб числа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_stepen_chisla.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект

урока математики в 5 классе СОШ № 7 города Ишим на тему:

«Степень числа. Квадрат и куб числа»

Учитель Протопопова Мария Олеговна

Ишим, 2014

Тема урока: Степень числа. Квадрат и куб числа.

Дата проведения: 24. 11. 14.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающие: способствовать усвоению учащимися понятий степени числа, основания степени, показателя степени, отработать с учащимися навык возведения числа в степень, отработать с учащимися навык вычисления числовых выражений, содержащих степени натурального числа.

Развивающие: создать условия для развития устной математической речи учащихся (при чтении математических выражений, содержащих слова: «степень», «показатель степени», «основание степени», «квадрат числа», «куб числа»), логического мышления, внимания, памяти учащихся (при повторении ранее изученного материала), способствовать формированию у ребят умения применять полученные знания для дальнейшего решения примеров и задач, в том числе и из жизненной практики.

Воспитательные: способствовать формированию у учащихся интереса к математике, воспитывать положительное отношение к знаниям через решение заданий, продолжить воспитание нравственных качеств личности, аккуратности в оформлении математических записей.

Оборудование:  презентация, таблица квадратов первых 10 натуральных чисел, таблица кубов первых 10 натуральных чисел.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Актуализация знаний (5 мин.).
  3. Изучение нового материала (10 мин.).
  4. Первичное закрепление материала (25 мин.).
  5. Постановка домашнего задания (2 мин.).
  6. Подведение итогов (2 мин.).

Список использованной литературы:

  1. Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 31 – е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.: ил.
  2. Попова, Л.П. ...................................

Ход урока:

  1. Организационный момент

Ребята открывают тетради, записывают.

(Слайд 1)

Учитель. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым материалом. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока: «Степень числа. Квадрат и куб числа».

  1. Актуализация знаний

«Круговые» примеры показаны в презентации.

(Слайд 2)

Ответы детей.

Учитель. Давайте с вами устно решим «круговые» примеры, записанные на доске. Ответ первого выражения является началом в записи следующего, соедините выражения стрелочками.

  1. Изучение нового материала

(Слайд 3)

Ребята записывают в тетради. Отвечают на вопросы.

(Слайд 4)

Ребята хором повторяют за учителем.

Учащиеся в тетради подписывают обозначения.

(Слайд 5)

Дети отвечают.

(Слайд 6)

Учащиеся записывают в тетради, выделяют.

Дети открывают учебники, записывают пример. Отвечают на вопрос.

Учитель записывает на доску.

Учитель. В каких выражениях можно одно действие заменить другим? Почему? Каким действием?

Ученики.  В выражениях 35 + 35 + 35 + 35 + 35 и

51 + 51 + 51 + 51. Поскольку в каждой из этих записей все слагаемые равны друг другу, мы можем заменить данные суммы произведением

35 + 35 + 35 + 35 + 35 = 5 · 35 и

51 + 51 + 51 + 51 = 4 · 51.

Учитель. Правильно. Запишите данные выражения в тетради.

Учитель. Что обозначает каждое число в этом произведении?

Ученики. В этом произведении число 5 и 4 показывают, сколько слагаемых было в сумме.

Учитель. Верно, ребята. Сегодня вы научитесь выполнять еще одну замену. Давайте разберем, какую. Произведение, в котором все множители равны друг другу, тоже записывают короче, например, вместо 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3  пишут  35. Запись 35 читают «три в пятой степени». Давайте хором проговорим с вами: «три в пятой степени».

Учитель. В этой записи число 3 называют основанием степени, число 5 - показателем степени, а выражение 35 называют степенью. Давайте отметим это.

Учитель. Основание степени показывает, чему равны множители в произведении, а показатель степени говорит нам о том, сколько множителей содержится в произведении. Назовите основание и показатель степени: 23; 31; 152.

Ученики. 23 – основание степени 2, показатель степени 3;

 31 – основание степени 3, показатель степени 1;

152 – основание степени 15, показатель степени 2.

Учитель. Молодцы, ребята. Вторую степень числа называют иначе. Произведение 15∙15 называют квадратом числа 15 и обозначают 152. Т.е. можно указать общую запись:  n2 = n ∙ n - произведение n и n называют квадратом числа n и обозначают n², и читается «эн в квадрате».  Запишите это в тетрадях и выделите.

Третья степень числа также имеет другое название. Произведение 5∙5∙5 называют кубом числа 5 и обозначают 53. Т.е. можно указать общую запись: n3= n ∙ n∙ n - произведение n∙ n∙ n называют кубом  числа n и обозначают n³, читается «эн в кубе». Запишите это ниже.

Первую степень числа считают равной самому числу: 61 = 6; 1001 = 100; 11 = 1. Показатель степени 1 обычно не пишут, т.е. укажем общую запись: n1=n.

Еще один момент: если в числовое выражение входят степени чисел, то их значения вычисляют до выполнения остальных действий.

Учитель. Откройте учебник на стр.99, разберем пример №2: (4 + 3)2 ∙ 52 – 83 + 23. Запишите его в тетрадь. Каков порядок действий в данном примере?

Ученики. Сначала вычисляем то, что находится в скобках, затем вычисляем значения степени чисел и выполняем действия по порядку.

Учитель. Верно, давайте это зафиксируем:

 (4 + 3)2 ∙ 52 – 83 + 23 = 72 ∙ 5 ∙ 5 – 8 ∙ 8 ∙ 8 + 2 ∙ 2 ∙ 2 =

49 ∙ 25 – 512 + 64 = 1225 – 512 +64 = 777.

  1. Первичное закрепление материала

(Слайд 7)

Ребята встают и выполняют вместе с учителем физминутку.

Ученик выходит к доске, читает задание и решает номер, остальные – в тетрадях.

Ученики по цепочке выходят к доске, записывают в тетрадях. Ученики у доски проговаривают свои действия и степень.

Ученики по цепочке выходят к доске, записывают в тетрадях. Проговаривают у доски свои действия и степень.

Ученики по цепочке выходят к доске, записывают в тетрадях. Проговаривают у доски свои действия и степень.

Ученик выполняет решение у доски, проговаривает свои действия.

Ребята самостоятельно в тетрадях выполняют номер.

Учитель. Записали? Всем понятно?

Ученики. Записали, все ясно. Давайте выполним физминутку:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.     

Учитель. А сейчас письменно выполним № 652. Один ученик у доски, остальные  решают в тетрадях.

Ученик. Составьте таблицу квадратов чисел от 11 до 20.

Учитель. Что мы должны сделать?

Ученик. Начертить таблицу, записать данные значения и найти квадрат каждого из указанных чисел.

Учитель. Молодец, правильно, давай построим таблицу.

Ученик.

n

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

n2

121

144

169

196

225

256

289

324

361

400

Учитель. У всех так получилось?

Ученики. Да, также получилось.

Учитель. Молодец, присаживайся на место. Решаем следующий №653 (а – е), по цепочке, начиная с первой парты, решаем по одному примеру у доски, остальные – записываем в тетрадь. Проговариваем свои действия и называем степень.

Ученики. Нужно представить в виде степени произведение:

а) 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 = 67;

б) 25 ∙ 25 ∙ 25 ∙ 25 ∙ 25 = 255;

в) 73 ∙ 73 = 732;

г) 11 ∙ 11 ∙ 11 ∙ 11 = 114;

д) 9 ∙ 9 ∙ 9 = 93;

е) m ∙ m ∙ m ∙ m ∙ m ∙ m = m2.

Учитель. Все правильно, молодцы, ребята. Переходим к другому номеру, требуется, наоборот, представить в виде произведения степень, № 654 (а – е). Продолжаем решать по цепочке и не забываем проговаривать.

Ученики.

а) 75 = 7 ∙ 7 ∙ 7 ∙ 7 ∙ 7;

б) 124 = 12 ∙ 12 ∙ 12 ∙ 12;

в) 153 = 15 ∙ 15 ∙ 15;

г) 10002 = 1000 ∙ 1000;

д) 607 = 60 ∙ 60 ∙ 60 ∙ 60 ∙ 60 ∙ 60 ∙ 60;

е) n9 = n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n.

Учитель. У всех сошлись ответы?

Ученики. Да.

Учитель. Молодцы. Так же по цепочке решаем №655.

Ученики. Найти значения:

252 = 25 ∙ 25 = 625;

1002 = 100 ∙ 100 = 10000;

103 = 10 ∙ 10 ∙ 10 = 1000;

113 = 11 ∙ 11 ∙ 11 = 1331;

123 = 12 ∙ 12 ∙ 12 = 1728;

153 = 15 ∙ 15 ∙ 15 = 3375.

Учитель. Молодцы, ребята. Один ученик работает у доски.

Учитель. Читай задание №657 (а – г) и выполняй под буквой а), не забывай все проговаривать.

Ученик. Найдите значение выражения: 32 ∙ 18.

Учитель. В какой порядке следует выполнять действия, если в выражении есть возведение в степень?

Ученик. Сначала возводим в степень, затем выполняем умножение.

Учитель. Верно, приступай к решению.

Ученик. 32 ∙ 18 = 3 ∙ 3 ∙ 18 = 9 ∙ 18 = 162.

Учитель. Правильно, присаживайся. Под буквами б), в), г) решаем самостоятельно.

Ученики.

б) 5 + 42 = 5 + 4 ∙ 4 = 5 + 16 = 21;

в) (5 + 4)2 = 92 = 9 ∙ 9 = 81;

г) 52 + 42 = 5 ∙ 5 + 4 ∙ 4 = 25 + 16 = 41.

  1. Постановка домашнего задания

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Молодцы, а теперь открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 101, п. 16, № 666, 668 (а – д), 669.

 

  1. Подведение итогов

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель. Чем мы занимались сегодня на уроке?

Ученики. Изучали степень числа, квадрат и куб числа, представляли в виде степени произведение, в виде произведения степень, решали примеры со степенями.  

Учитель. Решение каких примеров у вас вызвали затруднения?

Ученики. Затруднений не было.

Учитель. Вы сегодня отлично поработали. Спасибо за урок. До свидания.


Эскиз доски

На уроке: №652, 653 (а – е), 654 (а – е), 655, 657 (а – г)

Д/з: стр. 101, п. 16,

№ 666, 668 (а – д), 669

24.11.14.                            Классная работа

Степень числа. Квадрат и куб числа

(4 + 3)2 ∙ 52 – 83 + 23 = 72 ∙ 5 ∙ 5 – 8 ∙ 8 ∙ 8 + 2 ∙ 2 ∙ 2 = 49 ∙ 25 – 512 + 64 = 1225 – 512 +64 = 777

№ 652

n

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

n2

121

144

169

196

225

256

289

324

361

400

  № 653

а) 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 = 67                             г) 11 ∙ 11 ∙ 11 ∙ 11 = 114

б) 25 ∙ 25 ∙ 25 ∙ 25 ∙ 25 = 255                           д) 9 ∙ 9 ∙ 9 = 93

в) 73 ∙ 73 = 732                                                е) m ∙ m ∙ m ∙ m ∙ m ∙ m = m2

n2=n∙n – квадрат числа n

n3=n∙n∙n – куб числа n

n1=n


Эскиз тетради ученика

24.11.14.                                    Классная работа

Степень числа. Квадрат и куб числа

35+35+35+35+35=5·35

51+51+51+51=4·51

3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 = 35

35 - степень

3 – основание степени

5 – показатель степени

n2=n∙n – квадрат числа n

n3=n∙n∙n – куб числа n

n1=n

(4 + 3)2 ∙ 52 – 83 + 23 = 72 ∙ 5 ∙ 5 – 8 ∙ 8 ∙ 8 + 2 ∙ 2 ∙ 2 = 49 ∙ 25 – 512 + 64 = 1225 – 512 +64 = 777

№ 652

n

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

n2

121

144

169

196

225

256

289

324

361

400

  № 653

а) 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 6 = 67                             

б) 25 ∙ 25 ∙ 25 ∙ 25 ∙ 25 = 255                           

в) 73 ∙ 73 = 732                       

г) 11 ∙ 11 ∙ 11 ∙ 11 = 114

д) 9 ∙ 9 ∙ 9 = 93

е) m ∙ m ∙ m ∙ m ∙ m ∙ m = m2

№ 654

а) 75 = 7 ∙ 7 ∙ 7 ∙ 7 ∙ 7                                

б) 124 = 12 ∙ 12 ∙ 12 ∙ 12                          

в) 153 = 15 ∙ 15 ∙ 15    

г) 10002 = 1000 ∙ 1000          

д) 607 = 60 ∙ 60 ∙ 60 ∙ 60 ∙ 60 ∙ 60 ∙ 60

е) n9 = n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n

№655.

252 = 25 ∙ 25 = 625                                      

1002 = 100 ∙ 100 = 10000                            

103 = 10 ∙ 10 ∙ 10 = 1000                            

113 = 11 ∙ 11 ∙ 11 = 1331

123 = 12 ∙ 12 ∙ 12 = 1728

153 = 15 ∙ 15 ∙ 15 = 3375

№657

а) 32 ∙ 18 = 3 ∙ 3 ∙ 18 = 9 ∙ 18 = 162

б) 5 + 42 = 5 + 4 ∙ 4 = 5 + 16 = 21

в) (5 + 4)2 = 92 = 9 ∙ 9 = 81

г) 52 + 42 = 5 ∙ 5 + 4 ∙ 4 = 25 + 16 = 41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степень числа. Квадрат и куб числа

Урок изучения нового материала в 5 классе с применением ИД (конспект урока, самоанализ)....

Учебный материал по теме: "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Разработка в виде презентации, т.е весь урок можно использовать данную презентацию....

Презентация по теме "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Презентация для урока по теме "Степень числа. Квадрат и куб числа". Тип урока - урок усвоение новых знаний. В результате учащиеся должны знать: определение степени, понятия: основание и показатель сте...

Степень числа. Квадрат и куб числа.

Презентация к первому уроку по изучаемой теме....

Урок математики в 5 классе по теме "Степнь числа. Квадрат и куб числа"

Данный урок представлен  в соответствии с требованими федерельного государственного образовательного стандарта.План урока представлен по новой форме, в виде таблицы, в которой прописано, как на у...

Конспект урока по теме "Степень числа. Квадрат и куб числа"( 5класс)

Конспект урока по теме "Степень. Квадрат и куб числа" разработан на ступени перехода к новым ФГОС. Учебник Н.Я.Виленкин...Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...