Методическая разработка к уроку математики по теме: "Площадь треугольника" 5 класс.
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Урок является одной из отправных точек для изучения, в дальнейшем геометрии. Главный акцент на уроке сделан на отработку навыков нахождения площади треугольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме  

«Площадь треугольника»

                   Учитель: Исакова Н.А.

              МБОУ «СОШ №8»

               г. Ханты-Мансийск

                     2014-2015 учебный год

                                                                                                                                           

Урок математики в 5 классе по теме «Площадь треугольника»

                                                                                                                                                  Цель урока: Расширение знаний учащихся за счет знакомства с новой формулой.

                                                                                                                                         Задачи урока:

  1. Обучающие: Продолжить знакомство с геометрическими фигурами, формировать понятие площади фигуры и решать задачи на нахождение периметра и площади.          
  2. Развивающие: Совершенствовать вычислительные и графические навыки, развивать логическое мышление и пространственное воображение. Уметь находить выход в нестандартной ситуации.                                                                
  3. Воспитательные: Воспитывать взаимоуважение, самостоятельность. Создать благоприятные условия в классе для восприятия учебного материала.                                                                                              

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – организация познавательной деятельности.

                  Оборудование урока:

1.Компьютор;

2.Мультимедийная установка;

3.Компьютерная презентация;

4.Раздаточный материал. Индивидуальные практические задания. Кроссворд.

                       Ход    урока  

1.Организационный момент.

Приветствие. Математика – гимнастика ума  и поэтому урок начинаем с разминки. Устный счет. (Слайд 1)                                    

На доске чертежи треугольника и прямоугольника.

Историческая справка: А знаете ли вы, что еще в древности стали вводить некоторые знаки и обозначения для геометрических фигур и понятий. Так древнегреческий ученый Герон  вместо слова треугольник стал применять знак             (слайд2)А знаете ли вы, что треугольник является одной из первых геометрических фигур, которая стала использоваться в орнаментах древних народов.

Вопросы классу: Какие фигуры на чертеже? Что называется треугольником? Как обозначается? Виды треугольников по углам? Что называется периметром треугольника? Единицы измерения?  Где в жизни применяется? Что называется прямоугольником? Периметр прямоугольника? Площадь прямоугольника? Единицы измерения? Чем сегодня будем заниматься на уроке узнаете разгадав кроссворд.(слайд3)

2.Актуализация знаний.

  Работа   индивидуальная. На столах учащихся карточки.                                         - Сделайте необходимые измерения и вычислите площади заданных фигур.

 -Давайте проверим ваши вычисления. Какие измерения вы сделали, чтобы   вычислить площадь прямоугольника?

 -Какие измерения вы сделали для вычисления площади квадрата? Прямоугольного треугольника? Какие измерения вы сделали для вычисления площади треугольника? Почему вы не смогли вычислить площадь данного треугольника?                                                                                                Итак, нам пока не известна формула площади треугольника. Какова тогда цель нашего сегодняшнего  урока?

 Познакомиться с формулой площади треугольника. Научиться вычислять площадь треугольника. Использовать формулу площади треугольника для решения задач.                                                                                                         Учитель на доске строит треугольник, вводит  обозначения и проводит доказательство формулы площади треугольника, опираясь на ответы учащихся.

                                         S=S1+ S2 

S1=    ∙ AD∙ BD;          S2=    ∙ CD∙ BD;          

S=    ∙ AD∙ BD +    ∙ CD∙ BD = ∙ BD (AD + CD)=  ∙ BD ∙ AC

S=  ah

 Площадь треугольника равна половине произведения  его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.

 Прочитываем формулировку в учебнике.

 Учащиеся хором повторяют формулировку.    

3.Физкультминутка.(слайд 5) Сегодня наша физкультминутка будет тоже посвящена геометрии. Задание:  С помощью рук покажите прямой угол, острый угол, тупой угол. Задание в парах: С помощью  рук покажите прямоугольный треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник.

 4.Закрепление изученного материала.                                

 Решение задач на готовых чертежах (карточки на парте ).

 Задача 1(слайд6)

Вычислите площадь треугольника, если его сторона равна 18см, а высота, проведенная к этой стороне 6 см.                                                                      Задача2(слайд7)                                                                                                  Вычислите площадь треугольника, если его сторона равна 22см, а высота, проведённая к этой стороне, равна 10 см.                                                         Задача 3(слайд 8)

 Вычислите площадь треугольника, если  его сторона равна 30см, а высота  - 14 см.

Похожа эта задача на предыдущую?  можно  ее решить? Какие данные задачи следует уточнить?

Задача 3(слайд9)

 Вычислите площадь треугольника, если  его сторона равна 30см, а высота, проведенная к этой стороне, равна  14 см.

Задача 4 (слайд10)                                                                                                                         Какие построения нужно сделать чтобы решить третью задачу?                    Задача 5(слайд11)                                                                                                     Сторона треугольника – 9 см, а высота, проведенная к этой стороне, на 3 см длиннее. Какова площадь этого треугольника?                                                                                                                    

5.Итоги урока.  Выставление оценок. Домашнее задание(слайд12) Составить рисунок из треугольников. Найти площадь этого рисунка

 6.Рефлексия: (слайд13)                                                                                                               Сегодня на уроке я узнал …                                                                                         Было трудно…                                                                                                                        На уроке я научился…

Я понял, что…                                                                                                                            Я смог…                                                                                                                                    

                                   

Самоанализ урока

                                                                                                                                                      На уроке обобщались и дополнялись сведения о прямоугольнике ,квадрате, треугольнике, их периметре и площади полученные в начальной школе.

Урок является одной из отправных точек для изучения, в дальнейшем, геометрии. При планировании урока учитывались возможности класса. В ходе урока решались следующие задачи:

  1. Образовательные - продолжить знакомство с геометрическими фигурами, формировать понятие периметра и площади фигур и решать задачи на нахождение периметра и площади фигур;
  2. Развивающие -совершенствовать вычислительные и графические навыки, развивать логическое мышление и пространственное воображение.
  3. Воспитательные – воспитывать взаимоуважение, целеустремленность, самостоятельность. Создать благоприятные условия в классе для восприятия учебного материала.

Решению задач способствовала выбранная структура урока. Время на уроке было распределено рационально. Все этапы урока логически связаны между собой. Главный акцент на уроке был сделан на отработку навыков нахождения площади фигур. На уроке был применен метод  проблемного обучения, дифференцированный подход, применялись здоровье сберегающие  технологии(дозировка учебной нагрузки, построение урока с учетом работоспособности учеников, проведение физ. минутки, смена видов деятельности).Кроме доски, на всех этапах урока, использовалась, разработанная учителем, презентация и раздаточный материал урока(шаблоны из цветной бумаги разного размера).

В конце урока  ученики были оценены.Полезен был и этап рефлексии, на котором ученики продемонстрировали свое отношение к полученным знаниям. План урока выполнен, цели достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теста по геометрии по теме " Площадь" 8 класс

Данный тест составлен по теме « Площадь» и предназначен для учащихся 8 класса. Представленные задания можно использовать при организации обобщающего повторения по указанной теме и для под...

Конспект и презентация к уроку математики по теме "Площадь треугольника" к учебнику С.А. Козловой Математика, 5 класс

Данная разработка содержит конспект урока и презентацию к уроку математики по теме "Площадь треугольника", а так же тест по изученному материалу....

Презентация к уроку математики по теме: "Площадь треугольника" 5 класс.

Урок является одной из отправных точек для изучения, в дальнейшем геометрии. Главный акцент на уроке сделан на отработку навыков нахождения площади треугольника....

Презентация к уроку математики по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника", 5 класс

Презентация к уроку математики для 5 класса по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника". Презентация содержит материал для изучения понятия площади, формул площади квадрата и прямоугол...

Технологическая карта урока математики по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника" 5 класс

Файл содержит технологическую карту урока математики по теме "ПЛОЩАДЬ. ФОРМУЛА ПЛОЩАДИ ПРЯМОУГОЛЬНИКА"Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий....

Моя презентация к уроку математики по теме "Площадь трапеции" 8 класс

Подробная презентация к уроку по математике по теме «Площадь трапеции» для учащихся 8 классов. Объяснение нового материала, задания для выполнения в классе и дома. Задачи взяты из открытог...

План-конспект урока математики по теме: «Площадь. Формулы площади прямоугольника и квадрата» 5 класс

План-конспект урока математики по теме: «Площадь. Формулы площади прямоугольника и квадрата»5 класс...