Урок «Программирование графики»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Чеботарева Евгения Александровна

Методическая разработка интегрированного урока по информатике и алгебре "Программирование графики в Паскале" для учеников 9 класса. В разработке представлена технологическая карта урока, презентация, интерактивные задания и задания для практической работы. В практическую работу включены материалы из открытого банка заданий ОГЭ по математике. Методическая разработка может быть использована при подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: информатика и ИКТ, алгебра

Тема: «Программирование графики»

Учитель:  Чеботарева Евгения Александровна

ФГКОУ СПбСВУ МО РФ

 

2015 год


Урок  «Программирование графики»

УМК: Семакин И.Г.                

Класс: 9

Педагогические методы обучения и(или) воспитания, образовательные технологии, дидактические приемы: создание проблемной ситуации, прием выполнения задания по технологической карте, дидактический прием «Найди пару», рефлексия знаний.

Тема курса: «Введение в программирование»

Цель урока: 

  • научить строить графики сложных функций;
  • показать как средствами языка программирования можно решить алгебраическую задачу;

Задачи урока:

Обучающие:

  • закрепить понятие компьютерной системы координат;
  • ввести понятие масштабирования графиков функций;
  • ученики должны понять и запомнить формулы масштабирования;
  • ученики должны научиться применять их для построения графика функции;
  • решать аналогичные задачи, используя блок-схему и алгоритмический язык Паскаль;
  • ученики могут проанализировать графики функций с точки зрения алгебры;
  • подготовка к ГИА по математике

Воспитывающие:

  • воспитание интереса к применению средств программирования в практических целях.

Развивающие:

  • находить общее и различие в поставленных задачах, замечать ошибки;
  • формирование умений обобщать, сравнивать, оценивать, контролировать, анализировать, делать выводы;
  • развитие логического мышления;

Тип урока: интегрированный урок Алгебра-Информатика

Продолжительность урока 45 минут.

Техническое и программное обеспечение: компьютерный класс с персональным компьютером для каждого учащегося, интерактивная доска, локальная сеть, операционная система Windows 7, среда программирования Pascal ABC.

Необходимые знания и умения учащихся  к этому моменту:

  • знание основных видов графиков (парабола, гипербола, прямая...);
  • умение строить график функции по точкам;
  • знание основных алгоритмических конструкций языка Паскаль;
  • умение строить основные графические примитивы (оси координат, точки);
  • умение написать программу по блок-схеме;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

умение построить график произвольной функции средствами программирования, умение масштабировать графики функции, умение анализировать получившийся график.

Личностные:

формирование уверенности в своих силах.

Метапредметные:

умение адекватно и осознано использовать математические знания при выполнении задачи по информатики, а так же работать по заданному образцу.

Информационная карта урока:

Этапы урока

Время

мин.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОР и ЭОР,

дидактические пособия

Мобилизующий этап

3

Проверка д/з: график y=x2-6|x|+3x.

Анализируем какой это вид графики(научная графика)? Где применяется? Какие виды математических графиков знают ученики? Как строится график на уроке алгебры?

Показывает пример д/з выполненного одним из учеников, задает наводящие вопросы, проводит интерактивный опрос «найди пару».

Показывают и проверяют д/з, вспоминают алгоритм построения графика функции, отвечают на вопросы.

http://learningapps.org/watch?v=p17sbstha

http://learningapps.org/watch?v=pxt533eq3

Целеполагание

5

Сформулировать цель урока: построить график функции средствами программирования, вспомнить известные команды работы с графикой. Вспомнить при подготовке к каким заданиям ГИА надо уметь строить такие графики.

Задает наводящие вопросы

Помогает сформулировать цель урока

Формулируют цель урока: построить график функции  средствами языка Паскаль.

Записывают тему урока в тетрадь

http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/afrms.php?proj=

Осознание учениками недостаточности имеющихся знаний

10

Рассматриваем результаты построения разных графиков в паскале.

Вопрос: Почему не все графики помещаются на экране? Как исправить?

Определить правила масштабирования графиков.

Показывает ученикам справочную систему Паскаля, объясняет, как пользоваться помощью.

Рассказывает о масштабировании графиков, вводит формулы

Масштабирования:

K*X+ШиринаОкна/2

-K*Y+ВысотаОкна/2

Определяют, какие команды им уже известны, какие – нет. Узнают, где можно прочитать о неизвестных командах. Примерно определяют коэффициенты масштабирования.  

Презентация приложение 2

Закрепление нового материала

20

Практическая работа.

Выполнение индивидуального задания на компьютере: написать программу построения графика в среде Паскаль АВС, проанализировать полученный график и ответить на вопрос.

Раздает маршрутные листы и карточки с заданием, консультирует учеников в процессе выполнения задания

По маршрутному листу пишет программу на Паскале, анализирует получившийся график и отвечает на вопрос задания в тетради.

Технологические карты, карточки с заданием (приложения 2 и 3)

Рефлексия

5

Ученики анализируют, какие знания у них были в начале урока, что нового они узнали и научились делать, что еще нужно узнать.

Раздает карточки для рефлексии

Дописывают предложения в карточках, сдают учителю

Карточки для рефлексии (приложение 4)

Постановка домашнего задания

2

Д/З § 4.4 стр. 228 № 55 (1-3)

записывает Д/З.

записывают Д/З

Форма работы –  опрос «Найди пару» - фронтальная;

 практическая работа, рефлексия — индивидуальная.

Приложение 1.  https://drive.google.com/file/d/0BzhvBTVkjhglLVlDRWlWM2JzRnc/edit?usp=sharing

http://learningapps.org/watch?v=pwrxq7oxc

http://learningapps.org/watch?v=pxt533eq3

Приложение 2-4

https://drive.google.com/file/d/0BzhvBTVkjhglLURpZ3ItUGVUNDg/edit?usp=sharing


Приложение 2

1. Постройте график функции y=x2-4|x|+2x

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком ровно три общие точки.

* Постройте график функции

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c будет пересекать построенный график в трёх точках.

2. Постройте график функции y=x2-6|x|+2x

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком ровно три общие точки.

* Постройте график функции

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком  единственную общую точку.

3. Постройте график функции y=x2-5|x|-x

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком ровно три общие точки.

* Постройте график функции

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком  единственную общую точку.

4. Постройте график функции y=x2-3|x|-x

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком ровно три общие точки.

* Постройте график функции

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c будет пересекать построенный график в трёх точках.

5. Постройте график функции y=-x2+3|x|+x

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком ровно три общие точки.

* Постройте график функции

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком  единственную общую точку.

6. Постройте график функции y=-x2+6|x|+2x

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком ровно три общие точки.

* Постройте график функции

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c будет пересекать построенный график в трёх точках.

7. Постройте график функции y=x2-6|x|-2x

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком ровно три общие точки.

* Постройте график функции

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком  единственную общую точку.

8. Постройте график функции y=-x2+5|x|-x

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком ровно три общие точки.

 * Постройте график функции

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком  единственную общую точку.

9. Постройте график функции y=x2-3|x|+x

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком ровно три общие точки.

*. Постройте график функции

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком ровно три общие точки.

10. Постройте график функции y=-x2+4|x|-2x

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c имеет с графиком ровно три общие точки.

* Постройте график функции

 и определите, при каких значениях c прямая  y=c будет пересекать построенный график в трёх точках.

Приложения 3-4


Рефлексия деятельности и содержания учебного материала:

После выполнения задания ответь на вопросы:

 Для решения задачи мне не хватало знаний о        

        

На уроке я узнал(а) новые команды языка Паскаль:        

         

Я научилась(ся)         

        

Я не смог(ла) сделать        

        

Я еще хочу узнать о         

        

Я могу найти ответы на свои вопросы в         



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание №1 Задание №2 Программирование графики

Слайд 2

Графики функций Алгебра Вид графика в окне программы Паскаль

Слайд 3

Постройте график функции в окне программы Паскаль 10 10 y=2x 2 -5

Слайд 4

Масштабирование функций ШиринаОкна/2 ВысотаОкна/2 k – масштаб (длина изображения единичного отрезка на экране) X: k*x+ШиринаОкна/2 Y: -k*y+ВысотаОкна/2 Пример: SetPixel(round(10*x+300), round(-10*y+200),0);

Слайд 5

Блок-схема построения графика функции начало конец X:= -100 Построить оси координат X<100 Y=3*X+2 Нарисовать точку (x,y,0) X:=X+0.1

Слайд 6

Домашнее задание § 4.4 стр. 228 № 55 (1-3) задачник-практикум информатика и ИКТ 8-11 класс Семакин И.Г. часть 1, § 4.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам программирования 8-11 класс

Презентация содержит учебный материал с примерами, блок-схемами, теорией по всем классам раздела "Алгоритмизация и программирование"....

Урок "Программирование графической анимации"

Представлена разработка урока под названием "Программирование графической анимации. (Задача о бильярдном шарике)"....

Первые уроки программирования по теме «Целые числа» в основной школе (Среда Turbo Pascal)

Перед  каждым учителем информатики стоит задача: «чему учить в информатике и как учить». В настоящее время появилось большое кол...

Уроки программирования в Gambas

Для 6 класса с углубленным изучением информатики...

Уроки программирования в Gambas

Для 6 класса с углубленным изучением информатики...

Урок-обобщение "Графика в языке программирования Basic"

Презентация для проведения заключиетльного урока по теме" Графика на языке программирования Basic"...

Урок алгебры "График функции. Преобразование графика функции"

Создание речевой среды для обучающихся с нарушениями слуха....