Рабочая программа элективного курса "Вероятность и статистика",5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Ладанова Лариса Анатольевна

Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs5_klass_2.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании  методического объединения учителей математики, физики, информатики

Руководитель МО ________________Антонова Т.В.

Утверждена       директором                                           МБОУ    «Инсарская        средняя

общеобразовательная школа №1»
 
__________Е.В. Гулькина

 «27» августа 2014 г.                                       «30» августа  2014 г.

Рабочая программа

Элективного курса «Вероятность и статистика»

для 5 «Б» класса

 
 

Составитель: Ладанова  Л.А.,

учитель математики


 
 

Инсар 2014

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

      Рабочая программа  курса по теории вероятностей и статистике для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики.

     Рабочая программа разработана на основе учебного пособия «Вероятность и статистика», написанной Е.А. Бунимович, В.А. Булычевым.

     Согласно планированию в 5 классе предполагается изучение статистического и классического  определений вероятности, понятие элементарных событий (Главы I, II, III и IV). Обучение указанной дисциплине проводится в виде теоретических и практических занятий. В процессе теоретических занятий сообщаются основные понятия соответствующего раздела курса, описываются способы доказательств, решаются задачи. На практических занятиях учащиеся выполняют самостоятельные работы, проводят индивидуальные исследовательские работы, в ходе которых они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности.

Цели курса:

  • способствовать формированию осознанного выбора дальнейшего пути образования;
  • способствовать формированию у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений;
  • способствовать ознакомлению учащихся со случайными величинами и числами, необычными для школьников и естественными в повседневной жизни;
  • способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков решения задач, связанных, в том числе, с жизненными ситуациями.

Задачи курса:

  • расширить кругозор учащихся;
  • сформировать у учащихся представления о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;
  • сформировать первоначальный навык решения задач, связанных, в том числе, с конкретными жизненными ситуациями;
  • способствовать развитию творческих способностей и дарований учащихся;
  • способствовать формированию у школьников интереса к изучению математики.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

        При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

        Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

        развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

        овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

        изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

        развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

        получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

        развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Структура документа

     Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку; тематическое планирование; календарно - тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; содержание дисциплины.

Количество учебных часов:

Планирование рассчитано на 0,5 часа, всего 16 часов.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие 5 класс. Эти требования структурированы по двум компонентам:  «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максималь ная нагрузка,              ч.

Из них

П/р

Теоретическое обучение,          ч.

Решение задач,                   ч.

Проверочная  работа,                      ч.

I.

Случайные события

4

1

3

-

-

II.

Что вероятнее?

3

1

2

-

-

III.

Как сравнивать события?

3

1

2

-

-

IV

Эксперименты со случаем

6

3

1

1

1

Всего

16

6

8

1

1


III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Пункт

учебника

Содержание обучения

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль

знаний

учащихся

Кол – во

часов

Дата.

план

факт

Глава 1. Случайные события

Основная цель: ознакомить с понятием случайной величины, с числовыми характеристиками случайной величины, выработать умение решать простейшие задачи на вычисление характеристик.

1

Что изучает теория вероятностей. Случайные события.

Знать и понимать:

  • понятия случайного опыта, случайного события, элементарного исхода,
  • типы и примеры случайных событий, элементарные и сложные события.

Уметь:

  • правильно употреблять термины и формулы;
  • решать задачи с применением вероятностных методов.

Лекция с необходимым минимумом задач.

1

6.09

2

Случайные события. Решение комбинаторных задач.

Усвоение нового материала в процессе решения задач.

1

13.09

3

Решение комбинаторных задач.

Практикумы по решению задач.

1

20.09

4

Решение комбинаторных задач.

Практикумы по решению задач. Самостоятельная работа

1

27.09

Глава 2. Что вероятнее?

Основная цель: ознакомить с понятием вероятностной шкалы, выработать строить вероятностную шкалу.

5

Сравнение шансов. Вероятностная шкала.

Знать и понимать:

  • вероятность и статистическая частота наступления события;
  • понятия вероятностной шкалы.

Лекция с необходимым минимумом задач.

1

4.10

6

Решение комбинаторных задач.

Комбинированное занятие.

1

11.10

7

Решение комбинаторных задач.

Практикумы по решению задач.

1

18.10

Глава 3. Как сравнивать события?

Основная цель: выработать уметь сравнивать между собой шансы наступления событий.

8

Как сравнивать события? Решение комбинаторных задач.

Уметь:

  • сравнивать между собой шансы наступления событий;
  • строить вероятностную шкалу;
  • правильно употреблять термины и формулы;
  • решать задачи.

Лекция с необходимым минимумом задач.

1

25.10

9

Решение комбинаторных задач.

Комбинированное занятие.

1

1.11

10

Решение комбинаторных задач.

Практикумы по решению задач.

1

15.11

Глава 4. Эксперименты со случаем.

Основная цель: дать начальное представление о трех этапах любого статистического исследования: сборе, систематизации и анализе статистических данных.

11

Частота абсолютная и относительная. Таблица относительных частот.

Знать и понимать:

  • статистические данные;
  • представление данных в виде таблиц, графиков;
  • средние результаты измерений;
  • понятие о статистическом выводе на основе выборки;
  • числовые характеристики рядов данных;
  • что такое абсолютные, относительные  частоты.

Уметь:

  • разбираться в структуре таблицы и находить в ней нужную информацию;
  • структурировать информацию и представлять ее в виде таблицы;
  • использовать таблицы для подсчета результатов опыта.

Лекция с необходимым минимумом задач.

1

22.11

12

Систематизация и подсчет имеющихся данных в частотных таблицах.

Лекция с необходимым минимумом задач.

1

29.11

13

Среднее значение и модуль как характеристики совокупности числовых данных.

Лекция с необходимым минимумом задач.

1

6.12

14

Практическая работа по сбору, организации и подсчету данных.

Урок – исследование. Практикум.

1

13.12

15

Проверочная самостоятельная работа.

Урок контроля, оценки  знаний учащихся.

1

20.12

16

Обобщающий урок по теме «Вероятность и статистика»

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс теории вероятностей и статистики 5 класса).

Комбинирован

ное занятие.

1

27.12


IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса «Вероятность и статистика» в 5 классе обучающиеся должны:

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

V. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Случайные события (4 часов)

Что изучает теория вероятностей. Случайные события. Невозможные события. Достоверные события. Решение комбинаторных задач.

Глава 2. Что вероятнее? (3 часов)

Сравнение шансов. Вероятностная шкала. Решение комбинаторных задач.

Глава 3. Как сравнивать события? (3 часов)

Сравнение событий. Шансы наступления событий. Решение комбинаторных задач.

Глава 4. Эксперименты со случаем. (6 часов)

Абсолютная частота. Относительная частота. Таблица относительных частот. Гистограмма. Систематизация и подсчет имеющихся данных в частотных таблицах. Среднее значение и модуль как характеристики совокупности числовых данных. Практическая работа по сбору, организации и подсчету данных.

Литература 

  1. Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: изд-во «Дрофа», 2002.
  2. Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика 5-9. Электронное учебное пособие на CD- ROM. М.: изд-во «Дрофа», 2002.
  3. Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. М.: изд-во «Просвещение», 2007.
  4. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 7-9 классы / авт. - сост. В.Н.Студенецкая.-Волгоград: Учитель, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ВЕРОЯТНОСТИ И СТАТИСТИКИ 7 класс 2022-2023 учебный год

Рабочая программа составлена в Конструкторе рабочих программ в соответствии с новыми ФГОС...

Рабочая программа по ВЕРОЯТНОСТИ И СТАТИСТИКИ 8 класс 2022-2023 учебный год

Программа составлена в Конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по вероятности и статистике 7 класс ID1055295

Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по вероятности и статистике 8 класс ID1056383

Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа курса "Вероятность и статистика" 7 класс

Рабочая программа по вероятности и статистике для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и совр...

Рабочая программа по вероятности и статистике 8 класс на 2022-2023 год, ФГОС 3

Рабочая программа по вероятности и статистике для учащихся 8 класса разработана на основе ФГОС 3...