Рабочая программа элективного курса по математике «Функции, их свойства и графики» в 9 классе.
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса по математике «Функции, их свойства и графики» в 9 классе.

   Рабочая программа программе элективного курса по математике «Функции, их свойства и графики» в 9 классе на основе авторской программы «Обобщающее повторение курса алгебры основной школы», составитель Е.А.Семенко, г. Краснодар, 2002года.

  Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.

   С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.

   Курс «Функции, их свойства и графики» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

Цели: 

создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.

Задачи:

  • закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
  • расширение представлений о свойствах функций;
  • формирование умений «читать» графики и называть свойства по формулам;
  • вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.

   Курс предназначен для учащихся 9 классов средних общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку.  Рассчитан на 34 часа.

Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.

   На практике мы часто встречаемся с зависимостями между различными величинами не только в математике, но и в других сферах деятельности. С помощью графиков наиболее естественно отражаются функциональные зависимости одних величин от других.

   Геометрические преобразования графиков, построение кусочно-заданной функции, графики содержащие переменную под знаком модуля позволяют передать красоту математики.

   Курс позволит углубить знания учащихся по построению графиков линейной, квадратичной функции, а также раскроет перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков, выходящие за рамки школьной программы.

Тематическое распределение

№  П/П

Содержание материала

Количество часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

1

Функция. Определение, способы задания, свойства функций, сведённую в общую схему исследования функций.

2

2

2

Линейная функция. Систематизация её свойств на основе общей схемы исследования функций

2

1

3

Построение графиков функции y=kx+b в зависимости от значений параметров (к и В)относительно нуля

1

1

4

Построение графиков линейных функций, содержащих модули.

2

2

5

Функция у=к/х. Систематизация её свойств на основе общей схемы исследования функции

1

1

6

                                                           ах+Ь

Построение графика функции у=   _____        

                                                            cx+d

помощью введения новой системы координат.

3

2

7

Квадратичная функция у=ах 2 и у=ах2+ bx + с. Систематизация свойств на основе общей схемы исследования функций.

2

2

8

Расположение графиков квадратичной функции в зависимости от параметров (а,Ь,с) относительно нуля.

2

2

9

Построение графиков квадратичных функций, содержащих модули.

3

2

10

Контрольная работа №1

1

-

11

Анализ контрольной работы

1

-

Итого

20

17

Требования к усвоению курса:

Учащиеся должны знать:

- понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;

- определение основных свойств функции (область определения, область значений, четность, возрастание, экстремумы, обратимость и т. д.);

- метод геометрических преобразований.

Учащиеся должны уметь:

- правильно употреблять функциональную терминологию;

- исследовать функцию и строить ее график;

- находить по графику функции ее свойства.

- применять метод геометрических преобразований на примере графиков линейной функции и обратной пропорциональности;

- строить графики, содержащие модуль;

- строить графики линейного сплайна.

Календарно - тематическое планирование учебного материала

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1

Введение. Определение, способы задания. Общая схема исследования функций.

1

2

Общая схема исследования функций.

1

3

Линейная функция. Определение, способы задания.

1

4

Построение графиков в зависимости от параметров k и b

1

5

Построение графиков, содержащих модули.

1

6

Построение графиков с помощью симметричного отображения относительно осей координат.

1

7

Функция y=k/x. Систематизация её свойств на основе общей схемы исследования функции

1

8

Область определения дробно-линейной функции.

1

9

Исследование функции в зависимости от значений параметров.

1

10

Систематизация свойств на основе общей схемы исследования функции у=ах2 .

1

11

Систематизация свойств на основе общей схемы исследования функции у=ах2+Ьх+с.

1

12

Построение эскизов графиков квадратичных

функций.

1

13

Построение графиков квадратичной функции, в зависимости от знаков параметров и дискриминанта.

1

14

Описание свойств графиков квадратичной функции по готовым чертежам.

1

15

Решение упражнений на построение графиков квадратичной функции.

1

16

Построение графиков функции с помощью раскрытия модуля.

1

17

Построение графиков с помощью симметричного отражения относительно осей.

1

 

          Содержание обучения, перечень практических работ, требования по подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадает с целями и задачами, поставленными в пояснительной записке.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

      1.     Авторской программы « Обобщающее повторение в курсе алгебры и                                                 основной школы» под редакцией Семенко Е.А.  К. 2003г.;

2.  Семенко Е.А. и другие. «Задания при подготовке к выпускному экзамену по алгебре и началам анализа». – М.: «Просвещение», 1997г.;

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей математики

МБОУ СОШ № 5

от  29.08.2014 года  №1  ___________     О.И. Белик

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

__________   С.И.Винакова                       

29.08.2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"

Сдача    экзамена   в  форме   ЕГЭ   требует   от   учащихся  обширных   знаний  по  всему  школьном...

Рабочая программа элективного курса по математике «Построение графиков функций, уравнений и соответствий», 9 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи элективного курса, требования к знаниям и умениям учащихся, формы и методы, используемые в преподавании, учебно-тематический план....

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Рабочая программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» 6 класс.

Программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» в 6 классе рассчитана на 35 часов и направлена на то, чтобы увеличить интерес  учеников шестого  класса к математ...

Рабочая программа элективного курса по математике "Красавицы функции, их свойства и графики"

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 14 часов для учащихся 9-х классов.Программа элективного курса по теме «Красавицы функции, их свойства и графики» предусматривает углубление темы «Построение г...