методическая разработка по теме: "Решение уравнений в контексте ФГОС"
учебно-методический материал по алгебре (6 класс) на тему

Филонова Марина Ивановна

Урок проводится в 6 классе. Раздел:  «Преобразование буквенных выражений». Тема урока:  «Решение уравнений».  Место учебного занятия в теме – первый урок из четырёх. На уроке присутствуют 24 учащихся.

 Изучение математики в школе занимает одно из приоритетных мест образовательных дисциплин. Поэтому очень важно пробудить интерес учащихся к оперированию математическими понятиями и образами. Учащиеся постоянно накапливают и расширяют свои познания в области математики. В связи с этим данный урок является еще одним познавательным этапом в процессе обучения математики.

При формировании структуры урока учитывались возрастные, психологические, эмоциональные особенности данного класса. Так как учащиеся очень активны, подвижны, эмоциональны, необходимо было построить урок таким образом, чтобы заинтересовать учащихся на протяжении всего урока.

Работа на уроке осуществлялась индивидуально,  в парах,  в группах. Задания предлагаются как в устной форме, так и в письменной. Это позволяет каждому учащемуся проявить свои знания, умения и навыки по данной теме, раскрыть свою индивидуальность.

Рабочая  программа  составлена  и реализуется на основе Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев (Сборник «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика.5-11кл., / Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк.- 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002;4-е изд.-2004г),  применительно к учебной программе «Математика 6»  И.И.Зубаревой,  А.Г.Мордковича (М. : Мнемозина, 2010) и ориентирована на использование одноименного учебно-методического комплекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fgos.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Урок математики в 6 классе
  2. по теме "Решение уравнений". УМК  Мордковича А.Г.

Тема:  «Решение уравнений»

Тип урока: Урок  "открытия"  новых  знаний, включающий этапы мотивации, актуализации, фиксирования затруднений, рефлексию.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая..

Цель: рассмотреть алгоритм решения уравнений путем переноса слагаемых из одной части уравнения в другую и показать применение алгоритма  на практике.

Задачи:

 - образовательные (формирование познавательных УУД);

построение алгоритма решения уравнений путём переноса слагаемых из одной части уравнения в другую и его применение к решению

-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД); 

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

-развивающие: ( формирование регулятивных УУД);

 понимать, принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои действия; осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению, пользоваться различными видами помощи;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник под редакцией  И.И. Зубаревой , А.Г. Мордковича,  6 класс , раздаточный материал ,  электронная презентация.

  1.      
  2.    
  3.  Ход урока.  

№ п/п

Деятельность  учителя на уроке.

Деятельность учащихся на уроке.

Формируемые  УУД.

1

 Организационный этап.

Приветствие  учащихся, проверка  готовности к уроку.

 Девиз урока (слайд 1)

«Посредством уравнений, теорем

Я уйму всяких разрешил проблем»

           (Джефри Чосер, английский поэт)

Учащиеся готовы к началу работы.

Читают девиз урока .

Высказывают предположения о связи сегодняшнего урока и поэтического вступления к нему.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формирует положительное отношение к учению.

2

Мотивация  деятельности, постановка учебной проблемы.

2.1.Математическая разминка. слайд

(устно)

6,2 и -10              -прочитать

-0,5 и -20             -модуль

    0 и -9,5            -сравнить

-1,7 и 0,1             -найти сумму,       произведение, частное.

2.2. Работа по вариантам.

1вариант.Математический диктант.

1) Запишите числа, противоположные данным:

-12,7; 3/8; -5,2; 0; -4; 18,1;

2)Запишите модуль числа:

-3,1; 31/7; -72;

3)Раскройте скобки и найдите значение выражения:

-91,42 – (2,71 – 91,42);

4)Найдите коэффициент произведения:

-3a*(-1,2b)*(-2) = -7,2xy;

5)Решить уравнение

│х│= 3,6.

2вариант.Работа по тесту.

Тест . (см. приложение)

2.3.Фронтальный опрос.(Слайд)

 x-3=20; a-4+b; x+8=-15; 4b; 7,5s-3k; 5x=-60;  6m -1.

- Внимательно их изучите и ответьте на вопросы.

- На какие две группы можно разделить написанное?

- Как можно назвать каждую из групп?

- Интересна ли для нас 1 группа: выражения?

- А вторая? Почему?

– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока.

Предлагает повторить уже известные понятия. (слайд)

1. Что такое уравнение?

2.Что называют корнем уравнения?

3.Что значит решить уравнение?

Предлагает разминку для отдыха.

слайд

Выполняют устно задания для положительных и отрицательных чисел (ответы даются с места).

                                           

                                           

                                                                                     

                                           

                                             

                                           

                                                                                                                                                                                                               

                                                             Учащиеся первого варианта выполняют математический диктант.

Учащиеся второго варианта выполняют тест.

Учащиеся обмениваются работами для взаимопроверки.

                                           

     

Учащиеся обсуждают записи на слайде.

Формулируют и записывают тему урока.    

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют расслабляющие упражнения.

                                                                 

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формирование интереса  к математике;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

Осознавать возникшие трудности , стремиться к их преодолению, пользоваться различными видами помощи;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Участвовать в диалоге, в общей беседе.

3

Приобретение новых знаний

Учитель предлагает учащимся рассмотреть уравнение

3х – 6 = 5х

1.как поместить неизвестные слагаемые в одну часть уравнения

2.как можно решить полученное уравнение

3.что вы заметили при решении?

4.решите путем переноса слагаемых еще одно уравнение  3х + 9 = 5 – 2х

5. (слайд)

Алгоритм решения уравнений.

1.Упростить обе части уравнения.

2.Перенести слагаемые из одной части уравнения в другую с учётом знаков.

3.Привести подобные слагаемые.

4.Найти корень уравнения.

Предлагают выполнять действия с уравнениями, ведут записи.

1.Вычтем в каждой части уравнения 5х

3х – 6 – 5х = 5х – 5х

2.3х – 6 – 5х =0, неизвестные слагаемые в одной части уравнения и 5х при переходе поменяло знак.

3. приведем подобные слагаемые.-2х – 6 = 0                                

 Неизвестно уменьшаемое,

 -2х = 0 + 6,  х = 6 : (-2),   х = -3.      

Мы перемещали неизвестные слагаемые в левую часть уравнения, а известные слагаемые в правую часть уравнения.

Знаки у слагаемых при этом менялись.  

3х + 9 = 5 – 2х

3х + 2х = 5 – 9 –перенесли слагаемые, поменяв их знаки, и привели подобные слагаемые

5х = -4

х = -4 : 5 –нашли корень уравнения

х = -0,8  

Проговаривают  выполнение действий при решении уравнений.            

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Участвовать в диалоге, общей беседе, высказывать своё мнение, не боясь ошибиться.

4

Закрепление новых знаний.

 1.Выполните задания из учебника : № 580 (б,г); №581(а,в); № 450; № 451.

2.самостоятельная работа в группах

1.-х+0,5=-6-2х,   х=-6,5     -   С

2.49+2х=-28+х,   х=-77      -  П

3.х-2,4=-х,            х=1,2      -  А

4.-2х+63=х,           х=21      -  И

5.5х+4,6=3х,         х=-2,3    -  Б

6.-х+9,8=4,2-2х,    х=-5,6    -  О

 выполняют задания из учебника.

Шесть групп учащихся получают по одному уравнению и решают их. Правильное решение позволит составить ключевое слово

-6,5

-77

1,2

-6,5

21

-2,3

-5,6

С

П

А

С

И

Б

О

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Выполнять логические действия с учебным материалом;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Участвовать в диалоге, в общей беседе;

Вступать  в учебное сотрудничество с учениками  и учителем.

5

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на вопросы

-Что нового вы узнали на уроке?

-Как оцените вы свою работу на уроке по нашим критериям.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Участвовать в диалоге, в общей беседе;

Вступать в учебное сотрудничество с учениками и учителем;

Допускать возможность  различных точек зрения.

6

Домашнее задание.

п.15;  № 580 (а, в); № 581(б, г);

№ 572 (б).

Учащиеся записывают домашнее задание.

 

Пояснительная записка.

Урок проводится в 6 классе. Раздел:  «Преобразование буквенных выражений». Тема урока:  «Решение уравнений».  Место учебного занятия в теме – первый урок из четырёх. На уроке присутствуют 24 учащихся.

 Изучение математики в школе занимает одно из приоритетных мест образовательных дисциплин. Поэтому очень важно пробудить интерес учащихся к оперированию математическими понятиями и образами. Учащиеся постоянно накапливают и расширяют свои познания в области математики. В связи с этим данный урок является еще одним познавательным этапом в процессе обучения математики.

При формировании структуры урока учитывались возрастные, психологические, эмоциональные особенности данного класса. Так как учащиеся очень активны, подвижны, эмоциональны, необходимо было построить урок таким образом, чтобы заинтересовать учащихся на протяжении всего урока.

Работа на уроке осуществлялась индивидуально,  в парах,  в группах. Задания предлагаются как в устной форме, так и в письменной. Это позволяет каждому учащемуся проявить свои знания, умения и навыки по данной теме, раскрыть свою индивидуальность. 

Рабочая  программа  составлена  и реализуется на основе Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев (Сборник «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика.5-11кл., / Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк.- 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002;4-е изд.-2004г),  применительно к учебной программе «Математика 6»  И.И.Зубаревой,  А.Г.Мордковича (М. : Мнемозина, 2010) и ориентирована на использование одноименного учебно-методического комплекта.

На уроке учащимся предложена  математическая разминка в устной форме, направленная на формирование вычислительных навыков. Далее работа проводится по вариантам: первый вариант пишет математический диктант, второй вариант выполняет тест. Результатом работы является взаимопроверка  заданий. Учащимся предложено сформулировать самостоятельно тему урока. Решают уравнение нового вида,  предлагая выполнять разные действия, которые приводят к получению   решения уравнения и помогают сформулировать алгоритм решения уравнений путем переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.

Тест .

1.Закончить предложения.

А) Частное двух отрицательных чисел……….

Б) Если перед скобками стоит знак «минус», то знаки слагаемых в скобках……..

2.Расположите числа 1,8;  3,6;  2,4;  -1,7;    -0,3 в порядке убывания.

3.Сколько   целых чисел заключено между числами -3,2 и 5?

а) 2            б) 3          в)8           г) не знаю

4.Найдите значение выражения  │-0,1│.│-28│

а)  -2,8        б)2,8       в)280         г)0,28

5.Упрстите выражение и подчеркните его коэффициент -3 .  (-7к) . 

6.Найдите корень уравнения   х + 3,8 = 2,7

а) 12           б)1,1         в)-1,1         г)6,5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:Решение уравнений с параметрами

Материал  разработан для УМК А.Г.  Мордкович для 11 класса....

Учебно-методическая разработка по теме "Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики"

Учебно-методическая разработка по теме "Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики". Презентация ко второму уроку по теме вероятность с подбором задач....

Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах». Рекомендации учащимся 9 классов при подготовке к выполнению заданий.Задачи на применение электронных таблиц с ...

Методическая разработка по теме "Решение задач экономического содержания на уроках математики" для учащихся коррекционных школ 8 вида.

Составным элементом экономического воспитания является формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Учащиеся должны осознавать, что все ок...

Методическая разработка по теме: "Решение заданий ЕГЭ с кратким ответом"

Данный материал предназначен для подготовки к ЕГЭ...

Учебно-методическое пособие по теме «Решение квадратных уравнений»

Данное учебно-методическое пособие содержит полный набор правил и формул данной темы. К каждому правилу приведены примеры с подробным решением....