Главные вкладки

    Урок-мозаика по теме «Обыкновенные дроби» в 5 классе
    учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

    Ломонова Ольга Александровна

    Урок-мозаика по теме «Обыкновенные дроби» в 5 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок-мозаика по теме «Обыкновенные дроби» в 5 классе.

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний по изученным темам

    Оборудование: компьютер, проектор

    Цели урока:

    1. Обобщение и систематизация ЗУН, полученных при изучении данной темы.

    2. Повышение мотивации обучения, интереса к предмету.

    3. Создание положительной эмоциональной обстановки на уроке; оказание взаимопомощи при работе в парах.

    «Предмет математики настолько серьёзен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным» 
    Б.Паскаль

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Сегодня у нас необычный урок. Урок – мозаика по теме «Обыкновенные дроби».

    У немцев сохранилась такая поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.

    А чтобы нам с вами не попасть в дроби, т.е.  в трудное положение, мы должны много знать и уметь.

    Цель урока: И сегодня на нашем уроке мы узнаем много интересного из истории возникновения дробей, повторим все правила, изученные по этой теме.

    II. Из истории возникновения дробей

    А сейчас послушаем ребят, которые подготовили сообщения об истории возникновения дробей.

    1. С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерить длину, площади, вести расчеты за купленные и проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Так появились дроби.

    2. Римская система дробей и мер была двенадцатеричной. Система дробей основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью – весом.

    Скрупулус -  асса, семис – половина асса, секстане – шестая доля асса, семиунция – половина унции, то есть  асса.

    3. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходило от глагола «дробить» - т.е. разбивать на части, ломать.

    Лев Николаевич Толстой говорил: «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».

    4. (по слайду).  Перед нами титульный лист и первая страница первого русского печатного учебника математики под названием «Арифметика», созданного Леонтием Филипповичем Магницким и изданного в 1703 году. На титульном листе Магницкий изобразил Пифагора и Архимеда и написал выхваляющие их стихи. На первой странице изображен дворец науки. На престоле стоит царевна «Арифметика», в ее правой руке символический ключ – это ключ ко всем знаниям. Именно в этом учебнике впервые рассматриваются ломанные числа, т.е дроби.

    5. (по слайду)  В начале в записи дробей не использовалась дробная черта. Например, дроби Image записывались так Image. Черта дроби стала постоянно применяться лишь около 300 лет тому назад. А названия «числитель» и «знаменатель» ввел в 13 веке греческий монах, ученый – математик Максим Плануд.

    III. Повторение и устный счет

    Теперь перейдем к повторению правил и устному счету (по слайдам). Итак, тема нашего урока «Обыкновенные дроби». Сегодня мы повторим темы:

    1. Понятие дроби и виды дробей.

    2. Основное свойство дроби.

    3. Правила сравнения дробей.

    4. Правило сложения дробей

    5. Правило сложения смешанных чисел

    6. Правило вычитания дробей.

    Две мозаики со знаком вопроса означают, что мы еще не знакомы с темами умножения и деления дробей. Это нам предстоит на ближайших уроках.

    1. Понятие дроби и виды дробей.

    Мы изучим эту тему в прозе, а сегодня добавим немного поэзии. По слайду читаю стихотворение, затем по рисунку вспоминаем, какая дробь называется правильной, какая неправильной. По следующему слайду надо догадаться, какое число лишние: а) Image; б) Image.

    2. Основное свойство дроби.

    По слайду повторяем тему и выполняем практические задания.

    1. Сократить: ImageImageImageImage.

    2. Правила сравнения дробей. На слайде стихи:

     Если дроби нам такие две даны, у которых знаменатели равны, будет больше дробь, запомните бесспорно, только та, числитель … у которой.

    А если дроби нам такие две даны, у которых числители равны, будет больше та, бесспорно, знаменатель … у которой.

    А сейчас я вам предлагаю немножко подумать и разгадать загадку. Все же вы знаете римские цифры?  На доске прикреплены палочки, образующие дробь 1/7. Вам необходимо переложить одну палочку так, чтобы получилась новая дробь – 1/3.

    Ι/VΙΙ=ΙΙ/VΙ

    Сравнить: Image и ImageImage и Image;

    Image и ImageImage и ImageImage и Image.

    Физкультминутка 15 слайд

    4. Правило сложения дробей.

    Повторяем по слайду.   Image

    Найти неизвестное число: Image   Image   ?   Image

    Задача: Image

    5. Правило сложения смешанных чисел.

    2 способа.

    Image

    Задача: Image

    6. Правило вычитания дробей.

    Image

    Image;  ImageImage

    Примеры на доске (дополнительное задание)

    1) Image (2)

    2) Image (1)

    3) Image (1)

    4) Image (1)

    5) Image (3)

    6) Image (1)

    7) Image (2)

    8) Image (1)

    9) Image (4)

    10) Image (2)

    Задание на дом.

    Придумать задачу с дробями, написать на листочке, подписать и сдать с решением. Оценка по степени сложности.

    VII Итог урока.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    "Обыкновенные дроби" Урок – мозаика по теме:

    Слайд 2

    « Попасть в дроби » Немецкая поговорка

    Слайд 8

    Обыкновенные дроби Понятие дроби Виды дробей Основное свойство дроби Сравнение дробей Вычитание дробей Сложение смешанных дробей Деление дробей Умножение дробей Сложение дробей ?

    Слайд 9

    Понятие дроби. Виды дробей. Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте. Под чертою – знаменатель . Дробь такую непременно Надо звать …

    Слайд 10

    Какое число лишнее? 5 6 7 8 1 2 31 100 13 18 56 49 111 205 6 5 3 5 46 13 17 5 38 21 42 25

    Слайд 11

    Основное свойство дроби а b a * k b * k а : m b : m ( k =0, m =0) = = ПРИВЕДЕНИЕ К НОВОМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ СОКРАЩЕНИЕ

    Слайд 12

    Сократить дробь: 5 10 16 32 3 45 9 21

    Слайд 13

    Сравнение дробей Если дроби нам такие две даны, У которых знаменатели равны, Будет больше дробь, запомните бесспорно, Только та, числитель … у которой. А если дроби нам такие две даны, У которых числители равны, Будет больше та, бесспорно, Знаменатель … у которой. а c b c , если a > b > а c > a b , если c < b

    Слайд 14

    Сравните дроби 25 72 26 72 3 10 10 13 13 10 13 10 3 15 3 8 1 6 1 5 и и и и и

    Слайд 16

    Сложение дробей 1 5 3 5 1+3 5 4 5 = + = Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним. а c b c a+b c + =

    Слайд 17

    7 15 2 15 ? За первый час расчищено всей дороги, за второй час всей дороги. Какую часть дороги расчистили за 2 часа? 5 11 4 11 = Найдите неизвестное число

    Слайд 18

    Сложение смешанных дробей I способ 1.Представить каждую смешанную дробь в виде суммы целой и дробной частей. 2.Отдельно сложить целые части. 3.Отдельно сложить дробные части. 4.Записать сумму в виде смешанной дроби II способ 1.Представить каждую смешанную дробь в виде неправильной. 2.Применить правило сложения обыкновен- ных дробей. 3.В полученной сумме выделить целую часть.

    Слайд 19

    Представьте в виде неправильной дроби: Выделите целую часть из неправильной дроби: 2 3 5 7 17 5 5 2 17 7 23 5 В ящике было 5 кг яблок, а в корзине – на 1 кг больше. Сколько килограммов яблок было в корзине? 7 17 3 17 Решите задачу:

    Слайд 20

    Вычитание дробей 8 9 1 9 8-1 9 7 9 = - = Чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями, надо из числителя первой дроби вычесть числитель второй, а знаменатель оставить прежним. а c b c а- b c - =

    Слайд 21

    Найдите разность: 9 11 7 11 6 7 1 1 2 5 2 4 3 4 - - - - ?

    Слайд 22

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Слайд 23

    Решим примеры

    Слайд 24

    Домашнее задание Придумать задачу с дробями, написать на листочке, подписать и сдать с решением.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

    Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» 5 класс...

    урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

    С психологической точки зрения использование компьютерных программ несет в себе огромный мотивационный потенциал. При методически правильном использовании компьютерных технологий компьютер может помоч...

    Обобщающий урок на тему:"Обыкновенные дроби" 5 класс

    Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" (5-й класс) Цели урока:Образовательные: Систематизация знаний по теме “Обыкновенные дроби”.Повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся...

    Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби". 5 класс.

    Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби" - 5 класс....

    Конспект урока по теме: "Обыкновенные дроби" 5 класс

    Урок с использованием элементов здоровьесберегающей и игровой технологий....

    Урок - игра по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

    Разработка урока в 5 класее. Урок можно использовать перед контрольной работой...

    Урок по теме: "Обыкновенные дроби". 5 класс

    Урок по теме: "Обыкновенные дроби" - 5 класс. Конспект урока + презентация.Содержание урока: действия с обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями....