«Математика в истории города: цифры и факты»
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Педагогические  цели:

1.Организовать презентацию учебного  мини-исследования по теме  «Адмиралтейство»

2.Организовать освоение учащимися  фрагментов истории Санкт-Петербурга по теме  «Адмиралтейство», в т.ч. на математическом  материале.

3.Организовать  групповую работу по выполнению учебных заданий.

4.Координировать работу учащихся-консультантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Математика в истории города: цифры и факты»

Математика,  6 класс.

Учитель  математики  Мышева  Нина  Яковлевна

Целевой  компонент  урока.

Педагогические  цели:

1.Организовать презентацию учебного  мини-исследования по теме  «Адмиралтейство»

2.Организовать освоение учащимися  фрагментов истории Санкт-Петербурга по теме  «Адмиралтейство», в т.ч. на математическом  материале.

3.Организовать  групповую работу по выполнению учебных заданий.

4.Координировать работу учащихся-консультантов.

Ожидаемые  результаты:

1.Учащиеся владеют понятием  «координата точки на плоскости».

2.Учащиеся выполняют все виды действий с рациональными числами.

3.Учащиеся решают задачи по нахождению  дробей.

4.Учащиеся умеют решать уравнения и задачи с их  использованием.

5.Учащиеся умеют взаимодействовать в группе.

6.Учащиеся имеют навыки отбора и систематизации информации.

7.Учащиеся выполняют функции консультантов, демонстрируют регулятивные умения по оцениванию деятельности одноклассников.

Используемая  технология: технология  диалогового  взаимодействия.

Методы  обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Организационные формы урока: групповая, фронтальная.

Оснащение урока:

- мультимедиа  комплекс

- карточки-задания  для каждой команды

- оценочные листы для учащихся-консультантов

- карты-инструкции по выполнению учебных заданий

- таблица результатов командного первенства

План  урока.

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Вводно –

мотивационный

Приветствие

Приветствие

Создание мотивации для работы на уроке. Беседа для введения в тему.

Участие в беседе

Организация выполнения задания №1 для конкретизации  темы  урока.

Выполнение задания №1

Обсуждение формы проведения урока. Представление выступающих и учащихся- консультантов

Определение трех команд. Подготовка к игре.

Информационно-

групповой

Организация  презентации  мини- исследования  двух учащихся.

Выступление двух учащихся с презентацией. Распределение учебных заданий №№ 2- 5 в соответствии с содержанием  выступления

Координирование  деятельности учащихся- консультантов

Командное выполнение заданий. Запись в тетрадях. Последовательная запись решений на доске  представителем той команды, которая выполнила задание верно и быстрее остальных. Работа учащихся-консультантов:

- наблюдение за деятельностью команд;

- выдача карт-инструкций и помощь в поиске ошибок при необходимости;

- сообщение учителю о верном решении заданий

Рефлексивный

Начисление баллов командам за решение заданий, заполнение таблицы результатов командного первенства. Подведение итогов игры. Организация обсуждения  итогов работы, самых интересных и трудных моментов урока.

Подведение консультантами итогов работы каждой команды

Сценарий  урока.

Вводно-мотивационный этап.

Учитель: Ребята, какой праздник отмечает наш город 27 мая?

Учащиеся: День города.

Учитель: С историей Петербурга будет связана тема нашего урока. Но говорить мы будем  лишь об одном объекте. О каком? О нем вы узнаете, выполнив первое задание.

Задание №1.

а) Постройте эскиз здания по заданным координатам:

(2;-13); (-3;-13); (-3;-3); (1;-3)4 (1;1); (0;2); (1,5;2); (1,5;3); (3;3,5); (3;4,5); (3;5,5); (4.5;17) (5,5;5);  (6; 4,5); (6; 3,5); (7,5; 3); (7,5;2); (9;2); (8;1); (8;-3); (12;-3); (12;-13); (7;-13); (7;-10);

(6,5;-7,5); (5;-7); (4;-7); (2,5;-7,5); (2;-10); (2;-13)

б) соедините  указанные  точки отрезками:

(2;1) и (2;-3);  (3;1) и (3;-3); (4;1) и (4;-3);  (5;1) и (5;-3);  (6;1) и (6;-3);  (7;1) и (7;-3)

в) ответьте на вопрос  «Что это  за здание?»

Ответ: Адмиралтейство.

Задание № 2.

а) Найдите  значение  выражения  и узнаете  длину  кораблика  ( в метрах)  на  шпиле  Адмиралтейства:

48,12 – (25,6 + 92,7 : 4,5)

Ответ:  1,92 метра

б) Решите  уравнение  и  узнаете  высоту  кораблика (в метрах)

 0,64х – 0,51 = 1,14х – 1,3

Ответ:  1,58 метра

Задание № 3.

В 1703 – 1706 годах на Адмиралтейской  и  Олонецкой  верфях  было  построено  105  ботов и шлюпок.  Если  бы  ботов  построили  на  2  больше,  а  шлюпок  на  7  меньше, чем  в  действительности,  то  число  ботов  составило  бы  2/3  от  числа   шлюпок.  Сколько ботов  было  построено  на  этих  верфях?

Ответ:  38 ботов

Задание № 4.

На Адмиралтейской  верфи  были  построены  суда  «Полтава»,  «Нарва»  и  «Выборг». «Полтава»  имела  на  вооружении  в  1,08  раза  больше  пушек,  чем  «Выборг»,  «Нарва»  - на  10  больше,  чем  «Полтава». Сколько  пушек  нес  каждый  корабль,  если  известно,  что  число  пушек  на   «Выборге»  составляло  25/59  от  суммарного  числа  пушек  на  «Полтаве»  и  «Нарве»?

Ответ:  На  «Полтаве» - 54 пушки,  на  «Нарве»  - 64 пушки,  а на  «Выборге»  - 50  пушек

Материалы  для  оценивания  и  карты – инструкции.

                      Оценочный  лист.

Ф.И.

Критерии  оценивания  ( от 0 до 3 баллов по каждому)

Сумма баллов

отметка

активность

Умение работать в диалоге

Качество выполнения задания

Качество представления решения

Шкала оценивания:  11-12 баллов  - отметка  «5»;  8 – 10 баллов  -  отметка  «4»,

5 – 7 баллов  -  отметка  «3»

Карта- инструкция  к заданию № 3.

а) Прочитайте  задачу  еще  раз;

б) составьте  краткую запись,  заполнив  таблицу:

Наименование судна

Было

Изменения

Стало  бы

Боты

Шлюпки

в) введите  переменную;

г) выразите  все  остальные  величины через  переменную;

д) вспомните,  как  найти  дробь  от  числа;

е) составьте  уравнение  и  решите  его.

Карта  инструкция  к  заданию  № 4.

а) Прочитайте  задачу  еще  раз;

б) составьте  краткую  запись;

в) введите  переменную  (х пушек  было  на «Выборге»)

г) выразите количество  пушек  на  остальных кораблях через переменную;

д) составьте выражение для определения общего числа пушек  на  «Полтаве»  и  «Нарве»;

е) вспомните, как найти  дробь  от  числа;

ж) составьте  уравнение  и решите  его;

з) проверьте,  на все ли  вопросы  вы нашли  ответы.

Результаты  командного  первенства.

№   задания

1-я  команда

2-я  команда

3-я  команда

2 а

2 б

3

4

Итого

Максимальное  количество  баллов  за решение  задания  - 2 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ КРАСНАЯ КНИГА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

Информационное аналитическое мероприятие:Красная книга РО в цифрах и фактах....

Задачник "Родной край в цифрах и фактах"

Данный задачник может использоваться на уроках математики в 5-м классе при изучении темы «Натуральные  числа» для активизации познавательно активности учащихся. Задачи можно использовать по усмот...

Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Великая Победа в цифрах и фактах»

Методическая разработка недели математики и информатики «Великая Победа в цифрах и фактах», авторами является коллектив учителей - Агафонова З.Н., Баева С.В., Волова А.Н., Мелкова А.В., Пу...

Конспект внеклассного мероприятия по математике «Сурский рубеж в цифрах и фактах» для 5 класса с презентацией

Конспект внеклассного мероприятия по математике «Сурский рубеж в цифрах и фактах», посвященного Году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей для 5 класса ...

Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...