Математика без скуки
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Дидактические игры на уроках  математики (лото, домино), проведение которых делают уроки интересными, увлекательными, познавательными. В играх лото, на оборотной стороне карточек с ответами можно написать пословицы, поговорки, высказывания, афоризмы. Это вносит в урок хороший воспитательный момент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_bez_skuki.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ставропольский край

Ипатовский район

Математика

без скуки

учитель математики

Тахтинской средней школы № 8

Малик

Евгения Викторовна

с. Тахта

2010 год

Математика без скуки

         Увеличение умственной нагрузки на уроках математики приводит к необходимости задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому предмету. Считаю, что учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении.

         Занимательность – это применение при обучении различных методических приемов и дидактических средств для того, чтобы привлечь внимание учащихся и возбудить у них интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний.

         Занимательную роль при обучении отвожу дидактическим играм, которые признаны современным методом обучения и воспитания, обладающие образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.

         Игровая ситуация на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классе, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Дидактическая игра отличается от обычной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методы проведения разработаны так, что для учащихся, не испытывающих интереса к математике, могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.

         Игры можно использовать на различных этапах урока, но наиболее эффективны они при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Дидактические игры хорошо уживаются с «серьезным» учением.

         Эффективно использование игр при дифференцированном обучении: составив игру с более легкими заданиями, предложить ее слабоуспевающим учащимся и в это же время вести работу с «сильными» учащимися. Или наоборот: составить игру со сложными заданиями только для «сильных» учащихся.

         В данной брошюре предлагаю дидактические игры «Лото» и «Домино», составленные по темам для учащихся 5-9 классов.

Методические указания к проведению игр

  1. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ  ЛОТО.

Вариант А.

         Применяется для организации устного счета на уроках. Состоит из 25-30 карточек (по количеству учащихся в классе) и картонных кружков, которыми нужно закрывать числа на карточке.

         Перед игрой ученики получают по одной карточке и 13 кружков. Учитель предлагает (например, читает, пишет на доске или использует кодоскоп) основные вопросы. Выполняя упражнения, ученики закрывают на своей карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях, после выполнения всех основных упражнений из 15 чисел, на карточке будет закрыто 12, по 4 в каждой строке. После этого учитель предлагает еще один – дополнительный вопрос (из нижней части карточки учителя). Ответ на него есть в незакрытых ячейках у нескольких человек, имеющих один и тот же вариант. У тех из них, кто правильно выполнил и это упражнение, оказывается полностью закрытой одна из строк карточки; он об этом сообщает учителю. Игра на этом заканчивается. Учитель затем просматривает карточки выигравших и выставляет оценки: «5» – если на карточке не закрыты только две ячейки; «4» – три ячейки; «3» – четыре и пять ячеек. При этом учитель обращает внимание на то, какие именно числа остались незакрытыми. Проверить, правильно ли решены предложенные учащимся примеры, можно с помощью карточек учителя: при верном решении незакрытые числа должны содержаться среди ответов к дополнительным упражнениям (если какое-либо незакрытое число не окажется среди ответов к дополнительным упражнениям, то ученик сделал ошибку).

         Описанная игра позволяет в течение 15-20 минут выставить до 10 и более оценок.

Вариант  В.

         Для подготовки такого лото нужно взять два одинаковых листа бумаги и расчертить их равные прямоугольники. На одном листе (основная карта) в каждом прямоугольнике записываются упражнения, на другом – ответы к ним.

         Ответы нужно расположить в тех же строках, что и соответствующие упражнения основой карты,  либо в противоположном. На обратной стороне листа с ответами следует выполнить занимательный рисунок или написать какое-нибудь высказывание, пословицу, загадку  и т.д. (см. приложение).

         Для игры каждый учащийся получает основную карту с примерами и маленькие прямоугольники с ответами. Задание: выполнить действия, указанные на основной карте, и закрыть на ней прямоугольниками с соответствующими ответами каждое упражнение.

         Прямоугольники нужно положить ответом вниз (или вверх, затем перевернуть) на свой ответ. По окончании будет виден фрагмент рисунка или высказывание на его обратной стороне.

         Заготавливая карточки с ответами, рекомендую сделать 2-3 лишних, с результатами, которых нет на основной карте.

         Задания составляются в нескольких вариантах. Меняя варианты, можно данное лото использовать многократно.

  1. ДОМИНО.

         Класс делится на группы по 5-7 человек. Нужно заранее приготовить комплекты карточек для каждой команды (можно одинаковые или по вариантам). Карточки игроки делят поровну между собой. Начинает игру тот ученик, которому достанется карточка с одним примером (без ответа следующего примера). Затем все в команде решают этот пример, и у кого будет на карточке ответ этого примера, кладет свою карточку рядом с первой и т.д. Игра заканчивается тогда, когда все карточки будут расставлены. Подвести итог.

Приложение

  1. Мир –зеркало: покажешься ему – увидишь себя. (пословица)
  2. Если ты сделал добро, молчи; если тебе его сделали – расскажи. (пословица)
  3. С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных. (А.В. Суворов)
  4. Если за день ничему не научился, зря прожил день. (пословица)
  5. Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. (Ал-Беруни)
  6. Милее книги в мире друга нет!
  7. Математика – царица наук, арифметика – царица математики. (К. Гаусс)
  8. Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
  9. Смекалка во всяком деле выручит. (поговорка)
  10. Вдохновения нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)
  11. Математика – это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)
  12. Мудр – кто знает нужное, а не многое. (Эсхил)
  13. Лучше думать перед тем, как действовать, чем после. (Демокрит)
  14. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П. Чехов)

5 класс

ИГРА 1. ЛОТО «Выполнить действия»

Карточки с ответами для учащихся

                    1 вариант                                                        Упражнения

5

41

21

63

90

4

8

9

0

3

23

24

14

12

13

 

                    2 вариант

36

11

9

6

21

12

40

1

3

23

24

20

8

63

4

                    3 вариант

4

9

23

25

12

6

13

24

2

36

5

17

63

40

21

                    4 вариант

21

15

8

24

63

23

6

7

36

13

4

40

5

10

3

ИГРА 2. ЛОТО. «Упрощение выражений»

Карточки с ответами для учащихся                                        Упражнения

                     1 вариант

4а

9

12а

25

12

6а

13

24а

2

36

5

17

63

40

21а

 

                    2 вариант

21а

15а

8

24а

63

12а

6а

7

36

13

4а

40

5

10

3

                    3 вариант

5

41

21а

63

90

4а

8

9

0

3

12а

24а

14

12

13

                    4 вариант

36

11

9

6а

21а

12

40

1

3

12а

24а

20

8

63

4а

Геометрия 8 класс.

ИГРА 7. ЛОТО. «Теорема Пифагора»

         Карточку с ответом нужно положить ответом вверх на свой пример.

         Рисунок можно заменить высказыванием, пословицей.

1 вариант.

             Карточки с заданиями                                          Карточки с ответами

        8

6            х

            5

 1

             х

      х

1          √•6

      х      

                а

     в

а            х

  2а

3    

         30о

    х

                4

       30о

           

                       х

    х  

                    5

       60о

    х                    2

         45о

2 вариант

                   Карточки с заданиями                                       Карточки с ответами

        х                    3

 

            4

     1                4

               х

  2                  7

            х

                             

          х

               

                      х

2а              

             

        4

 

                    30о

             х

            6

                    60о

       х

                    7

х

                30о

    х                         3

             45о

6-й класс

ИГРА 2. ДОМИНО «Сложение чисел с разными знаками»

26+(-6)=

20

-8,7+5=

-3,7

-4+(-3.8)=

-7,8

-5,3+6,8=

1,5

-0,7+(-0,6)=

-1,3

-5,7+2,9=

-2,8

-0,5+6=

5,5

4,2+(-3,8)=

0,4

-80+120=

40

-9+8,5=

-0,5

-10+6,5=

-3,5

-0,7+1,7=

1

-0,2+(-0,2)=

-0,4

-6,3+3,6=

-2,7

-6+(-5)=

-11

-0,4+20,4=

ИГРА 3. ДОМИНО «Вычитание рациональных чисел»

-6-(-3)=

-3

8-(-10)=

18

-12-(-5)=

-7

-8-14=

-22

-1,4-3,6=

-5

-12-5=

-17

24-(-30)=

54

27-78=

-51

-9-(-9)=

0

-18-18=

-36

-5,5-(-3,5)=

-2

4,7-68=

-2,1

2,4-8,2=

-5,8

2,4-3=

-0,6

0,8-7=

-6,2

-3,1-(-0,1)=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздничная программа: "Как Веселушка победила Скуку"

Материал содержит конспект праздничной программы  ко дню именинников "Как Веселушка победила Скуку"....

Мастер-класс по технологии "Наши руки - не для скуки"

Хорошо уметь делать все своими руками. Уметь фантазировать, мастеря что-нибудь этакое «не мышонка, не лягушку», а свою неведомую зверушку. Это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно откр...

"Не от скуки - на все руки"

Вводное занятие. Знакомство детей с основными направлениями декоративно-прикладного творчества....

Классный час беседа-"9 фактов о скуке"

Скука – это человеческое Ни одно животное не способно испытывать скуку, когда его жизненные потребности удовлетворены. Животные вполне комфортно чувствуют себя в состоянии покоя. ...

Внеклассное мероприятие по математике: « Принцесса Смекалка против Лени и Скуки».

Внеклассное мероприятие «Принцесса Смекалка против Лени и Скуки» помогает применять знаний на практике, формировать отношения взаимной ответственности при совместной работе. Его зад...

"От скуки на все руки"

Данная разработка может быть использована при проведении недели информатики в школе....