интеллектуальная игра по математике(5 класс)
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) на тему

Крисань Галина Васильевна

Выполнила Крисань Галина Васильевна МКОУ «Русскополянская средняя общеобразовательная школа № 3».

 

Форма проведения урока: интеллектуальная игра.

Порядок проведения и правила игры: Дети делятся на группы по 4-5 человек. Работают в группе, составляя коллективный ответ, записывают и отдают эксперту, который комментирует ответы групп. За верный ответ  группе вручается жетон.

 

Цель: Познакомить учащихся с важнейшими историческими фактами из мира математической науки.

 

Задачи:

·                Развитие компетенций:

o Коммуникативные;

o Сотрудничество;

o Социально-личностные;

o Организаторская деятельность.

·                Помочь детям подняться по ступеням познания.

·                Развитие интеллекта.

·                Развитие интереса к математике.

 

Оборудование:

·              Цветные верёвочки,

·              Бейджики: «ведущий», «эксперт»,

·              Спички,

·              Проектор,

·              Презентация «Пифагор»,

·              Жетоны для верных ответов,

·              Коллаж «Великие математики» (победителям).

 

Место проведения: кабинет математики.

 

Время проведения: 2 четверть.

 

Участники: учащиеся 5 класса.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила Крисань Галина Васильевна МКОУ «Русскополянская средняя общеобразовательная школа № 3».

Форма проведения урока: интеллектуальная игра.

Порядок проведения и правила игры: Дети делятся на группы по 4-5 человек. Работают в группе, составляя коллективный ответ, записывают и отдают эксперту, который комментирует ответы групп. За верный ответ  группе вручается жетон.

Цель: Познакомить учащихся с важнейшими историческими фактами из мира математической науки.

Задачи:

  • Развитие компетенций:
  • Коммуникативные;
  • Сотрудничество;
  • Социально-личностные;
  • Организаторская деятельность.
  • Помочь детям подняться по ступеням познания.
  • Развитие интеллекта.
  • Развитие интереса к математике.

Оборудование:

  • Цветные верёвочки,
  • Бейджики: «ведущий», «эксперт»,
  • Спички,
  • Проектор,
  • Презентация «Пифагор»,
  • Жетоны для верных ответов,
  • Коллаж «Великие математики» (победителям).

Место проведения: кабинет математики.

Время проведения: 2 четверть.

Участники: учащиеся 5 класса.

Деятельность учащихся:

Регулятивная

Познавательная

Коммуникативная

Формулируют УЗ

В группе анализируют задание

Организация сотрудничества со сверстниками

Планируют решение УЗ

Преобразование учебного материала

Умение работать в группе

Развитие речевой деятельности

Деятельность учителя:

Консультативная и организаторская.

  1. Считать научились ещё в незапамятные времена. Сначала люди различали просто один предмет или много. Прошло очень много времени, прежде, чем появилось число2. счёт парами очень удобен, и не случайно у многих племён Австралии и Полинезии до самого последнего времени было только два числительных: один и два. А все остальные числа, большие двух, получались в виде сочетаний этих двух числительных.

Вырази число 4 и 5 по правилам племени Австралии (4=2+2, 5=2+2+1)

  1. Представьте себе древнего человека, который одет в набедренную повязку и при нём есть так называемая «счётная машина».

Что же являлось этой древней и простой «счётной машиной»? (пальцы рук и ног)

P.S. С помощью этой «босоногой» машины люди могли считать до 20 и даже более, применяя как пальцы, так суставы.

  1. Запомнить большие числа трудно, и поэтому к счётной машине рук и ног добавляли механические приспособления. Во многих странах Европы, в том числе и в России, применяли разноцветные шнуры.

Как можно на таком приспособлении показать большое число? (узелками, для разрядов используя цвет)

  1. первыми записями чисел были зарубки на палке, на дереве. Однако чёрточками большие числа не запишешь, да и читать их трудно. Около 5 тысяч лет назад у разных народов (в Вавилоне, Египте, Китае) появился новый способ записи чисел с помощью особых знаков- цифр. Современные цифры-0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, которыми пользуется большинство народов мира, является ценнейшим вкладом народов Индии в сокровищницу математических знаний.

У индусов цифры заимствовали….кто? Подсказка: европейцы до сих пор называют цифры, вспоминая этот народ (арабы)

P.S. В России арабские цифры стали применять в основном в 18 веке.

  1. В основе римской нумерации использован принцип сложения (например: YI=Y+I) и принцип вычитания ( например: IX=X-I).

I-1, Y-5, X-10, L-50, C-100, M-1000, В-500.

Записать арабскими цифрами:

XXY, CXIY, XCII, (25, 114, 92)

  1. Людей издревле удивлял и восторгал огонь. После появления спичек математики создали интереснейшие игры со спичками, развивающие сообразительность и пространственное воображение.

Положи 12 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.

( см. презентацию о Пифагоре)

  1. Пифагор. Учённый. Великий математик. А ещё он был олимпийским чемпионом. Он предпочитал развивать не только ум, но и получать физическую нагрузку.

В каком виде спорта выступал Пифагор? (кулачный бой)

Марафон. В нём задаётся 4 вопроса, время на обсуждение-1 минута на каждую задачу. Команда может возглавить марафонский бег, прервав словом «дальше», обсуждение других команд, если уже догадались каково решение этой задачи.

  • На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10-ти руках? (50)
  • В каком количестве Ной взял в свой ковчег зверей? (по паре)
  • Больному прописали 3 укола через каждые пол часа. Сколько надо времени чтобы сделать все уколы? (1час)
  • Сколько цифр 9 в ряду чисел от 1 до 100? (11)

  1. Русские старинные меры длины:
  • Локоть,
  • Пядь,
  • Ладонь,

Всем известны. А вот, например, необычна для нашего слуха мера длины- «Бычий рёв», т. Е. расстояние, на котором слышен рёв быка . Или «бука» (в Сибири), т.е. расстояние на котором человек перестаёт видеть раздельно рога быка. Только в 1875 году была создана единая метрическая система мер. Одним из разработчиков был академик Якоби Б.С. ( С-Петербург).

В романе Жуля Верна «2000 лье под водой», говорится о загадочном существе, имеющем длину 3 мили. Представьте длину в метрической системе мер, если морская миля равна 1852 метра. (5556 м.)

  1. Леонтий Филиппович Магницкий- один из самых образованных людей России начала 18 века, создатель громадной книги «Арифметика», написанная им в 1703 году. Эта книга могла бы называться энциклопедией математических знаний (арифметика, основы алгебры и геометрии, астрономия и метеорология).

Он знаток-лингвист, т.к. владел латинским, греческим, голландским, немецким, итальянским языками! Вот задача из книги Магницского:

Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своём на всякий день по 40 вёрст совершати, потом другий человек, в другий день послан вслед его и велено ему идти на день 45 вёрст совершати. Ведательно есть, коликий день постигнет второй первого? (8 день).

  1. М.Ю. Лермонтов увлекался математикой и сам придумывал шутки и фокусы.

Вот одна из забав Лермонтова, по которой вам необходимо составить уравнение и объяснить суть фокуса:

Задумайте число, прибавьте к нему 25, прибавьте ещё 125, отнимите 36, вычтите задуманное число, остаток умножьте на 5, полученное число разделите на 2. После всех преобразований Лермонтов говорит, что знает ответ, а именно 285.

(а+25+125-36-а)*5/2=285

11.Сегодня на заседании интеллектуального клуба нам удалось лишь коснуться древнейшей и важнейшей науки-математики.

В наши дни ни одному человеку не обойтись без хорошего знания математики.

Перечисли профессии (10 видов), в которых необходимо знание математики.

Деятельность учителя:

Организация контроля и оценки знаний.

Деятельность учащихся:

регулятивная (контроль и оценивание своих действий);

коммуникативная (развитие речевой деятельности, умение работать в группе).

 Подведём итоги нашей игры. Посчитайте жетоны. Дайте анализ работы вашей группы: а) количество верных ответов;

б) наиболее успешные участники группы.

 Итак, победитель……..

Успехов вам в изучении математики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для учащихся 8-9 классов

Интеллектуальная игра:«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»Для учащихся 8-9 классов.Цель: развитие интереса к предмету; развитие творческой активности. Развивать логическое мышление. Воспитывать умение работать в команд...

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

Интеллектуальная игра по математике: «Своя игра» для учащихся 8 классов

Цели математического мероприятия:Повышение познавательного интереса к предмету математики.Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.Способствовать побуждению каждого учащегося ...

Интеллектуальная игра по математике "Считай, смекай, отгадывай" в 8 классе

Игра  предназначена  для  учащихся  8  класса  общеобразовательной  школы  с  целью  формирования  познавательной  активности,  привити...

Интеллектуальная игра по математике (6 класс)

Используя предлагаемый набор вопросов, можно организовать внеурочное занятие по типу телевизионных шоу "Пойми меня", "Угадай мелодию", "Поле Чудес"....

Интеллектуальная игра по математике "Математический турнир", 6-7 классы

Интеллектуальная игра по математике для учащихся 6-7 классов....