Понятие процента
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Константинова Татьяна Николаевна
Дидактическая цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий; способствовать формированию знаний учащихся о процентах Цели по содержанию: - обучающие: ввести понятие процента; выявить правило по вычислению процента от числа; сформировать умение переводить часть числа в проценты; - развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; - воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели; способствовать эмоциональному восприятию материала; создать условия для воспитания доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в коллективе, сотрудничать друг с другом; продолжать приучать к аккуратности, внимательности Тип урока: изучение нового материала Планируемые образовательные результаты: • личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, развивать логическое мышление при решении задач; • метапредметные: увидеть роль и место процентов в других дисциплинах и окружающей жизни; умение самостоятельно планировать пути достижения цели; умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; уметь добывать и перерабатывать новую информацию, представленную в различных формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы; активно применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях; осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, приводить примеры использования отношений на практике, умение общаться в коллективе; • предметные: умение работать с математическим текстом; ввести понятие процента; показать его применение в окружающей нас жизни; научить применять его при решении задач; развитие способности проводить классификацию Место проведения: кабинет математики Оборудование: учебник: Математика 5 класс (И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович), 2010; мультимедиа проектор, компьютер, слайдовая презентация; рабочие тетради, математическое лото, липкие листы; русский алфавит; плакат об освоении космоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5a_klass-12.04.2013.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

Подготовила:

Константинова Татьяна Николаевна,

учитель математики высшей квалификационной категории

п. Борисовка

2013 год

Дидактическая цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий; способствовать формированию знаний учащихся о процентах

Цели по содержанию:

- обучающие: ввести понятие процента; выявить правило по вычислению процента от числа; сформировать умение переводить часть числа в проценты;

- развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели; способствовать эмоциональному восприятию материала; создать условия для воспитания доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в коллективе, сотрудничать друг с другом; продолжать приучать к аккуратности, внимательности

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, развивать логическое мышление при решении задач;
  • метапредметные: увидеть роль и место процентов в других дисциплинах и окружающей жизни; умение самостоятельно планировать пути достижения цели; умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; уметь добывать и перерабатывать новую информацию, представленную в различных формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы; активно применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях; осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, приводить примеры использования отношений на практике, умение общаться в коллективе;
  • предметные: умение работать с математическим текстом; ввести понятие процента; показать его применение в окружающей нас жизни; научить применять его при решении задач; развитие способности проводить классификацию

Место проведения: кабинет математики

Оборудование: учебник: Математика 5 класс (И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович), 2010; мультимедиа проектор, компьютер, слайдовая презентация; рабочие тетради, математическое лото, липкие листы; русский алфавит; плакат об освоении космоса

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭОР

Организационный момент

Личностные: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

Задача этапа урока: создать  благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку:

«Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

И удача пусть ждет вас.

За работу, в добрый час!»

Приветствуют учителя, правильно садятся на свое рабочее место.

Включаются в деловой ритм урока.

Слайды

1,2

Актуализация опорных знаний и умений

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Проверяет домашнее задание: контрольные задания на стр.221.

 

Решение примеров: а) 8,01; б) 0,53.Сбор тетрадей с домашней работой и раздача проверенных по рядам.

Классная работа.                 12.04.13

3

4

Мотивация и актуализация субъективного опыта

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу  сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Задачи этапа урока: совершенствование вычислительных навыков.

Мотивирует обучающихся на получение знаний. Организует устную работу, подводит к цели и теме урока: «Понятие процента».

Встречалось ли вам раньше это слово? Где вы его слышали? Какова цель урока?

Какая группа быстрее всех справится с заданием,  поднимает соединенные  вверх руки.                    

Групповая работа (6 групп) в математическое лото с целью расшифровки темы урока.

П    2,6:10               П    260:1000

О    1200:1000      Р    0,3:10

Н    0,5:100            О    120:100

Я    7,3·1000        Ц    9,5·100

Т  0,2 : 10               Е  0,29·10000

И   1,7 :100          Н    5:1000

Е    2,9·1000         Т   2:100

                                  А   0,92·10

Отвечают на поставленные  вопросы, записывают тему урока.

       

5

6

7

Восприятие и осмысление учащимися нового материала первичная проверка понимания

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.

 Мотивирует обучающихся на самостоятельное получение знаний, используя объяснительный текст учебника.

Предлагает учащимся поделиться своими знаниями.

Ответы на поставленные вопросы находят самостоятельно, изучая новый материал на странице 222 учебника.

Отвечает по желанию один ученик - хорошо усвоивший тему.

8-15

Организация первичного закрепления и усвоение новых знаний

Познавательные: умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; создание и преобразование моделей для решения задач.

Задача этапа урока: Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Решение задач:

№1. Сколько учеников в нашем классе?

А сколько мальчиков?

Как вы думаете в процентном отношении кого больше, мальчиков или девочек?

Сколько процентов составляет число всех учеников класса?

Мальчики составляют 48% всех учеников нашего класса. Сколько % составляют девочки?

№2. Сотая часть числа составляет 1%.

А сколько процентов составляет двадцатая часть числа?

А двадцать пятая часть числа?

№3. В выборах мера города участвовало 88% избирателей. Сколько избирателей не приняло участия в голосовании?

Отвечают на поставленные вопросы:

- 25 человек.

- 12 человек.

- Девочек, так как их больше, чем мальчиков.

- 100%

- 100-48=52%

- 100:20=5%.

- 100:25=4%.

- 12%

16

17

18

19

20

Организация первичного контроля

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Задачи этапа урока: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся применить свои знания к решению задач.

Организует самостоятельную работу в парах по выполнению заданий № 864 – №870.

Оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Какая группа быстрее всех справится с заданием поднимает вверх соединенные вверх  руки.

 Клочко Юлия и Ковтун Матвей - №865.

Куртова С. и Кальницкий Артем - №866.

Мартовицкая В. и Жариков В. - №865.

Воронова Юлия и Кадиров Сабир - №868

Стативко К. и Тверитин Данил - №870.

Румянцева Е. и Нечаев Олег - №866.

Беленькая С. и Бесперчий Иван - №868.

Ракова  Е. и Прокофьев Сергей - №869.

Гаснянская В. и Радин Илья - №864.

Щербакова Т. и Иванов Даниил - №869.

Добродомова Д. и Васильев А. - №867.

Миронова Ирина, Василенко Андрей, Макарова Олеся -№864.

21

22

Физкультминутка

Познавательные:

Развитие внимательности

Предлагает провести физкультминутку.

-Дружно с вами мы считали, о процентах рассуждали, а теперь мы   отдохнем с колпаком:

«Колпак мой треугольный,

Угольный мой колпак.

А если он не угольный,

То это не мой колпак.»

Учащиеся проговаривают стихотворение о колпаке один раз. Во второй раз заменяют слова «колпак», показывая на голову и «мой», показывая на себя. В третий раз продолжают  заменять слова «треугольный» и «угольный»- делая из пальцев большого и указательного треугольник и угол. В последний раз заменяют слова «он», показывая на соседа и «не»- мотая головой.

23

Контроль и самоконтроль

Предлагает самостоятельно выполнить взаимопроверку и расшифровать какой сегодня день

По истечению времени проводят взаимопроверку и самооценку, записывая на доске ответы и расшифровывая сегодняшний праздник.

24

БУКВЫ

ОТВЕТЫ

№ заданий

  Д           Е       Н       Ь            

  25          90      50      5             

  867(3)    869     868     2      

   К      О    С     М           О            

  12     52     10    20         52            

866(1)  1   867(1)  867(2)  866(2)

Летит выше звезд математика наша

Уходит в поля, сроит здания, пашет

Сажает деревья, турбины кует,

До самого неба рукой достает.

Что вам известно об этом дне?

Освоение космоса очень дорого и поэтому существует международная космическая станция на которой находятся в данный период россияне: Павел Виноградов, Александр Мисуркин и Роман Романенко; американцы: Кристофер Кэссиди, Томас Машберн и канадец Крис Хедфилд.

 

  Н     А     В         Т           И                  

  50      24       68       23,1      75  

867(4)  864(1)  864(2)   865(1)   867(5)

12 апреля 1961 года был совершен первый полет человека в космос и первым космонавтом стал россиянин  Юрий Алексеевич Гагарин.

   

К              И

1,4           75

 865(2)    870

25

26

27

28

29

30

32

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников

- Что изучали сегодня на уроке?

-Достигли ли мы поставленных целей?

Отвечают на вопросы учителя.

33

Информация о домашнем задании

Регулятивные:

Самооценка в соответствии с критериями усвоения нового материала.

Коммуникативные:

Поиск информации в дополнительных источниках, в том числе ЭОР

Предлагает учащимся дифференцированное задание.

Решить любые два задания из учебника по теме урока.

Из любых источников найти информацию, связанную с процентами.  

Выбирают задание по своему уровню и записывают в дневник.

Дополнительное задание на дом: узнать как называется тысячная часть числа, как она обозначается и что ней измеряется?

34

Рефлексия

Личностные:

1. внутренняя положительная

позиция к изучаемому понятию

2. ответственное отношение к учению,

3. готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Задачи этапа урока:

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми.

Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

Если вы считаете, что вы поняли тему и вам был интересен урок, то наклейте свою звездочку на рисунок ракеты, летящей в космос.

Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал и не очень комфортно чувствовали себя на уроке, то наклейте звездочку ниже ракеты.

Анализируют свою деятельность на уроке, оценивают свои успехи. При выходе из класса наклеивают свои звезды на плакат о космосе.

35

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок + презентация "Понятие процента"

Самое первое знакомство с процентами. Задача - научить давать определение процента, обозначать, читать и находить процент чисел и величин....

п.47.Понятие процента.

Цель: формировать умение находить величину, определяющую сто процентов;  показать правила решения основных задач на проценты....

Урок по теме "Понятие процента", 5 класс

Презентация к уроку (в программе Smart) и технологическая карта урока по ФГОС...

Урок в 5 классе ФГОС "Понятие процента"

Конспект урока по математике в соответствии со стандартами второго поколения по теме «Понятие процента».В конспекте расписаны этапы урока, универсальные учебные действия, деятельность ...

Презентация Понятие процента в 5 классе

Урок математики по формированию новых знаний и первичному закреплению...

Презентация к уроку "Понятие процента"

Презентация оформлена в формате социальных сетей, что способствует повышению интереса учащихся к предмету математики....