Дифференциальные уравнения и их приложения
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему

Программа элективного курса «Дифференциальные уравнения и их приложения»  образовательной области «Математика» ориентирована на обучающихся старшей школы. Курс может рассматриваться в группах с  естественнонаучным и физико-математическим профилем. Основная цель курса — дать учащимся представление о дифференциальных уравнениях, как о важнейшем вычислительном аппарате классической физики, геометрии, биологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt_kurs.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Элективный курс «Дифференциальные уравнения и их приложения»   

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Дифференциальные уравнения и их приложения»  образовательной области «Математика» ориентирована на обучающихся старшей школы. Курс может рассматриваться в группах с  естественнонаучным и физико-математическим профилем.  Он может читаться параллельно с их изложением основного курса математического анализа или с некоторым опережением.  Основная цель курса — дать учащимся представление о дифференциальных уравнениях, как о важнейшем вычислительном аппарате классической физики, геометрии, биологии. «Законы природы выражаются дифференциальными уравнениями» – высказал И. Ньютон.  При этом представляется важным формулировать основные понятия математического анализа физическим и геометрическим языком, избегая математической формализации изложения.  

Основной задачей курса является обучение слушателей составлению дифференциального уравнения как  методу моделирования физического, биологического или любого другого процесса, проходящего в природе.

Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.

Крупные открытия и исследования очень часто обеспечиваются и подготавливаются кропотливым трудом многих ученых. Это относится не только ко всей математике, но и к одному из самых обширных ее разделов – теории дифференциальных уравнений, которая в настоящее время представляет собой трудно обозримую совокупность фактов, идей и методов, очень полезных для приложений и стимулирующих теоретические исследования во всех других разделах математики.

Многие разделы теории дифференциальных уравнений так разрослись, что стали самостоятельными науками. Можно сказать, что большая часть путей, связывающих абстрактные математические теории и естественнонаучные приложения, проходит через дифференциальные уравнения. Все это обеспечивает теории дифференциальных уравнений почетное место в современной науке. Поэтому мной была выбрана тема элективного курса «Дифференциальные уравнения и их приложения». Приведённые задачи не являются полностью математическими. Точнее, речь идёт о задачах на составление и решение дифференциальных уравнений, включая доведение задачи до числового ответа, что важно в приложениях.

При успешной реализации курса обучающиеся учатся работать с устной, печатной и ИКТ информацией. От обучающихся требуется больших умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, коллективно-познавательный труд.

При составлении настоящего элективного курса использовались материалы сети Интернет. Основными методами элективного курса стали исследовательская деятельность и  метод учебного проекта. В каждом разделе курса были созданы творческие группы исторического, математического, физического направления и искусство. Результаты представлены в виде презентаций.

Элективный курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Данный курс апробирован в течение 2 лет в МБОУ СОШ №4 с УИОП в старших классах физико-математического профиля.  

Цели курса:

  • формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • формировать построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
  • развитие самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
  • развитие логического мышления, математическую интуицию,  творческие способности, необходимые для применения их в дальнейшей будущей профессиональной деятельности;
  • дать учащимся представление о дифференциальных уравнениях, как о важнейшем вычислительном аппарате классической физики, геометрии, биологии, археологии, медицине;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся по таким разделам математики, как пределы функции, производная и первообразная функции;
  • познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения дифференциальных уравнений, выходящих за рамки школьного курса математики;
  • формировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;
  • выработать умения работать в творческой группе.

Задачи курса:

  • развивать интерес и положительную мотивацию изучения математики;
  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
  • формировать умение находить пределы функции, производную и первообразную функций;
  • повышать мотивацию школьников к изучению математики на основе метапредметной интеграции;
  • формировать у учащихся основные информационно-коммуникативные компетентности в исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование навыков дистанционного обучения;
  • демонстрация межпредметных связей математики с другими дисциплинами;
  • развивать и совершенствовать навыки самообразования, направленные на выполнение творческих работ, на самостоятельное составление задач;
  • развивать навыки самостоятельной работы с информацией.

К результатам освоения курса  и организации продуктивной деятельности обучающихся относятся следующие:

в направлении личностного развития:

  • знакомство с фактами исторического развития дифференциальных уравнений;
  • готовность и способность к самообразованию; творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность вести диалог со сверстниками, находить общие цели  и сотрудничать для их достижения;
  • формирование навыков сотрудничества со сверстниками и  педагогами  в учебно-исследовательской, проектной деятельности;
  • полученные знания и умения помогут успешно обучаться в профильном классе и сдать государственную итоговую аттестацию.

предметных результатов:

  • анализировать задачи и их решение, комментировать ход решения задачи, самостоятельно составлять задачи, решаемые с помощью дифференциальных уравнений;
  • составлять и решать некоторые простейшие типы дифференциальных уравнений;
  • использовать чертеж для схематичной записи условия задачи;
  • составлять дифференциальные уравнения в ходе решения задачи;
  • проводить полные обоснования при решении разнообразных задач математики и смежных областей знаний, производственной практики;
  • составлять алгоритмы решения задач с помощью производной и первообразной функции;
  • находить общее решение  простейших дифференциальных уравнений;
  • сформировать алгоритм решения задачи Коши;
  • рассмотреть решение уравнений с разделяющимися переменными;
  • освоить способы деятельности, применимых на занятиях с интеграцией в физику, биологию, экологию, археологию, демографию населения и численности фауны.

в метапредметном направлении:

  • самостоятельно определять цель и составлять план деятельности, осуществлять и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для реализации проектной деятельности;
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов (наблюдение, сравнение, моделирование и др.)
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • умение самостоятельно оценивать свои учебные достижения;
  • создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
  • отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
  • осознавать социальную, практическую и личную значимость учебного материала;
  • создать содержательные и организационные условия  для развития умений решать задачи с помощью дифференциальных уравнений; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
  • развивают логическое и критическое мышление, культуру речи, способности к умственному эксперименту;
  • соблюдение правил здорового образа жизни.

Структура курса представляет собой 6 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность современных компетенций обучающихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для обучающихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.

Отбор содержания основан на принципах научности, доступности, преемственности, практической направленности.

Формы занятий с учащимися: лекционные и семинарские занятия, групповые и индивидуальные формы работы: лекции, собеседования по изученному материалу, самостоятельное изучение материала, практикумы, исследовательские работы, решение задач.

 Формы и методы контроля: тестирование, доклады, тематические презентации.

Содержание

1. История возникновения и развития понятия дифференциальных уравнений (1 час).

2. Производная и первообразная (8 часов)

Понятие предела. Свойства пределов. Мгновенная скорость.

Производная функции в точке, геометрический смысл, касательная к графику   функции.

Правила дифференцирования. Производная сложной функции. Производная обратной функции. Производные элементарных функций.

Показательная и логарифмическая функции. Экспонента как ненулевая функция, совпадающая со своей производной.

Нахождение перемещения по графику скорости. Первообразная, определённый интеграл и формула Ньютона-Лейбница.

Простейшие приёмы интегрирования.  

Общие правила интегрирования.

Интегралы от некоторых элементарных функций.

3.Простейшие дифференциальные уравнения. Уравнение (12 часов).

Дифференциальное уравнение и его решения. Задача Коши.

Закон Мальтуса. Учёт рождаемости и смертности.  Биотический потенциал живых организмов.

Модель неограниченного роста. Примеры реально зафиксированных вспышек роста живых организмов и их  влияние на экосистемы.

Закон радиоактивного распада. Уравнение радиоактивного распада.

Изменение атмосферного давления с высотой.        

Задача о трении намотанного каната.

4. Дифференциальные уравнения вида  (5 часов).  

Модель изменения численности с учётом конкуренции за ресурс (модель Ферхюльста).  Логистическая  кривая.

Задача о нагревании или остывании тела во внешней среде с постоянной температурой.

Задача о вытекании воды из сосуда под действием тяжести.

5. Простейшие типы дифференциальных уравнений  (5 часов).

Обзор некоторых простейших типов дифференциальных уравнений. Уравнения с разделяющимися переменными.

Геометрические и физические задачи, приводящие к уравнениям с разделяющимися переменными.

Определение возраста горной породы.

Затухающие колебания.        

Модель роста численности «хищник-жертва». Уравнения Лоттки - Вольтерра.

Задача о падении тела в воздухе.

Реактивное движение. Формула Циолковского.

Модель сердечно-сосудистой системы человека. Модель Каараслана – Солодянникова.

6. Дифференциальные уравнения и искусство. Графика А.Т. Фоменко (2 часа).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебники и учебные пособия:

  1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, профильный уровень10 класс, учебник. М.: Мнемозина,2013г.
  2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, профильный уровень11 класс, учебник М.: Мнемозина,2013г.
  3. Шубин М. А.  «Математический анализ для решения физических задач» М., МЦНМО, 2003.
  4. Агафонов С.А. Дифференциальные уравнения,М., МГТУ им. Баумана, 2004.
  5. Боярчук А.К. Дифференциальные уравнения в примерах и задачах. М., Эдиториал, 2001
  6. Алгебра и начала анализа для 9–10 классов: Под ред. А.Н.Колмогорова. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Пискунов Н. С. Дифференциальное и интегральное исчисление для втузов. Т. 1. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985.
  8. Глейзер Г.И. История математики в школе: IX–X кл.: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
  9. http://www.chronologia.org/art/index.html#manin 
  10. http://virtualmathmuseum.org/gallery4.html 

Технические средства обучения:

  • мультимедийный компьютер;
  • интерактивная доска.

 Информационные средства:

  • интернет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциальные уравнения

В презентации помещены основные справочные материалы для изучения темы "Дифференциальные уравнения" (на украинском языке)...

урок "Обыкновенные дифференциальные уравнения.Задача Коши"

Конспект урока по теме " обыкновенные дифференциальные уравнения.Задача Коши". Предлагается методика введения нового материала, а также метод решения дифференциальных уравнений с разделяющимися переме...

разработка факультатива по теме "Дифференциальный уравнения первого порядка"

в данном материале дан развернутый материал, который поможет преподавателю Алгебры и начала анализа...

Использование дифференциальных уравнений в естествознании

В презентации представлены отрасли естествознания, где можно использовать дифуры....

Презентация "Дифференциальные уравнения"

Презентация "Дифференциальные уравнения"...

Обыкновенные дифференциальные уравнения

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений является разделом курса «Математика», предусмотренным государственными образовательными стандартами подготовки специалистов и бакалавров. Важность этого...

Пезентация на тему - Дифференциальные уравнения (11 класс)

Пезентация на тему - Дифференциальные уравнения (11 класс)...