Системный подход в обучении
статья по алгебре на тему

Грибова Ирина Рудольфовна

В условиях внедрения образовательного стандарта второго поколения в основу педагогической и учебной деятельности положен системно деятельный подход.  Основные принципы его излагаются в простой формуле: «Зачем учить? Чему учить? Как учить?» Подразумевая соответственно: цель обучения,  его содержание и технологии, применяемые в процессе. Применительно к курсу математики у учащихся должны сформироваться навыки обобщения, сравнения, оценки с использованием различных математических понятий, опыт построения математических моделей и другими теоретическими базовыми знаниями, применимыми на практике.  Основополагающими принципами в формировании курса математики в школе, согласно точке зрения Дарлингер и Малыгиной, становятся: системное построение; описание курса с позиций единства общего, единичного и особенного; сочетание профессиональной направленности и фундаментальности обучения; предметная деятельность; развивающее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_gribovoy_i.r.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях внедрения образовательного стандарта второго поколения в основу педагогической и учебной деятельности положен системно-деятельностный подход.  Основные принципы его излагаются в простой формуле: «Зачем учить? Чему учить? Как учить?» Подразумевая соответственно: цель обучения,  его содержание и технологии, применяемые в процессе. Применительно к курсу математики у учащихся должны сформироваться навыки обобщения, сравнения, оценки с использованием различных математических понятий, опыт построения математических моделей и другими теоретическими базовыми знаниями, применимыми на практике.  Основополагающими принципами в формировании курса математики в школе, согласно точке зрения Дарлингер и Малыгиной, становятся: системное построение; описание курса с позиций единства общего, единичного и особенного; сочетание профессиональной направленности и фундаментальности обучения; предметная деятельность; развивающее обучение. [1,2]

Таким образом, целью учителя становится не самостоятельная постановка и формулировка цели урока и задач, приводящих к ее реализации, а направление деятельности учащихся таким образом, чтобы они сами поставили цель и сформулировали задачи. Данный опыт приводит к необходимости создания универсальных «памяток-помощников», которые позволят, сродни формулам подставлять под них определенное действие и выполнять его. Например, выводить из обратной теоремы и ее решения прямую теорему. Это приводит в конечном итоге к формированию у учащихся стремления к познавательно-исследовательской деятельности, способности к правильной постановке вопроса вместо классического: «Я не понял.»

Получение универсальных навыков позволит учащимся не отыскивать ошибки в каждом конкретном предмете, а рассматривать ее как категорию. То есть в общем смысле. Основой процесса познания, таким образом, становится принцип обобщенности, а не конкретизации.

Что же несет этот принцип для ученика. В современном мире ориентация подростка – исключительно практическое применение полученных знаний. В противном случае, они считаются бесполезными. Исходя из этого, задачей учителя становится постановка конкретной проблемы и ее решение, актуализация знаний, формирование мотивации для принятия конкретного решения. От учителя требуется демонстрация именно принципов решения конкретных задач максимально приближенных к современным условиям жизни. Ввиду снижения в учащихся возможности применения воображения, уходят на второй план задачи об абстрактных для них бассейнах и яблоках.

Поскольку системно-деятельностный подход требует от учителя переориентации на самостоятельный поиск учащимися необходимых ими знаний, возникает острая необходимость в пересмотре и тщательном отборе источников этих знаний, их актуализации. В современном мире подростками как основной и достоверный источник знаний воспринимается, прежде всего, Интернет. И здесь на учителе лежит дополнительная ответственность не только рекомендовать необходимые источники знаний, которые можно воспринимать всерьез, которым можно доверять, но и создать алгоритм действий для того, чтобы сформировать у учащегося умение самому отличать достоверный источник от недостоверного. Это УУД может совершаться и в рамках изучения других предметов.

Но невозможно заставить учащегося что-либо делать на уроке, если у него нет к этому познавательного интереса, граничащего с любопытством. Именно оно пробуждает желание познавать, то есть углублять и расширять границы своих знаний.  Если учащийся сталкивается на уроке с проблемой, требующей решения (таковой на уроке математики для него всегда выступают пример или задача) есть два пути, по которому он может отправиться – первый, попросту отказаться штурмовать эту  высоту, ссылаясь на то, что недопонял, не любит предмет и тысячи других причин; второй – с помощью грамотно построенного алгоритма действий попробовать справиться с задачей и получить результат. Здесь и открывается простор для творчества учителя. Применение различных методик, в том числе игровых, педагогических технологий поможет наладить обратную связь между двумя сторонами учебного процесса. Несомненно, что рано или поздно на первый план выйдет проектно-исследовательская деятельность, как наиболее эффективная в процессе познания.

1.Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.

2.Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учеб. пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к обучению биологии

Составляющей частью развивающего обучения является системный подход к построению учебного материала, выбору методов и приемов работы, контроля и т.п. О накопленном опыте пойдет речь в данной работе....

Системный подход к обучению и воспитанию экологически ориентированной личности в образовательной деятельности

Моя педагогическая концепция в работе как учителя географии  и как классного руководителя за определенный период. В работе обобщено использование содержательно-образовательных технологий, обобщен...

Технология «Формирование устойчивого интереса к химии посредством системного подхода в обучении »

Ведущая идея технологии – идея формирования активной жизненной позиции учащегося, необходимой для продолжения образования в современных условиях....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

"Системный подход к обучению учащихся безопасному поведению на дороге"

Данный материал содержит материал, используемый для обучения учащихся безопасному поведению на дороге. Здесь приведены сценарии,игры, викторины для обучению правилам дорожного движения....

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...