Работа с учащимися "группы риска" по подготовке к экзаменам
статья по алгебре (9 класс) на тему

Ли Светлана Александровна

Выступление на педагогическом совете школы. Опыт работы по подготовке учащихся  к  ГИА в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_gruppa_riska_oge.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

Г.Узловая

Выступление на педагогическом совете школы

«Формы и методы

работы по математике

 с учащимися «группы риска»

по подготовке к ОГЭ»

Учитель математики

Ли Светлана Александровна

2015

        Для качественной подготовки учащихся, в том числе «группы риска», я ставлю перед собой задачи:

  • адаптировать содержания образования к современным требованиям ОГЭ;
  • развивать самостоятельную активность учащихся;
  • сочетать лекции, самостоятельную работу, поиск информации в сети  с индивидуальными консультациями
  •  систематический контроль обученности учащихся;
  • мониторинг выполнения типовых заданий.

        В современных условиях решить эту проблему качественной подготовки к ОГЭ старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.        Идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Важным для меня  представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ОГЭ. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время. Получив КИМы и инструкции, ученик поставлен в жесткие рамки.

Инструктаж определяет рамки: за 235 минут нужно выполнить 26 заданий, правильно оформить ответ, буквы и цифры ставить строго по образцу.

Что я считаю самым важным при подготовке к ОГЭ?

Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую. Показываю учащимся  некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней и др.

Обязательное знание правил и формул. Для этого регулярно повторяю формулы с учащимися.

Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.

Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.

В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ОГЭ.

Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.

        Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся. От того, умеет ли школа грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное русло, способна ли она выстроить такую систему взаимодействия, которая перейдет в сотрудничество, зависит результат воспитания и подготовки к экзамену выпускников школы.

        В течение всего учебного года я посещаю все собрания в 9 классе, на которых:

  • знакомлю родителей с планом работы по математике на  учебный год;
  • разъясняю позицию Министерства РФ по проблеме ОГЭ,
  • характеризую структуру контрольно- измерительных материалов (КИМов) по математике;
  • рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы;
  • анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик.
  • регулярно информирую родителей о результатах подготовки детей.

Отношение к ОГЭ школьников и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему.

Рекомендации ученику

1. ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.

 2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.

 3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.

 4. Не допускайте формального усвоения программного материала.

 5. Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.

 6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.

 7. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.

 8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.

 9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий.

 10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.

 11. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.

 12. На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.

Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как.

Работа с учащимися «группы риска».

Эту  работу я провожу с самого начала учебного года. Работа, которую я провожу  с этими ребятами:

  • с начала учебного года определила «группу риска»;  
  • составила план индивидуальной работы с каждым учащимся, график консультаций;
  • веду у них учет выполнения домашних работ;
  • имеется лист ликвидации пробелов по той или иной теме; 
  • стараюсь выработать у них навыки работы с тестовыми заданиями;
  • научить избегать «слабые» места при выполнении тестов;
  • учить учащихся технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа;
  • обучать приему «спирального движения» по тесту;
  •  учить обратить внимание на ключевые слова «верно», или «неверно»;
  • учить учащихся правильно заполнять бланки  ОГЭ.

Рекомендации родителям.

Уважаемые папы и мамы!

Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ОГЭ.

 1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.

 2. Ознакомьтесь с “Рекомендациями ученику” и помогайте ребенку их выполнять.

 3. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации).

4. Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов). Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

        По сравнению с другими учебными предметами математика выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.

Некоторые рекомендации учителю.

1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме.

 2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету.

 3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания.

 4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ОГЭ.

 5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно– образное мышление.

 6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях.

 7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.

        Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий.

        Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях. Я стараюсь, как можно чаще им об этом напоминать.

        С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для “проблемных” детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий.

        Обязательной составляющей процесса обучения, считаю умение учащихся анализировать свои возможности. Я стараюсь учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; учу их оценивать результаты своего труда.

        Динамику роста или неудач учащихся регулярно показываю и обсуждаю с родителями, призывая их участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей.

Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

-пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

 -внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

        Таким образом,   я попыталась раскрыть основные формы и методы работы с учащимися  по  подготовке к ОГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Из опыта работы по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ по русскому языку (задание В8).

В статье представлен опыт работы по подготовке к ЕГЭ (задание В8) в форме научно-практической конференции....

"Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Высшая степень информативности - одна из главных особенностей современной действительности. Для усвоения информации, ее сознания, передачи часто прибегают к сжатию. Что же такое сжатый текст? Прежде в...

Методическая разработка "Контрольные работы по математике 5-7 класс как базовые задачи для подготовки к экзамену в формате ОГЭ"

Авторская подборка контрольных работ по математике 5-7 класс для подготовки к экзамену в формате ОГЭ...

Обобщение опыта работы по теме "Организация подготовки к Единому Государственному экзамену по физике".

Одной из необходимых предпосылок для успешной сдачи школьниками Единого государственного экзамена является умелая организация подготовки к нему. В ходе подготовки к экзамену акцент следует делать на с...

Подготовка к экзамену (из опыта работы)

Из опыта работы как готовить к выпускному экзамену....

Организация самостоятельной работы обучающихся, направленной на подготовку к контрольному тестированию и экзамену.

На учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, твор...