Экономика, близкая людям
план-конспект занятия по алгебре (5, 6, 7 класс) на тему

Егорова Елена Павловна

Цели:  - Совершенствование умений анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, обобщать.

 - Воспитание самостоятельности, сообразительности, инициативности.

- Формирование активной жизненной позиции.

- Развитие математического мышления при решении практических задач; развитие экономических знаний, формирование экономической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_blizkaya_lyudyam_egorova_e.p.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Экономика, близкая людям»

Учитель математики

1 квалификационной категории

«Гимназии №3   ЗМР РТ»

Е.П. Егорова

Актуальным в настоящие время становится вопрос экономической подготовки школьников.  Экономическое воспитание следует начинать как можно раньше, начиная уже с начальной школы, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности. Этот процесс должен быть целенаправленным и систематическим. Благодаря экономическому воспитанию школьники познают значение природных ресурсов для человека и учатся бережному и  разумному отношению к природе.  Получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, ее оборудования и т. п. Формируются нравственные и деловые качества. Уже в начальном и среднем звене школьники должны освоить основные экономические термины, такие как: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, что способствует в дальнейшем осмысливанию явлений экономической жизни, пониманию логической взаимосвязи теории и практики, разумному оперированию знаниями. Чтобы экономическое воспитание школьников было более эффективным необходима системность в экономической направленности содержания учебной и внеклассной работы. Большую роль в экономическом воспитании играют задачи с экономическим содержанием в среднем звене, решаемые как на уроках   математики, так и на внеклассных мероприятиях.  В старшем звене - внедрение в курс математики реальных экономических задач (которые являются актуальными на сегодняшний день), предполагающих использование математического аппарата. Задачи такого содержания эмоционально воздействуют на школьников, способствуют формированию глубоких, прочных, осознанных математических знаний и навыков, умения применять их в реальной жизни. При решении задач школьники усваивают экономические понятия и категории, учатся соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить в Банке; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их сократить; что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут сохраниться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха или приобретения необходимых вещей и т.п.

 На основе полученных знаний, учащиеся смогут выбрать для себя направление обучения на старшей ступени, в соответствии со своими склонностями. Но независимо от того какую профессию выберет выпускник для себя в будущем, экономическая культура, знания и умения пригодятся ему в жизни, т.к. знание основ рыночной экономики необходимо всем. И тем, кто в будущем будет только потребителем, и тем, кто со временем вольется в ряды производителей материальных и духовных благ. Таким образом,  будет сформировано новое поколение людей, способных грамотно двигать вперед экономику, укреплять благосостояние народа, достойно представлять нашу страну.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 - 7 классов.

Цели:  - Совершенствование умений анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, обобщать.

 - Воспитание самостоятельности, сообразительности, инициативности.

- Формирование активной жизненной позиции.

- Развитие математического мышления при решении практических задач; развитие экономических знаний, формирование экономической грамотности.

Ход мероприятия:

1. Ведущий:  Экономика - это наука о том, как люди добывают пищу, одежду, кров и все остальное, что может улучшить их жизнь.

Экономика изучает, то чем большинство людей занято практически  ежедневно. Это наука о деятельности человека.

Слово «экономика» образованно от латинского слова, означающего  «ведение домашнего хозяйства», и греческого, означающего то же самое, но с упором на издержки.

Можно считать, что экономика изучает все, что влияет на твое хозяйство, подчеркивая издержки его ведения. Все чего-то стоит. За все приходится платить. Что бы ты ни делал, всегда есть продукт и затраты. Когда обдумываешь что-то, твои затраты - это время плюс все предыдущие мысли, приведшие к рождению новой мысли. Твое образование - это затраты, мысли - продукт.

Чтобы ни делал, ты, по меньшей мере, затрачиваешь время. И, как в предыдущем случае, в издержки входит все, что предшествовало твоей работе и что позволило начать ее.

Затраты времени, связанные с образованием, можно назвать капитальными вложениями. Ты здоров, потому что хорошо питаешься и занимаешься спортом. Это вложение в твое собственное тело. Это также капитальные вложения. Капитал - это сбереженное богатство. Ваш главный капитал - это ты сам. И твой самый важный продукт - то, как ты живешь. А для того чтобы хорошо жить нужно многое знать и уметь. Нужно всегда быть в движении, как говорится «под лежащий камень вода не течет».

Слова:  приватизация,  либерализация, брокер, биржа, кредит, залог, банкир, банкнота и  

т. д. прочно вошли в нашу жизнь. Поэтому рынок требует от населения нового уровня экономических знаний. Необходимо уже сейчас, учась в школе, формировать экономическое мышление.

Сегодняшнее мероприятие, я думаю, напомнит вам, что скоро настанет время, когда вы должны будете самостоятельно принимать решения, должны будете заботиться не только о себе, и не о вас будут заботиться, а вы будете заботиться о других.

А сейчас познакомимся с Мишей, он – хозяин магазина, в котором любят бывать лесные жители. Часто лесные жители бывают в берлоге у Миши и слушают рассказы об экономике. Сейчас мы посмотрим историю о том, как Миша и его семья денежки считали.  ( учащиеся разыгрывают сценку  «Миша - бизнесмен»).

2. Выступление учащихся 5 классов.

Во время  сценки на экране появляются слова из  «Словаря экономических терминов и понятий» (экономика, капитал, расходы, доходы, сбережения, банк, процент по вкладу, цена, заработная плата, бюджет).

 

Сценка  « Миша - бизнесмен».

Автор. Уже давно работает Мишин магазин, приносит ему хороший доход и благодарность лесных жителей. Миша обзавелся семьей, медведицу Марию

Филипповну в жены взял. В берлоге теперь шумно и весело: двое медвежат скучать не дают, да маленькая Маняша в колыбельке рычать учится. Нет Миши покоя.

Медвежата:   Мне!     Нет мне!

Миша: А ну-ка, марш к столу!  Прежде чем что-то купить, надо свои доходы подсчитать.

Медвежата: Это что еще такое - доходы?

Миша: Доходы - это все те деньги, которые получает наша семья.

Наша семья - это мы с мамой, бабушка с дедушкой, мой брат, вы и ваша младшая сестричка. Мой доход в магазине - 100 000 лесных рублей, наша мама получает пособие на детей, чтоб легче было вас кормить, одевать и учить - 10 000 лесных рублей на каждого. Бабушка и дедушка получают пенсию - по 40 000 лес руб. Мой старший брат, вам дядя, учится в лесном университете, и каждый месяц получает стипендию - 15 000руб.

Итого - 225 000 рублей (считает на МК).

Медвежата:  Ура! Ура!  На много самокатов хватит!

Маша: А теперь подсчитаем наши расходы (загибает пальцы) - На продукты- 150 000 руб. в месяц, на зимние шапки, варежки для вас малыши- 30 000 руб. На книжки, игрушки, билеты в театр и кино-20 000 рублей. Еще 5 000- на проезд лесным транспортом. Сколько получается?

 Медвежата:  20 000 . Это самокатные денежки да?

Миша:  Нет - это наши сбережения, т. е. та часть дохода, которая остается после того, как мы все необходимые расходы сделаем.

Маша: Сбережения – от слова «беречь». Сберегают часть денег все запасливые звери и люди. Эти сбережения можно потратить на что-то ценное и дорогое - автомобиль, новый дом и т. д. Сбережения нужны и на  «черный день», можно использовать сбережения и для того чтобы поехать куда – ни будь отдохнуть.

Медвежата:  А как же самокаты?

Маша: Не огорчайтесь, из сбереженных денег, мы можем купить и вам самокат, правда, один на двоих.

Миша: Медвежата! Мария Филипповна! Вот хочу открыть банк, дам в лесную газету объявление: « В лесу открылся банк, а это значит, что все, у кого есть деньги, отложенные про запас могут положить их в банк. В банке деньги будут «расти». За то, что вы положили деньги в наш банк, мы будем вам платить. Положите 100 руб.- через месяц можете получить 102, а через год 124 руб. А если вам деньги понадобятся для какого- то важного и полезного дела, то в нашем банке вы можете взять их в долг. Это называется «взять кредит». За это вам придется банку проценты платить, т. е. вернуть нужно будет не только свой долг, но и еще какую- то сумму денег. Чем больше срок, на который вы брали деньги и чем больше сумма, тем дороже вы за это заплатите. Например, возьмете 100 руб., через месяц должны будете вернуть 103, а через год - 136 руб.

Миша: А сейчас пойдемте покупать новый дом.

3. Решение задач с экономическим содержанием.

Задача 1. (презентация, подготовленная учеником) Семья приобрела дом стоимостью 2 939 720 руб., для чего ей была предоставлена ссуда в размере 60% стоимости дома сроком на 10 лет. Согласно условиям выдачи ссуды после 1-го года пользования семья должна вернуть 20% ее первоначальной величины, а в последующие годы возвращаемая сумма снижается ежегодно в сравнении с предыдущим годом на одну и ту же величину, равную5% суммы, внесенной за 1 год. Сколько денег придется выплатить семье за 10лет? Каков должен быть доход семьи за год, если 30% полученных денег уходит на питание, 30% на оплату коммунальных услуг, 20% на культурно-бытовые расходы и оплату транспорта?

Следующие задачи предлагаются для самостоятельного решения в группах с последующим объяснением кого-то из учащихся.

Задача 2.  Когда ребенку был 1 год, родители на его имя открыли в сбербанке вклад в сумме 20 000 рублей. Процентная ставка, выплачиваемая сбербанком по срочным вклад, составляет 18%  годовых.  Сейчас ребенку 16 лет. Какую сумму он может получить, если банк начисляет простые проценты?

Задача 3.  Для покупки квартиры семья получила в банке ссуду величиной 490 000 рублей сроком на 15 лет с условием ежегодного начисления 6% оплаты за предоставленный кредит. Через каждые 5 лет семья погашает долг на сумму 50 000 рублей, а в конце срока-погашения весь оставшийся долг. Сколько всего денег выплатит семья банку?

4. Сообщения учащихся.

За неделю до мероприятия  учащиеся разбиваются на группы по интересам и готовят выступления – презентации по теме «Экономика, близкая людям». Каждая группа ищет материал о том, какие услуги предлагают населению банки города по вкладам.

5. Работа в группах.

Учащиеся получили домашнее задание исследовательского характера. Необходимо было узнать, сколько его семья тратит на коммунальные услуги, питание, досуг и т.д., заполнить таблицу.

Таблица 1.(заполняется дома)

Состав

семьи

Доходы

каждого

итого

питание

транспорт

и иные расходы

досуг

Ком.-ые

расходы

сбережения

Учащимся ставится задача: Молодая семья хочет купить квартиру или дом. Когда и как она сможет выплатить за квартиру. На основе своих исследований и информации,  которую учащиеся узнали о вкладах и ссудах в банках каждая группа заполняет таблицу, делает выводы. Первый, второй столбцы заполняются учителем.

Таблица 2.(заполняется в классе)

Состав

семьи

доходы

расходы

сбережения

вклады

Площ-дь

квартиры

стоимость

выплаты

6. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Базаров и близкие ему люди"

Урок - диспут, на котором учащиеся решают проблему: прав ли критик Антонович, назвав Базарова "асмодеем нашего времени"....

Устный журнал "о родных и близких людях с любовью"

Воспитательный час ко дню семьи...

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям —моим родителям

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я,ВАШ РЕБЕНОК!...

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям - моим родителям

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям - моим родителям...

Близкие люди

Конспект урока для 7 класса...

Классный час "Семья - мир самых близких людей"

Классный час"Семья - мир самых близких людей"...