Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики"
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы элективного курса Е.В. Андреевой, Л. Л. Босовой, И. Н. Фалиной «Математические основы информатики»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
_ Краснодарский край, город Армавир
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – _ _ средняя общеобразовательная школа №3
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол № 1 от 28.08.2015 года Председатель педсовета _____________Ковальчук Н.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному курсу «Математические основы информатики»
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс) среднее общее, _ 11 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 часов (1 час в неделю)
Учитель Бешева Виктория Александровна
Программа разработана на основе авторской программы элективного курса _ «Математические основы информатики» Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина .(Информатика. Программы для общеобразовательных _ учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.)
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
- Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы элективного курса Е.В. Андреевой, Л. Л. Босовой, И. Н. Фалиной «Математические основы информатики» (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010).
Основные цели курса:
- формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения;
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
- создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.
Основные задачи курса:
- сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;
- показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;
- привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности и т. д.)
- сформировать умения решения исследовательских задач;
- сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;
- развить способность к самообучению.
- Общая характеристика курса
Данный курс носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.
Курс ориентирован на учащихся старших классов общеобразовательной школы, желающих расширить свои представления о математике в информатике и информатики в математике.
Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безмашинном варианте.
- Место предмета в учебном плане.
Курсу отводится 1 час в неделю в течение одного года обучения в 11 классе, всего 34 учебных часа.
Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из отдельных глав, которые можно изучать в произвольном порядке.
- Содержание
Модуль 1. Системы счисления
Эта тема частично включена в базовый курс информатики. Поэтому в рамках данного курса предлагаются знания и навыки школьников, состоящие в основном из умения переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно, закрепить в вербальной (эксплицитной, логической) форме, раскрыв «природу» систем счисления.
Общие сведения о системах счисления.
Теорема о единственности представления натуральных чисел в Р-ичных системах счисления.
Развернутая и свернутая форма записи. Представление произвольных чисел в позиционных системах.
Арифметические операции в Р-ичных системах счисления.
Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную.
Перевод чисел из десятичной системы в Р-ичную.
Связь между системами счисления, где Q=Pm.
Модуль 2. Представление информации в компьютере
Вопросы, рассматриваемые в данном разделе, практически не представлены в базовом курсе информатики.
Представление целых чисел.
Представление вещественных чисел.
Представление текстовой информации.
Способы представления графической и видео информации.
Цифровая запись звуковой информации.
Модуль 3. Введение в алгебру логики
Вопросы, рассматриваемые в данном разделе, практически не разбираются в базовом курсе информатики.
Алгебра логики. Понятие высказывания. Логические операции.
Логические формулы. Законы алгебры логики.
Методы решения логических задач.
Алгебра переключательных схем:
Булевы функции.
Канонические формы логических формул. Теорема о СДНФ.
Полные системы булевых функций.
Элементы схемотехники. Логические схемы.
Модуль 4. Элементы теории алгоритмов
При изучении данного модуля наибольшее внимание уделяется тем разделам, которые не были освещены в базовом курсе информатики;
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.
Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Уточнение понятия алгоритма. Машина Поста.
Алгоритмически неразрешимые задачи и вычислимые функции.
Понятие сложности алгоритма.
Алгоритмы поиска и сортировки.
Модуль 5. Основы теории информации
Вопросы, изучаемые в рамках данного модуля, отчасти затрагиваются в базовом курсе информатики. Но недостаточный уровень математической подготовки учащихся 7-9 классов не позволяет преподавателям продвинуться дальше «бытового» уровня раскрытия основных понятий данного раздела.
Понятие информации. Измерение информации.
Формула Хартли определения количества информации.
Закон аддитивности информации.
Информация и вероятность. Формула Шеннона.
Оптимальное кодирование информации. Код Хаффмана.
Модуль 6. Математические основы компьютерной графики
В данном модуле рассматриваются некоторые алгоритмы решения геометрических задач. Такие задачи возникают в компьютерной графике, проектировании интегральных схем, технических устройств и др. Цель настоящего материала - показать такие подходы к решению задач вычислительной геометрий, которые позволяют максимально просто получать решения большинства элементарных подзадач, не используя приемов высшей математики, в частности линейной алгебры.
Координаты и векторы на плоскости.
Уравнения линий.
Взаимное расположение точек и фигур.
Многоугольники.
Геометрические объекты в пространстве.
- Тематическое планирование:
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
Системы счисления | 5 | |
Общие сведения о системах счисления. Теорема о единственности представления натуральных чисел в Р-ичных системах счисления. | 1 | |
Развернутая и свернутая форма записи. Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления. | 1 | |
Арифметические операции в Р-ичных системах счисления | 1 | |
Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную. | 1 | |
Перевод чисел из десятичной системы в Р-ичную систему счисления. Связь между системами счисления, где Q=Pm. | 1 | |
Представление информации в компьютере | 5 | |
Представление целых чисел. | 1 | |
Представление вещественных чисел. | 1 | |
Представление текстовой информации. | 1 | |
Способы представления графической и видео информации. | 1 | |
Цифровая запись звуковой информации | 1 | |
Введение в алгебру логики | 7 | |
Алгебра логики. Понятие высказывания. Логические операции. | 1 | |
Логические формулы. Законы алгебры логики. | 1 | |
Методы решения логических задач. | 1 | |
Алгебра переключательных схем. | 1 | |
Булевы функции. Полные системы булевых функций. | 1 | |
Канонические формы логических формул. Теорема о СДНФ. | 1 | |
Элементы схемотехники. Логические схемы. | 1 | |
Элементы теории алгоритмов | 7 | |
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. | 1 | |
Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. | 1 | |
Уточнение понятия алгоритма. Машина Поста. | 1 | |
Алгоритмически неразрешимые задачи и вычислимые функции. | 1 | |
Понятие сложности алгоритма. | 1 | |
Алгоритмы поиска и сортировки. | 1 | |
Алгоритмы поиска и сортировки. | 1 | |
Основы теории информации | 5 | |
Понятие информации. Измерение информации. | 1 | |
Формула Хартли определения количества информации. | 1 | |
Закон аддитивности информации. | 1 | |
Информация и вероятность. Формула Шеннона. | 1 | |
Оптимальное кодирование информации. Код Хаффмана | 1 | |
Математические основы компьютерной графики | 5 | |
Координаты и векторы на плоскости. | 1 | |
Уравнения линий. | 1 | |
Взаимное расположение точек и фигур. | 1 | |
Многоугольники. | 1 | |
Геометрические объекты в пространстве. | 1 |
- Материально-техническое обеспечение
- Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Элективный курс «Математические основы информатики». Учебное пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Элективный курс «Математические основы информатики». Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)
- Пакет офисных приложений
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от ________ №__, руководитель МО _________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________________ «____»_________2015г. |
Согласовано
заместитель директора по УР
__________________________
«___» __________ 20___ года
Краснодарский край, город Армавир
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
_ средняя общеобразовательная школа №3
(полное наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по _ элективному курсу «Математические основы информатики»
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 11
Учитель Бешева Виктория Александровна
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы Бешевой В.А., утверждена решением педсовета , протокол №1 от 28.08.2015г.
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Календарно-тематическое планирование
11 класс
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | |
По плану | Фактически | ||||
Системы счисления | 5 | ||||
Общие сведения о системах счисления. Теорема о единственности представления натуральных чисел в Р-ичных системах счисления. | 1 | ||||
Развернутая и свернутая форма записи. Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления. | 1 | ||||
Арифметические операции в Р-ичных системах счисления | 1 | ||||
Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную. | 1 | ||||
Перевод чисел из десятичной системы в Р-ичную систему счисления. Связь между системами счисления, где Q=Pm. | 1 | ||||
Представление информации в компьютере | 5 | ||||
Представление целых чисел. | 1 | ||||
Представление вещественных чисел. | 1 | ||||
Представление текстовой информации. | 1 | ||||
Способы представления графической и видео информации. | 1 | ||||
Цифровая запись звуковой информации | 1 | ||||
Введение в алгебру логики | 7 | ||||
Алгебра логики. Понятие высказывания. Логические операции. | 1 | ||||
Логические формулы. Законы алгебры логики. | 1 | ||||
Методы решения логических задач. | 1 | ||||
Алгебра переключательных схем. | 1 | ||||
Булевы функции. Полные системы булевых функций. | 1 | ||||
Канонические формы логических формул. Теорема о СДНФ. | 1 | ||||
Элементы схемотехники. Логические схемы. | 1 | ||||
Элементы теории алгоритмов | 7 | ||||
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. | 1 | ||||
Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. | 1 | ||||
Уточнение понятия алгоритма. Машина Поста. | 1 | ||||
Алгоритмически неразрешимые задачи и вычислимые функции. | 1 | ||||
Понятие сложности алгоритма. | 1 | ||||
Алгоритмы поиска и сортировки. | 1 | ||||
Алгоритмы поиска и сортировки. | 1 | ||||
Основы теории информации | 5 | ||||
Понятие информации. Измерение информации. | 1 | ||||
Формула Хартли определения количества информации. | 1 | ||||
Закон аддитивности информации. | 1 | ||||
Информация и вероятность. Формула Шеннона. | 1 | ||||
Оптимальное кодирование информации. Код Хаффмана | 1 | ||||
Математические основы компьютерной графики | 5 | ||||
Координаты и векторы на плоскости. | 1 | ||||
Уравнения линий. | 1 | ||||
Взаимное расположение точек и фигур. | 1 | ||||
Многоугольники. | 1 | ||||
Геометрические объекты в пространстве. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"
Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, частично естественно-научного и технико-технологичес...
Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...
Рабочая программа элективного курса по информатике (на основе собственых лабораторных работ)
Цель данного курса:Образовательная: формировать общее представление о языке HTML через возможность понять важность HTML-стандартов для создания гипертекстовых документов, идентификацию тегов HTM...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Основы программирования на языке Паскаль» для 10 класса
Рабочая программа содержит КТП...
Рабочая программа элективного предмета по информатике «Основы программирования»
Рабочая пргграмма элективного предмета для учеников интересующихся программированием на ЯПВУ "Паскаль"...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....